ПРАВОЗАЩИТА 
Правозащита / Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов /
 
О программе
Защита активистов гражданского общества
 
 
 
Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов

— 21 июля 2015 г. —

Калмыкова Ирина Леонидовна

Калмыкова Ирина Леонидовна, родилась 10 сентября 1969 года в г. Люботин Харьковского района Харьковской области, проживает в городе Москве, гражданская активистка, обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 212.1 УК РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). С 10 июня 2015 года находится под подпиской о невыезде.

Описание дела

В постановлении о привлечении Калмыковой в качестве обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного  ст. 212.1 УК РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), указано, что 5 декабря 2014 года она участвовала в несогласованном с органами исполнительной власти шествии от дома 24 до дома 20 по Мясницкой улице «в составе группы граждан в количестве пяти человек». 26 января 2015 года Калмыкова участвовала в несогласованном с органами исполнительной власти пикете «в количестве 3 человек» по адресу Лубянская площадь, д. 4. 6 мая 2015 года Калмыкова приняла участие в «митинге, проводимом без согласования с органами исполнительной власти в составе группы граждан в количестве 50 человек», по адресу Болотная площадь, д. 10. 11 мая 2015 года Калмыкова участвовала в акции-поздравлении политзаключенной Надежды Савченко у московского СИЗО «Матросская тишина» и, наконец, 26 мая 2015 года Калмыкова участвовала в «публичном мероприятии в составе группы граждан в количестве 9 человек, уведомление о проведении которого в органы исполнительной власти г. Москвы не подавалось» по адресу ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1/3.

По эпизоду 6 декабря 2014 года Басманный районный суд г. Москвы оштрафовал Калмыкову по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ («Проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления») на 19 тыс. рублей. По эпизоду 26 января 2015 года Тверским районным судом г. Москвы активистка была оштрафована по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования») на 15 тыс. рублей. По эпизоду 6 мая 2015 года судья Замоскворецкого районного суда г. Москвы Наталья Сусина 7 мая 2015 года  признала Калмыкову виновной в совершении правонарушения по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ («Повторное нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования») и назначила наказание в виде 6 суток административного ареста. Однако на следующий день Мосгорсуд освободил Калмыкову от данного наказания, поскольку та является матерью ребенка, не достигшего 14 лет.

По эпизоду 26 мая 2015 года в отношении Калмыковой был составлен протокол об административном правонарушении, однако затем административное производство было прекращено, а материалы правонарушения направлены в следственное управление по Центральному административному округу ГСУ СК РФ по г. Москве. 2 июня 2015 года отделом по расследованию особо важных дел следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве в отношении Калмыковой было возбуждено уголовное дело по ст. 212.1 УК РФ. 10 июня 2015 года следователем Шульгиной Д.Д. было принято постановление о привлечении Ирины Калмыковой в качестве обвиняемой по указанному делу, а также постановление об избрании для Калмыковой меры пресечения в виде подписки о невыезде.

Основания признания лицом, преследуемым по политическим мотивам

Даже сам факт преследования по ст. 212.1 УК РФ дает основания для вывода о незаконности и политическом характере преследования Ирины Калмыковой. Эта статья, как и ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, к которой применимы изложенные ниже характеристики ст. 212.1 УК РФ, направлена на упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий посредством ограничения свободы собраний и на недобровольное прекращение публичной деятельности лиц, реализующих свободу собраний в целях критики субъектов властных полномочий.
  • В соответствии с ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ («Общие правила назначения административного наказания») никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Аналогично ч. 2 ст. 6 УК РФ («Принцип справедливости») устанавливает, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Указанные нормы, как в совокупности, так и по отдельности закрепляют принцип, согласно которому лицо подлежит ответственности за одно и то же совершенное противоправное деяние лишь однажды, запрет повторного наказания предусмотрен и ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, тогда как ст. 212.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за действия, за которые лицо уже подверглось административному наказанию.
  • Эта статья ставит наличие состава преступления в зависимость от наличия случаев привлечения лица к административной ответственности. Таким образом, привлечение к уголовной ответственности  и вынесение решения в рамках уголовного процесса основываются на судебных решениях, принятых в порядке производства по делам об административных правонарушениях, предполагающих существенно более низкий уровень гарантий соблюдения прав и свобод лица, привлекаемого к ответственности, чем это предусмотрено нормами уголовного процесса.
  • Состав преступления, предусмотренный ст. 212.1 УК РФ в качестве единственного признака, позволяющего квалифицировать действия лица как преступные, выделяет неоднократность совершения лицом административных правонарушений. Однако неоднократность совершения противоправного деяния не может влиять на характер и степень его общественной опасности, но может только характеризовать личность лица, совершившего противоправное деяние. Характеристика личности, в соответствии с требованиями уголовного закона, учитывается при решении вопроса об индивидуализации наказания, в то время как при квалификации содеянного учитывается характеристика совершенного деяния. Состав же ст. 212.1 УК РФ устанавливает характеристику личности лица в качестве квалифицирующего признака его действий, что прямо противоречит принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ст. 19 Конституции Российской Федерации.
  • Само по себе установление уголовной ответственности за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия явно не соответствует  степени предполагаемой общественной опасности таких нарушений, это несоответствие особенно очевидно учитывая санкцию ст. 212.1 УК РФ – лишение свободы на срок до 5 лет или штраф до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 3 лет. Противоречие между уровнем общественной опасности и установленным уголовным наказанием углубляется правоприменительной практикой по делам об административных правонарушениях, предполагающей привлечение к ответственности  вне связи с общественной опасностью действий и вопреки фактическим обстоятельствам, исключительно на основании показаний сотрудников полиции.
  • Ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определяет, что «каждый имеет право на свободу мирных собраний… осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц…». Уголовная ответственность за нарушения установленного порядка проведения и организации публичного мероприятия, безотносительно к тому, вызвали ли эти нарушения реальную угрозу общественным интересам, является чрезмерной и существенным образом ограничивает право на свободу мирных собраний. Такой подход находит подтверждение в прецедентных решениях ЕСПЧ по делам Oya Ataman v. Turkey, Bukta and others v.Hungary и др. отметивших, что если «демонстранты не участвуют в актах насилия, государственным органам важно продемонстрировать определенный уровень толерантности по отношению к мирным собраниям с тем, чтобы гарантированная статьей 11 Конвенции свобода собраний не была лишена своей сути». Обстоятельства ни одного из случаев административных правонарушений, к ответственности за совершение которых привлекалась Ирина Калмыкова, не содержат таких угроз, которые делали бы необходимыми в демократическом обществе его преследование в административном или, тем более, уголовном порядке.
О политическом характере преследования Калмыковой свидетельствуют и конкретные обстоятельства ее преследования: оппозиционный по отношению к действующей власти характер публичных мероприятий в которых она участвовала, предполагаемая фальсификация административного материала по эпизоду 26 мая 2015 года (в протоколе об административном правонарушении, который активистка отказалась подписать на следующий день появилась подпись без ее ведома).

В связи с вышеизложенным мы считаем уголовное преследование Ирины Калмыковой незаконным и политически мотивированным. Оно осуществляется по политическим мотивам исключительно из-за политических убеждений Калмыковой и в связи с ненасильственным осуществлением ею свободы выражения мнений и информации, а также свободы мирных собраний, гарантированных Конституцией РФ, Международным Пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, с нарушением права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных упомянутыми международными договорами.

Признание лица незаконно преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых лиц, ни одобрения их высказываний или действий.

Ирина Калмыкова вины не признает.

Адвокаты: Тигран Мурадян, Марина Никитина.

Постановление о привлечении Калмыковой в качестве обвиняемой
http://memo.ru/uploads/files/1757.pdf

Постановление об избрании в отношении Калмыковой меры пресечения
http://memo.ru/uploads/files/1758.pdf

Независимая экспертиза Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 258-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях»:
http://ovdinfo.org/documents/2015/01/20/statya-uk-o-neodnokratnom-narushenii-na-meropriyatiyah-nezavisimaya-ekspertiza

Ссылки на интересные публикации в СМИ:
http://grani.ru/Society/Law/m.241800.html
http://ovdinfo.org/interviews/2015/06/10/irina-kalmykova-puskay-oni-pozoryatsya-sazhayut-v-tyurmu-mnogodetnyh-materey
http://svoboda.org/content/article/27065345.html
http://obozrevatel.ru/news/irina-karimova-stala-chetvertym-aktivistom-protiv-kotorogo-vlast-vozbudila-novuyu-antimitingovuyu-statyu-uk-rf-2121.html

Дата обновления справки: 23.07.2015 г.

— Темы —

Ожидание суда

На свободе

Дела гражданских активистов