МЕМОРИАЛ 
Международный Мемориал / Лента новостей /
 
Лента новостей

— 10 сентября 2015 г. —

11 сентября: семинар о религиозном самиздате

В пятницу, 11 сентября 2015 года, в конференц-зале Международного Мемориала (Каретный ряд, 5/10) состоится заседание постоянно действующего семинара «От цензуры и самиздата к свободе печати», посвященное религиозному самиздату в СССР в 1950-е – 1980-е годы.

Совместно с Государственной публичной исторической библиотекой России.

Памяти протоиерея Александра Меня, убитого 25 лет назад.  

Начало в 15.00.

Будут рассмотрены конкретные самиздатские практики: православных общин и групп, баптистов, толстовцев, иудеев. Предполагается дискуссия по общим проблемам, связанным с распространением религиозных текстов различными конфессиональными группами в условиях несвободы и преследования за веру.

На семинаре выступят: Алексей Беглов («Самиздат православных монашеских общин 1950-х»), Надежда Белякова («Общение и обличение в самиздате евангельско-баптистского сообщества. Опыт анализа переписки 1960-70-х гг.»), Ирина Гордеева («Религиозный самиздат контркультуры»), Александр Кравецкий («Литургический самиздат, 1950-е – 1980-е гг.»), Семен Чарный («Еврейский религиозный самиздат»), Петр Чистяков («Литургический самиздат в 1940-е – 1950-е гг. в Кашире»).

***

Религиозный самиздат появился раньше правозащитного. Правозащитный стал ответом на политические аресты середины 60-х, религиозный – реакцией на дефицит религиозной литературы. Религиозный самиздат существовал с 1930-х гг. в связи с преследованием Церкви и запретом на печать религиозных текстов.

Одной из форм протеста верующих в ответ на антирелигиозную кампанию конца 50-х – начала 60-х стала публикация в самиздате информации о церковных преследованиях и обращений к властям с требованиями прекратить репрессии. В последующие годы православный самиздат продолжал восполнять недостаток богослужебной и культурно-религиозной литературы (например, труды о. Александра Меня).

Представители религиозных меньшинств в СССР – баптисты, пятидесятники, адвентисты, католики создавали регулярные периодические издания для чтения единоверцами. И протестанты, и католики восприняли идею самиздатской периодики, которая становится и формой протеста, и методом информирования мирового сообщества о преследованиях за веру в СССР. Участники религиозных движений сумели то, чего в Советском Союзе больше не сумел никто – создали тайные издательства и подпольное книгопечатание. Например, подпольные типографии баптистского издательства «Христианин», многотысячные тиражи Евангелий и духовных сборников.

Несмотря на многочисленные аресты авторов и распространителей самиздата, редакторов, разгромы типографий, религиозный самиздат дожил до перестройки, положившей конец религиозным гонениям.

— Темы —

Анонсы

Совещания, семинары