МЕМОРИАЛ 
Международный Мемориал / Лента новостей /
 
Лента новостей

— 17 января 2013 г. —

«Невидимки» в условиях тотальной видимости

В среду, 16 января 2013 года, в Международном обществе «Мемориал», при полном зале состоялся показ фильма Николя Милетича и Жана Крепю «Тайная история "Архипелага ГУЛАГ"» (Франция, 2008). Мероприятие проходило в рамках «Документальной среды» – нашего совместного проекта с Музеем кино. Вели вечер члены Правления Международного Мемориала Александр Даниэль и Борис Беленкин. Представляли картину Николя Милетич и Наталия Солженицына.

Александр Даниэль, Николя Милетич, Наталия Солженицына

Перед показом Наталия Дмитриевна подчеркнула, что фильм о «невидимках», о «замечательных людях, которые, рискуя, помогали рассказать правду о тех людоедских временах». «Так мало сегодня тех, кто сознает, что памяти о прошлом нельзя дать угаснуть», – добавила она.

После просмотра фильма, рассказывающего о том, в каких условиях, с чьей помощью создавался и переправлялся во Францию «Архипелаг ГУЛАГ» (первый том был опубликован в Париже в 1973 году), состоялась дискуссия.

А. Даниэль отметил, что фильм, с его точки зрения, замечательный, а Н. Милетич – не просто его автор, но и человек, «много сделавший для диссидентского движения в СССР в 70-е годы» в качестве корреспондента «Франс Пресс» в Москве. «Это агентство было тогда для нас одним из каналов связи с внешним миром».

Фильм «адекватно передает ту вещь, понимание которой сейчас уходит», продолжил Даниэль, «речь идет о колоссальном значении "Архипелага", совершившего переворот в общественном сознании, ставшего одним из крупнейших событий в российской и мировой истории». Даниэль также напомнил аудитории о роли первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа в распространении подпольного издания этой книги.

Развивая тему, Н. Солженицына обрисовала самиздатскую процедуру: «Присылались неразрезанные листы, которые затем разрезались и складывались. Рисковали все. За ксерокс – сажали. Александр Исаевич плакал, когда увидел одно из таких изданий».

Говорила Солженицына и о «нашей общей трагедии»: «Не было суда над коммунизмом. Да, вернуться те времена не могут – изменился мир, изменилось информационное поле, устроить бункер для страны больше не может никто... Но общество – нравственно нездорово, и это самое страшное. Мы идем в будущее с непроясненным сознанием. Наши дети сбиты с толку. Кого выпускают школы?! Дело даже не в юридическом суде над преступлениями советского режима, а в моральном».

«Юридическая оценка крайне важна!»,  – заявил в ответ А. Даниэль. «Причем судить нужно за конкретные преступления конкретных людей».

Затем прозвучал вопрос из зала: не было ли попыток рассказать о «невидимках», помогавших Солженицыну, в письменном виде?

«У Александра Исаевича есть целая глава, посвященная "невидимкам", в его очерках "Бодался теленок с дубом". Она писалась тогда, когда Солженицына уже выслали. Затем – несколько раз дополнялась, в том числе – в перестройку. Сами же "невидимки" мемуаров не написали», – ответила Н. Солженицына.

Алексей Макаров (Архив Истории инакомыслия в СССР, «Мемориал»), согласившись с уже высказанным мнением о качестве фильма, напомнил зрителям о том, что в «Архипелаге» описываются не только сталинские, но и хрущевские репрессии. «Известны ли "невидимки", рассказавшие Солженицыну о событиях в Новочеркасске 1962 года?», – спросил он вдову писателя.

«Был человек, послуживший прообразом одного из героев "Ракового корпуса", этот герой умирает. Так вот его брат как раз и рассказал Александру Исаевичу о Новочеркасске».

Правозащитница Елена Санникова назвала «слишком оптимистичным» высказывание Н. Солженицыной о том, что «прошлое не вернется»: «Оно уже вернулось, пускай и в меньших масштабах. Магнитский, "узники 6 мая"... Описания сегодняшних пыток вполне сопоставимы с "Архипелагом"...»

«Что мы должны сделать, чтобы прошлое не повторилось в тех страшных объемах?», – спросила Санникова Н. Милетича.

«У меня нет права направлять вас», – ответил режиссер. «Просто нужно не забывать примеры из прошлого, судьбы мужественных людей».

«Не прошлое возвращается, а будущее прорисовывается, вот что тревожно», – добавил А. Даниэль.

Он также вспомнил «пронзительный эпизод» в фильме, касающийся Елизаветы Воронянской. В 1973-м ее задержали на вокзале в Ленинграде, несколько дней допрашивали в КГБ. Не выдержав, Воронянская рассказала о спрятанной рукописи «Архипелага». Вскоре ее нашли в петле.

«История загадочная... Елизавету Денисовну задержали 4 августа, допрашивали с 4-го по 8-е. А смерть, согласно протоколу, – 22-го... Что происходило с 9-го по 21-е?.. В 1994 году в журнале "Звезда" были материалы о Воронянской», – сказал Даниэль.

«Мы не знаем, повесилась ли она или ее убрали», – добавила Солженицына.

По мнению Б. Беленкина, фильм не о книге «Архипелаг ГУЛАГ», а о том, как «хороший человек победил плохое государство».

Фильм – о «неизвестных людях, сыгравших важную историческую роль, без них ничего не получилось бы», сказал Н. Милетич.

Фильм, как и книга, – о «противостоянии человеческого духа», сказала Н. Солженицына.


 

Александр Черкасов

— Темы —

Памяти А. И. Солженицына