МЕМОРИАЛ 
Международный Мемориал / Лента новостей /
 
Лента новостей

— 14 мая 2013 г. —

Об истории – с человеческих позиций

Наталья Колягина, Антон Дубин

Во вторник, 30 апреля 2013 года, в Театральном центре «На Страстном» состоялась церемония награждения победителей XIV Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Вели церемонию Татьяна Лазарева и Михаил Шац.

СПИСОК ФИНАЛИСТОВ КОНКУРСА

ЛУЧШИЕ УЧИТЕЛЯ КОНКУРСА

Ирина Щербакова, Татьяна Лазарева, Михаил Шац. Фото: Алена Чазова

Председатель жюри конкурса, академик РАО, историк и краевед России Сигурд Шмидт говорил, в частности, о важности для молодых людей найти свое призвание и быть счастливыми на выбранном пути.

Сигурд Шмидт. Фото: Николай Гладких

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева пожелала победителям конкурса не растерять имеющийся у них заряд доброты и честности.

Людмила Алексеева. Фото: Николай Гладких

Для журналиста, общественного деятеля Ирины Ясиной, по ее словам, чтение работ школьного конкурса – не труд, а наслаждение. Она также отметила, что при чтении присланных на конкурс текстов становятся очевидными аналогии между российским прошлым и настоящим.

Ирина Ясина. Фото: Николай Гладких

Как подчеркнула Ясина, главные задачи современных людей – жить без страха, быть достойными, не позволять собой манипулировать, себя запугивать, себе врать.

Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Польша в Москве Войцех Зайончковский говорил о важном жизненном опыте, приобретенном ребятами при написании работ, – об опыте столкновения официальной истории и свидетельств эпохи.

По мнению социолога Бориса Дубина, школьный конкурс – «не про прошлое, а про связь между людьми, которая очень важна» и в значительной степени раздроблена российской историей 20 века. Благодаря конкурсу, сказал Дубин, мы можем обратиться к альтернативным историям, к голосам тех, кого французский философ Мишель де Серто называл «молчаливым большинством», – эти голоса заглушались, вытеснялись.

Член правления Фонда Кёрбера Лотар Дитмер напомнил о важной роли учителей, мотивирующих школьников работать, участвовать в конкурсе и делающих это зачастую в нерабочее время. Девизом сети европейских исторических конкурсов Eustory, в которую входит российский школьный конкурс, стали слова Курта Кёрбера: «Давайте не будем учить молодых людей истории, давайте отправим их в историю».

Главный редактор журнала «Отечественные записки» Татьяна Малкина отозвалась о школьных работах как о «ежегодной инъекции исторического оптимизма».

Финалист первого школьного конкурса, ныне – режиссер документального кино Филипп Абрютин говорил ребятам о том, что написать работы – это одно, а понять написанное – совершенно иное: «Речь идет не об истории России, а о людях, чья история – поиск своей гармонии. Если вы поймете, о чем написали, то станете активными».

Ральф Поссекель, представитель фонда «Память, ответственность, будущее», поделился с участниками церемонии историей своего дедушки, случившейся по завершении Второй мировой войны. Дедушка тогда работал на заводе в Германии, и туда пришли остарбайтеры, которые должны были решить на месте, кто из немцев относился к ним хорошо, а кто – плохо. Этот случай помог самому Поссекелю, по его словам, осознать тесную связь немецкой и русской историй.

Журналист радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина сказала, что конкурсные работы вызывают у нее смешанное чувство ужаса и восторга. «Ужаса – от того, сколько жизней перемолола страна, сколько биографий не состоялось, и восторга – от того, что сегодня существуют такие учителя и такие ребята, которые относятся к истории не столь патетично, а работают умом и сердцем».

Представитель Комитета общественных связей города Москвы Марина Суслова отметила, в частности, что, читая исторические работы старшеклассников, она в очередной раз думает о расхожести и бессмысленности фразы «это времена такие были...».

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин отозвался о церемонии награждения победителей школьного конкурса как о самом замечательном мероприятии патриотического и государственного свойства и высказал уверенность в том, что стоящие на сцене молодые исследователи – «уже граждане, не на словах, а на деле».
Помогавшие школьникам учителя отметили, что конкурс развивает в ребятах «уважение к своему народу».

Владимир Лукин. Фото: Николай Гладких

Эксперт Фонда Михаила Прохорова Ольга Синицына поздравила и тех, кто не победил в конкурсе, а также подчеркнула, что конкурс опередил большинство российских библиотек и музеев, поскольку «здесь начали говорить об истории не с позиции государства или партии, а с точки зрения человека».

Фойе Театрального центра «На Страстном». Перед церемонией. Фото: Николай Гладких

— Темы —

Школьный конкурс