ПРАВОЗАЩИТА 
Правозащита / Горячие точки / Северный Кавказ / Мониторинг после апреля 2009 /
 
О программе
Северный Кавказ
• Мониторинг после апреля 2009
• Вторая чеченская война и ее последствия. Мониторинг 1999-2007 гг.
• Первая Чеченская война
• Осетинско-Ингушский конфликт: Пригородный район. Мониторинг после апреля 2009
• Аналитика-взгляд правозащитников
• Досье: тематические подборки
• Архив публикаций
• Проблема заложничества
• Дело Руслана Кутаева
Южный Кавказ
Таджикистан 1993
Молдавия (Приднестровье) 1990-95
Москва 1993
 
 
 
Мониторинг после апреля 2009

— 9 декабря 2009 г. —

Магомед-Саид Мусаев. На чем держится единство Дагестана Наши народы всегда воспринимали себя как единый этнос

Магомед-Саид Мусаев. На чем держится единство Дагестана

Наши народы всегда воспринимали себя как единый этнос

В последнее время в связи с Посланием Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ, где особо подчеркнуто говорится о современной ситуации на Северном Кавказе, разумеется, в Дагестане, в СМИ республики широко стали обсуждать вопросы, связанные с межнациональными отношениями в нашей многонациональной республике.

Симптоматично то, что отдельные авторы в связи с этим в угоду чьим-то интересам необъективно, а сугубо субъективно стали квалифицировать современную ситуацию межнациональных отношений, подвергать сомнению веками сложившееся единство Дагестана; более того, даже раздувать межнациональные распри, пытаясь внести раскол между народами единого Дагестана. Естественно, в подобном случае невольно возникает вопрос: «Какова же на самом деле, если подойти научно и объективно, современная ситуация межнациональных отношений и степень единства Дагестана, и на чем держится это единство?».

Судя по мнению многих дагестанцев, высказанному в статьях- отзывах, опубликованных в «Дагестанской правде», современная ситуация в межнациональных отношениях и степень единства народов Дагестана в целом не подвергаются сомнению. «...Дагестанский опыт мирного сосуществования, содружества народов надо изучать ученым, его надо пропагандировать, о нем надо говорить... Эта тема не должна быть в распоряжении одних журналистов, хороших или не очень. Она должна быть в поле зрения интеллигенции республики и вообще всего нашего общества».

Прежде всего следует отметить, что специалистами сделаны серьезные, порою небезуспешные попытки разгадать тайны этого «загадочного» единства и выяснить его составляющие. По данной теме написано много статей и книг. Но тем не менее, как верно отмечает Президент РД М.Г. Алиев, этот феномен требует дальнейшего изучения и осмысления как в теоретическом, так и в практическом аспектах, ибо сохранение и укрепление единства народов Дагестана являются важнейшими условиями существования и дальнейшего развития такого уникального социума, как «многонациональный дагестанский народ». Проблема сохранения единства Дагестана является также краеугольным камнем в политической деятельности и в повседневной работе руководства республики. Теоретическое осмысление практического аспекта данной проблемы может позитивно сказаться на деятельности институтов власти нашей республики.

На наш взгляд, сохранению и укреплению единства Дагестана способствуют следующие естественные факторы, обусловленные специфическими природно-географическими, историческими, геополитическими и национально-духовными условиями. Они давно замечены даже простым народом и образно обобщены в сокровищнице народной мудрости - в устном народном творчестве.

«...Дагестанский опыт мирного сосуществования, содружества народов надо изучать ученым, его надо пропагандировать, о нем надо говорить... Эта тема не должна быть в распоряжении одних журналистов, хороших или не очень»

Прежде всего это то, что по своим природно-географическим условиям Дагестан быть не единым не может. Горы и плоскость не могут быть разъединены ни политическими, ни национальными, ни другими границами. Горы и плоскость - это один единый организм. Это понимали дагестанские народы еще издавна. Вот как красиво и образно это выражено в двух даргинских пословицах, ср.: Диркъа - кани, къакъ - дубура, букв. «Плоскость - живот, горы - спина»; Къяшми кадатес - диркъа, къакъ бетяхъес - дубура, букв. «Ногам наступать - плоскость, спине опереться - горы».

В дагестанском народном творчестве особо не выделяется и не называется конкретная национальность. Напротив, постоянно подчеркиваются слова, выражающие такие понятия, как диркъа урх! - «люди равнины, плоскости», дубурла урх! - «люди гор» или дубурланти - «горцы». Аварцы, например, называют себя мяг!ярулал, что значит «горцы».

Следовательно, не было принято так четко, как сейчас, различать национальную принадлежность дагестанцев. Тех или иных жителей Дагестана, как правило, называли по названиям аулов или определенных участков. Аварцев, например, даргинцы и сейчас называют к!арахъан по названию аварского аула Къарахъ «Карахи», лакцев – гъумекан, от Гъумеки «Кумух», аварцы даргинцев называют то г!ахъуша (ср. сел Ахъуша «Акуша»), го ц1ет!ех! (от названия сел. Ц1удахъар «Цудахар») или сирх!а (от названия Сирх1я «сиргинский участок или сиргинское общество»), лезгин даргинцы называли то ахтипура (ср. сел. Ахты), то дагъузпура (ср. Докузпаринский район) или Курепура (ср. Кюринское общество).

Народная поэзия Дагестана полна многочисленными поэтическими выражениями, подчеркивающими единое для всех дагестанцев географическое, экономическое и национальное пространство. Например, даргинцам очень нравится воспевать в романтическом стиле в своих песнях понятия гъумекан - «кумухец», азайлан, т.е. «таркинец-кумык» (от гъазарлан, что означает «хазарский»), г!янди - «андийцы», диде - «дидойцы», табасаран - «табасаранец», к!арахъан - «аварский, аварец» и т.д. Ср.: Азайнирил издагла базла г!янурбала рег1, гъумекирил Пахайла т!асла къянрубала рег! - «Ты такая, у которой пуховые подушки, как у княгини из Азайни (Тарки), а кувшины медные, как у кумухской Пахай (имя жены кумухского хана»); дила к!арахъан талхъан - «ты мой карахинский (т.е. аварский, видимо, хунзахский) талкан, т.е. «князь» (так восхваляет своего малыша мать-даргинка); Пянде — дидела рурсби биркьули х!ед варгънани - «Андийские и дидойские девушки готовят тебе бурки»; Палтарлизив таманил табасаранка талхъан, ярагъли-зив х!ядурил гъумекан талхъа нукер - «Ты такой, как табасаранский князь, который полностью обеспечен одеждой, ты такой, как нукер кумухского хана, который готов в вооружении» (так восхваляет своего малыша мать-даргинка).

Приведенные примеры из даргинской народной поэзии действительно свидетельствуют о том, что дагестанские народы веками чувствовали себя как единый народ, у которого единое географическое и экономическое пространство. Следовательно, на единый Дагестан работает традиционно сложившееся единое понимание географического, экономического и духовного начала народов Дагестана.

Однако все меняется с историческим развитием народа. Бывший этнический единый народ (таким, кстати, был единый общедагестанский народ со своим единым общедагестанским праязыком, существовавшим примерно 4-5 тыс. лет тому назад) со временем может распасться на множество этносов и языков (ср.: славянский народ или романский народ, которые распались на множество наций и языков, функционирующих ныне). В связи с этим в настоящее время внутри Дагестана и вокруг него положение в аспекте рассматриваемого вопроса представляет узел противоречивых тенденций. Существует целый ряд аргументов, подтверждающих, что в настоящее время Дагестан во многих случаях можно считать достаточно крепким и единым социально-политическим образованием, и на эту тенденцию работает множество факторов. Однако вместе с тем существуют и такие факторы, которые способствуют развитию центробежных тенденций и могут стать поводом для различных конфликтов и нестабильности.

По нашему мнению, к естественным факторам, работающим на единый Дагестан, на единство народов Дагестана, в современных условиях можно отнести следующие:1.

Основополагающим естественным фактором, создающим и удерживающим единство Дагестана, является то, что по своим природно-географическим, экономическим и сложившимся в течение столетий конкретно-историческим условиям Дагестан не может быть расчленен по национально-языковому признаку. Благо, что восприятие Дагестана как единого организма стало частью менталитета его народов, как было еще с незапамятных времен. В противном случае неизбежен коллапс. Народы Дагестана и сейчас твердо уверены в том, что они являются равноправными и равнозначными членами единого дагестанского социума.

2. Мощным по степени своего действия фактором, объединяющим всех коренных дагестанцев в единое целое, является исповедуемый ими ислам. В отличие от других народов Кавказа нет коренных дагестанцев, исповедующих другую религию, кроме ислама. На этот могущественный фактор не раз указывали специалисты и ученые.

Вместе с тем необходимо отметить и наличие у дагестанских народов высокой степени толерантности и терпимости к чужой религии. Вспомним здесь то, что в Дагестане исповедуются три религии: ислам, христианство и иудаизм, которые в течение ряда столетий мирно уживаются.

3. Способствующим сохранению и укреплению единства народов Дагестана фактором является также сложившийся единый для всех дагестанцев язык межнационального общения. В настоящее время таким языком является русский, а в прошлом подобную функцию в условиях многоязычного Дагестана в той или иной степени выполняли арабский и усредненный тюркский языки. В связи с этим трудно представить, какой была бы ситуация в Дагестане в случае объявления таким языком одного из современных коренных письменных государственных языков Дагестана, скажем, аварского, даргинского, кумыкского, лезгинского или какого-нибудь другого. Отметим, что такие малопродуктивные идеи возникали в умах некоторых националистов.

4. Стабильности и единству Дагестана способствует и такой фактор, как совместное вхождение на равноправных началах почти всех народов и этносов Дагестана в состав единого, признанного ООН государства, т.е. Российской Федерации. Исключение составляют случаи разделенности определенной части населения лезгинской, аварской, цахурской и других национальностей, о которых речь пойдет ниже.

5. На унитарность Дагестана работают функционирующие в современных условиях Дагестана единая для всех народностей система образования, единая письменность, единое государственное образование - Республика Дагестан в составе РФ, единые государственные и иные учреждения республиканского уровня. Говоря о единой письменности, нельзя умолчать о попытках или о желании представителей отдельных народностей перейти на латинскую письменность. Думаю, что осуществление такого намерения станет работать не в пользу нашего единства. Либо всем народам Дагестана одновременно следует это сделать, либо ни одной народности не следует поднимать этот вопрос. В противном случае не исключено порождение недоверия и недружелюбия со стороны остальных народностей.

На укрепление единства положительно и результативно влияет изучение в учебных заведениях всех типов цикла регионоведческих дисциплин общедагестанского характера.

Такими предметами являются: история Дагестана, литература и фольклор народов Дагестана, обычаи и традиции народов Дагестана и др.

6. Нерушимость Дагестана поддерживается общностью и сходством многих жизнеспособных обычаев и традиций дагестанских народов, а также их духовное единство и общий менталитет.

7. Укрепляет монолитность Дагестана и целый ряд других объективных факторов, в частности, все растущее число межнациональных браков, возникшая в процессе урбанизации совместная работа представителей разных народов Дагестана в городских учреждениях и на предприятиях, способствующая развитию между ними взаимопонимания и доверия.

Необходимо проводить такую государственную политику, которая, с одной стороны, содействует упрочению и дальнейшему развитию положительных факторов, способствующих сохранению единства, а с другой - сдерживает негативные факторы

8. Народы Дагестана объединяет также их историческое единое прошлое. Едиными были и духовные ориентиры народов Дагестана: сначала к одной из ведущих мировых религий - к исламу, а позже через Россию - к единой европейской цивилизации. При всем этом народности Дагестана во многих случаях сохраняли свое единое национальное начало, приспосабливая к национальным особенностям проникающие в духовный мир элементы мировой цивилизации.

9. В той или иной мере укреплению нашего единства способствует даже само название Дагестан, которое не идентифицируется (не соотносится) с названием ни одной из народностей и объединяет все народности Дагестана под общим названием.

10. Не может не сказаться на едином понимании и единстве Дагестана и то общее, что имеется в системах языков Дагестана: слова генетически родственного лексического фонда в языках дагестанской группы кавказской семьи языков, идентичный количественный и качественный состав заимствованной лексики (около 40%) и многое другое.

Упрочению единства народов Дагестана благоприятствует проводимая в республике целеустремленная политика учета национального представительства в системе государственного аппарата и выборных органов.

Вместе с тем немаловажное значение имеет также выявление и уточнение и негативных факторов, которые не работают на единство, а наоборот, способны ослабить или разрушительно действовать на единство или служить поводом для различных конфликтов и разногласий. Выяснение и учет подобных факторов дает возможность заблаговременно проводить предупреждающую профилактическую работу, направленную на то, чтобы они не влияли отрицательно на единство народов Дагестана. К таким факторам я отношу следующие естественные атрибуты современного положения и жизни дагестанского общества.

1. То, что современный Дагестан не является мононациональным государственным образованием, а напротив, является чрезмерно многонациональным, допускает возможность различных конфликтов и разногласий, возникающих на национальной почве в тех или иных обстоятельствах.

2. Не благоприятствует стабильности и единству народов Дагестана факт наличия разделенных народов. Разделенность отмечается в рамках межгосударственных отношений.

Как известно, чуть ли не половина лезгинской народности и свыше ста тысяч аварцев, часть цахурцев, рутульцев и татов в настоящее время проживают в другом государстве - в Азербайджане. А определенная часть азербайджанцев проживает в Дагестане, входящем в состав другого государства – Российской Федерации. Ряд народностей разделен границами автономных государственных образований в рамках Российской Федерации. Так, например, часть ногайцев, несколько кумыкских населенных пунктов представлены за пределами Дагестана. В Дагестане проживает около 88 тысяч чеченцев (по переписи 2002 года), находящихся за пределами чеченского государственного образования.

Однако здесь следует иметь в виду то, что подобного характера разделенность этносов и наций, как свидетельствует мировая практика, в большинстве случаев становится вполне допустимой и жизнеспособной. В современном мире, например, трудно найти, чтобы одна нация была представлена только в одном государстве. Напротив, в подавляющем большинстве современные государства представляют собой либо многонациональные государства, либо одноязычное население образует ряд государств (скажем, арабоязычное, франкоязычное, германоязычное и др. население).

Нельзя не обратить внимания и на то, что народности внутри Дагестана разделены также административными границами районов. Так, например, ряд аварских аулов административно входят в Левашинский район, лакских - в Акушинский, кумыкских - в Кайтагский. Это хорошо в смысле, что совместное проживание представителей разных народов Дагестана способствует дружбе народов и работает на единый Дагестан. Плохо в смысле того, что разделенность не способствует сохранению национального своеобразия и языка. Кроме того, в этом кроется еще повод для межнациональных трений и разногласий.

3. Миру и полному согласию между народами в условиях Дагестана в тех или иных обстоятельствах может не содействовать поликонфессиональный характер дагестанского социума, а также проникновение на территорию республики различных религиозных сект и их деятельность. Вспомним недавние последствия проникшего в Дагестан религиозно-политического течения ислама - ваххабизма. В связи с этим в последнее время обращает на себя внимание и то, что среди дагестанской молодежи, особенно женского пола, стали выделяться две категории дагестанок, вносящие разнобой в единое понимание культуры и духовного мира дагестанцев. Это дагестанки-«европейки», одевающиеся по последней европейской моде, и дагестанки-«исламистки», одевающиеся по-мусульмански.

4. На национальное своеобразие единства Дагестана - единство в многообразии - разрушительно действуют современные процессы урбанизации и глобализации, которые стирают все национальное своеобразие и способствуют порождению национального нигилизма и космополитизма. Верно подмечал это профессор Р.М. Магомедов: «...Без сохранения национальных традиций не сохранить единства дагестанских народов».

Следует иметь в виду и то, что отдельные из отмеченных факторов, работающих за или против единства, способны качественно изменяться в процессе своего исторического развития. Факторы, которые в один исторический период способствовали развитию единства, со временем могут менять свой вектор. Так, например, носители бесписьменных языков аварской группы по внушенной им в советское время идее преимущества консолидации жили мирно и в согласии, пользуясь аварской письменностью и аварским литературным языком и официально, в паспортах считая себя аварцами. После распада же СССР они стали требовать идентификации языка и национальности, а также создания письменности на родных языках. Подобное требование стали предъявлять также отдельные представители кайтагского и кубачинского идиомов, которые по паспорту считаются даргинцами. А отдельные народности лезгинской группы (агулы, цахурцы и рутульцы), свое время пользовавшихся лезгинским письменным литературным языком, приступили к реализации такого права: для них уже создана письменность.

Имеются и такие факторы, в которых трудно разобраться. Такова, например, урбанизация, которая в условиях Дагестана создает многонациональные социумы, с одной стороны, благоприятствующие развитию национальной дружбы и взаимопонимания, росту числа межнациональных браков, а с другой - отрицательно сказывающиеся на сохранении ряда жизненно важных национальных атрибутов - родного языка, родной литературы и т.д.

В заключение следует отметить, что в нашей многонациональной Республике Дагестан необходимо проводить такую государственную политику, которая, с одной стороны, содействует упрочению и дальнейшему развитию положительных факторов, способствующих сохранению единства, а с другой - сдерживает и ослабляет негативные, в основном субъективного характера факторы, противодействующие такому единству.

В своем Послании данную альтернативу Д.Медведев выражает следующими словами: «… мы сделаем все возможное, чтобы жизнь людей на Северном Кавказе была благополучной, а с теми, кто будет мешать нам, - разберемся».

Магомед-Саид Мусаев, заведующий кафедрой дагестанских языков ДГУ, профессор

— Источники —

Газета Дагестанская правда

— Темы —

Дагестан

Общественная и политическая жизнь

Межнациональные отношения

Другие источники


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тел: (495) 225 3118

Факс: (495) 699 1165

ПЦ Мемориал на Facebook ПЦ Мемориал на в Живом Журнале

«Помочь Правозащитному центру

Баннер

Баннер страницы, посвященной правозащитнице Наталье Эстемировой

«Мониторинг СМИ»

«Суд над политзаключенной Заремой Багавутдиновой»

«Нальчик. Дело по избиению подростков»

«Болотное дело»

Дело Руслана Кутаева

Баннер сайта

Баннер сайта

Баннер

Баннер

Баннер