МЕМОРИАЛ 
Международный Мемориал / Конкурс для старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век» / Публикации о конкурсе /
 
Новости конкурса
Итоги конкурсов
Архив новостей
Публикации о конкурсе
 
 
 
Публикации о конкурсе

— 23 мая 2011 г. —

Ничего не забыть!

Анна Славина

В Москве состоялось награждение победителей XII Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Его совместно провели Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, Союз краеведения России и кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета.

На конкурс пришло около 2 000 работ со всей России, но в число приглашенных в Москву попали авторы в основном из европейской части страны. Зауралье было представлено всего тремя регионами: Кемеровской и Иркутской областями и Алтайским краем. Наш Антон Протасов, учащийся барнаульского лицея № 86, представил на конкурс работу «Трагедия ХХ века в истории моей семьи», выполненную под руководством заслуженного учителя РФ Александры Рудаковой, и вошел в тройку победителей. Он не только завоевал второе место во Всероссийском конкурсе, но и получил специальную премию имени Василия Гроссмана за литературное эссе «Герой XX века».

Справка «Алтайской правды».
Главная задача общества «Мемориал» – сохранить память о прошлом.

За 12 лет конкурс приобрел множество друзей и помощников. С организаторами конкурса активно сотрудничают историки, преподаватели, работники библиотек и музеев, журналисты. «Мемориал» регулярно проводит для них научно-методический семинар в Москве, посвященный преподаванию российской истории и организации исследовательской работы старшеклассников.

С 2001 года конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» стал членом «Еustory» – европейской сети исторических конкурсов. В ее рамках проводятся совместные семинары, летние школы для победителей.

За годы существования конкурса «Мемориал» выпустил 17 сборников, куда вошли лучшие работы, присланные старшеклассниками. Пять из них подготовлены вместе с зарубежными партнерами и опубликованы на немецком, итальянском и норвежском языках.

Весной 2011 года вышел новый сборник «Пути следования: российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортации XX века». А новым событием в конкурсе этого года стала номинация «Россия и Польша: Свои или чужие?» – совместный проект с центром «Карта» (Польша).

После возвращения Антона из Москвы «АП» попросила его рассказать, как проходил финальный этап конкурса и что ему больше всего запомнилось.

– Названия дискуссий: «Взаимоотношения личности и государства XX века», «Общество и армия», «Герой и антигерой» и так далее. А больше всего мне понравилось, что организаторы конкурса дали нам право выбора. Практически каждая дискуссия заканчивалась тем, что нам говорили: «Нет однозначного ответа на все проблемы, поставленные историей, у каждого человека свой выбор».

– Антон, почему ты выбрал тему «Трагедия XX в истории моей семьи»?

– Двадцатый век был одним из самых богатых на исторические катаклизмы в истории России. В своей работе я рассматриваю такие события, как Гражданская война, раскулачивание, коллективизация, быт в годы Великой Отечественной войны на примере конкретных судеб членов моей семьи.

– Как получилось, что ты увлекся исследовательской работой?

– Совершенно случайно. В девятом классе (когда я еще учился в Первомайском районе) мне пришлось готовить небольшое сообщение на уроке истории про мою бабушку Анну Васильевну Князеву, которая была репрессирована в годы Великой Отечественной войны и отправлена в ГУЛАГ. Потом был реферат, и постепенно мой интерес к истории семьи возрос настолько, что сложилась научно-исследовательская работа «Сталинские репрессии в истории моей семьи», с которой я выступил на районной конференции в Первомайском районе. В процессе изучения истории семьи добавилась еще одна ветвь Соловьевы – Жигаловы, а с ней – Гражданская война, быт в годы Великой Отечественной войны… А дальше количество информации нарастало как снежный ком.

– Сколько поколений своей семьи ты изучил?

– До шестого колена, и по отцовской, и по материнской линии. Начиная с 1897 года, когда на Алтай приехал мой прапрадед по отцу выходец из Ростовской губернии Макар Гаврилович Бурянкин. Знаете, я сделал интересный вывод в процессе своей работы. У нас в семье были и те, кто поддерживал Советскую власть, и те, кто был против, но судьба у них оказалась одинаково трагической.

– Тебе уже совсем скоро сдавать ЕГЭ. Большинство твоих ровесников бегает по репетиторам и консультациям, а ты тратишь время на научные изыскания…

– Пятьдесят процентов ЕГЭ по истории – это ХХ век. Когда я веду исследовательскую работу, я изучаю все нужные темы.

-– Ты говорил, что хочешь поступить в АлтГУ на юридический или политологический факультет. А в дальнейшем планируешь связать свою жизнь с наукой?

– С политикой. Так получилось, что я всегда занимал «руководящие» посты. В 8 классе был президентом детской организации «Росинка». В 9-м создал и возглавил детскую школьную демократическую республику «Дружба», а сейчас я - председатель совета лидеров лицея.

– Есть политик, который служил бы примером?

– Да. Хотя надо мной порой и подшучивают по этому поводу. В 9-м классе я прочел книгу «Маргарет Тэтчер – женщина у власти». И мне показалось, что мы с ней похожи. Там довольно подробно рассказывается, какое у нее было детство, о личных качествах, как она шла к своему посту. Еще мне нравится первый президент СССР Горбачев. Мне кажется, что единственная ошибка Михаила Сергеевича как политика в том, что он разом обрезал все сдерживающие узы у не подготовленного к свободе народа. Поэтому процесс разрушения страны и нельзя было остановить.

В первых же числах мая пришло известие, что Антон Протасов стал обладателем еще одной значимой награды – медали им. Эвариста Галуа в номинации «История времен и народов».

Источник:
Алтайская правда: Краевая массовая газета. – 21.05.2011
http://www.ap22.ru/paper/paper_3858.html