Новости самиздата
                                                                         
     А.САХАРОВ. Движение за права человека в СССР и  Восточной
Европе - цели, значение, трудности (8 ноября 1978г., 12 стр.)

          Поставленное в    заголовке    этой   статьи   слово
     "движение" не  должно  наводить  на  мысль  о  какой-либо
     организации,  или ассоциации,  или тем более партии. Речь
     идет просто о людях,  объединенных некоторой общей точкой
     зрения и способом действий....
          Общественно-политическая идеология,  выдвигающая  на
     первое место права человека, представляется мне во многих
     отношениях наиболее разумной в  рамках  тех  относительно
     узких задач, которые она себе ставит.
          ...
          В противовес императивности большинства политических
     философий идеология  прав  человека  является  по  своему
     существу    плюралистической,   допускающей   свободу   и
     сосуществование разных форм  общественной  организации  и
     предоставляющей  человеку  максимальную  свободу  личного
     выбора....  Я убежден также,  что общемировая защита прав
     человека  является необходимым фундаментом международного
     доверия и безопасности...

     Напомнив, что  советский  народ пережил "бурный и краткий
период опьянения коммунистическим максимализмом"  и  "кровавый
кошмар  сталинского  фашизма",  после чего наступила "нынешняя
стабильная  фаза   партийно-государственного   тоталитаризма",
автор пишет:

          С таким опытом за плечами  мы  особенно  естественно
     принимаем  идеологию,  ставящую  на  первый  план  защиту
     конкретных  людей   и   конкретных   прав   принципиально
     ненасильственными,     не    разрушительными    методами,
     опирающуюся на законы,  на подписанные их правительствами
     международные документы.
          ...
          Важнейшим этапом  формирования  движения  за   права
     человека    в    СССР    было   создание   замечательного
     самиздатского  журнала  "Хроника  текущих  событий"...  Я
     считаю,  что именно этот журнал полней всего отражает дух
     движения  -  его  беспристрастность  и   внеполитичность,
     плюрализм,   стремление   к   точности  и  достоверности,
     преимущественный интерес  к  конкретным  нарушениям  прав
     человека..
          Движение за  права  человека  в  СССР  и  в  странах
     Восточной Европы принципиально выдвигает на первое  место
     гражданские и политические права...

     Автор останавливается  на различных конкретных нарушениях
прав человека и на уровне жизни в СССР.
     Далее он пишет:

          Наиболее коварной и трудно предотвратимой опасностью
     прогрессивному   и   свободному   развитию   человечества
     является   распространение   тоталитаризма.  Именно  этой
     опасности непосредственно противостоит  борьба  за  права
     человека....  угроза  распространения тоталитаризма своим
     эпицентром имеет СССР.
          ...
          Сейчас та маленькая горстка инакомыслящих, которых я
     лично знаю,  переживает трудный период. Арестованы многие
     прекрасные,  мужественные  люди.   Усиливается   кампания
     клеветы и провокаций,  частично непосредственно исходящих
     от  КГБ,   а   частично   использующая   или   отражающая
     расслоение,   брожение   и   разочарование  среди  многих
     диссидентов и им близких кругов.  Жизнь сложна.  И в этих
     условиях   обиды  и  амбиция  толкают  многих  на  весьма
     сомнительные действия и высказывания.  По-видимому, число
     активных  участников  движения и в Москве,  и в провинции
     заметно уменьшилось.
          И все  же  я  считаю,  что  нет  никаких   оснований
     говорить о поражении движения в защиту прав человека. Это
     тот вопрос,  где арифметика имеет очень мало отношения  к
     делу. За последние годы борьба за права человека в СССР и
     Восточной  Европе  кардинально  изменила  нравственный  и
     политический  климат во всем мире.  Мир не только получил
     богатейшую информацию,  но и поверил в нее.  И это  такой
     факт, который никакие репрессии и провокации КГБ уже не в
     силах изменить.  Это  историческая  заслуга  движения  за
     права человека Сейчас,  как и раньше, единственное оружие
     этого  движения  -   гласность,   свободная,   точная   и
     объективная информация.  Это оружие остается действенным.
     Совершенно  очевидно  также,  что,  пока  не   изменились
     условия  и  не  отпали  задачи  борьбы за права человека,
     новые люди  силой  обстоятельств  и  душевных  стремлений
     будут   вливаться  на  место  выбывших.  Этого  репрессии
     властей   тоже   не   могут   предотвратить.    Наоборот,
     прекращение  репрессий  было бы важным фактором улучшения
     положения с точки зрения властей.

     В статье рассматриваются проблема взаимосвязи переговоров
по  ограничению  стратегических  вооружений  и борьбы за права
человека,  вопрос о бойкоте (в частности,  бойкоте  Московской
Олимпиады) и вопрос обмена политзаключенными.
     Автор заключает:                                                   

          Идеология защиты  прав   человека   -   по-видимому,
     единственная,   которая   может   сочетаться   с   такими
     различными  идеологиями,  как  коммунистическая,  социал-
     демократическая,      религиозная,      технократическая,
     национально-"почвенная";   она   может  также   составить
     основу позиции тем людям, которые не хотят связывать себя
     теоретическими тонкостями и догмами,  устав  от  изобилия
     идеологий,  не  принесших  людям  простого  человеческого
     счастья.
          Защита прав  человека - это ясный путь к объединению
     людей  в  нашем  смятенном  мире,   путь   к   облегчению
     страданий.
                                                                       

     В.К. "Сегодня"   и   "завтра"  демократического  движения
(1978г., 18 стр.)
     Автор намечает   "пути   более  эффективной  деятельности
правозащитного движения в нашей стране". Утверждая, что

     сегодняшнее демократическое   и   правозащитное  движение
     существует скорее как образ мышления,  как мировоззрение,
     как  гражданская  позиция отдельных и разобщенных сотен и
     тысяч граждан нашей страны,

автор предлагает  демократическому  движению  сорганизоваться,
указывает  принципы   и   формы   такой   организации.   Автор
перечисляет   "три   уровня   участия   в   демократическом  и
правозащитном движении",  различающиеся по "степени осознанной
готовности   подвергнуться   преследованиям".   Он  предлагает
уточнить терминологию:  "правозащитное движение",  более общее
"демократическое  движение",  включающее  в  себя "движение за
изменение  существующего  государственного   и   общественного
строя", и "движение сопротивления".
     Автор дает и конкретные советы. Например:

     ... Проведение  демонстрации  на  Красной  площади или на
     Пушкинской  площади  гораздо  менее  эффективно,  нежели,
     например, в районе Манежа.
                                                                     

     И.ШАФАРЕВИЧ. Интервью  корреспонденту  газеты  "Франкфурт
Альгемайне Цайтунг" (май 1978г., 8 стр.)
     1. Как  Вы  оцениваете  нынешнее  положение диссидентов в
Советском  Союзе?  Какие  течения  Вы  различаете  среди  них?
Думаете ли Вы,  что расширение диссидентского движения связано
с политикой разрядки?

          Понятие "диссидента"    очень     расплывчато     и,
     безусловно, нуждается в уточнении... Мне кажется, что ...
     в нашей стране все люди прежде всего разделяются  на  два
     типа.  Первые  -  это те,  кто чувствует,  что его судьба
     неразрывно связана с судьбой его страны, кто ощущает себя
     ответственным  лично  за  ее  будущее.  Вторые  - это все
     остальные.  Я не хочу сказать,  что  первый  тип  и  есть
     диссиденты...  Под западное понятие "диссидента" подходят
     лишь те из них,  кого их жизненная  установка  привела  к
     явному  столкновению  с  аппаратом  власти....  И  все же
     основным  представляется  мне  не  факт  столкновения   с
     властями, прежде всего бросающийся в глаза, а МОТИВ этого
     столкновения:  не  внешнее  действие,  а  внутренняя  его
     причина.  Например,  человека, вступающего в какой-нибудь
     "Комитет"  или  "Комиссию",  чтобы  тем  самым  заставить
     власти  разрешить  ему  эмигрировать  - было бы неразумно
     относить к тому же социальному  типу.  Я  не  хочу  никак
     квалифицировать такую позицию, но только обращаю внимание
     на то,  что здесь мы имеем  два  принципиально  различных
     явления, которые неразумно объединять в едином понятии...
          Среди диссидентов   можно   указать   два   течения,
     наиболее  явно  расходящихся   в   своих   принципиальных
     установках...  Одни  исходят  из  того,  что все общества
     развиваются примерно по одним и тем  же  закономерностям,
     что  на этом едином пути Запад обогнал Россию и Советский
     Союз и поэтому единственно здоровый путь -  это  развитие
     по  западному  образцу....  До  революции  подобная точка
     зрения тоже существовала и  ее  последователи  назывались
     "западниками".
          Другие основываются  на  том  убеждении,  что каждый
     народ индивидуален,  именно эта  индивидуальность  должна
     определять его жизненный путь... Поэтому они считают, что
     направление  развития  нашей  страны  должно  органически
     определяться    ее    предшествующей    историей...   Для
     большинства представителей этого течения основополагающую
     роль  играют  взгляды  Достоевского  на  русскую историю.
     Достоевский сам называл себя "почвенником".  Мне кажется,
     что такой термин хорошо характеризует все это течение.
          Политика разрядки     не     вызвала      расширения
     диссидентского движения... Но интересно, что не произошло
     и его сужения.

     2. Как Вы определяете Вашу идейную позицию?                       

          Я разделяю взгляды того направления,  которое я выше
     охарактеризовал как "почвенников". В частности, я считаю,
     что  начало  нашей  национальной  истории...   неразрывно
     связано   с   принятием   православия....   Мне   кажется
     совершенно неправдоподобным,  что какой-либо народ  может
     отказаться  от источника,  питавшего его духовную жизнь в
     течение тысячелетия, и остаться духовно живым организмом.
     Поэтому  я  уверен,  что  если  жизнь нашей страны еще не
     кончена,  то возможна она  лишь  на  пути  православия  и
     развития русской национальной традиции....

     4. К   какой  общественной  и  политической  альтернативе
нынешней системе Вы склоняетесь? ...

     ... Что  нам  нужно - это максимум духовных изменений при
     минимуме изменений внешних...  Нужен  возврат  к  Богу  и
     своему народу,  ощущение общенациональных целей и чувство
     ответственности перед историей и будущим своей страны....

     6. Какое   отношение   государства   к   диссидентам   Вы
предвидите в будущем?

          Я оптимист  и  уверен,  что   когда-то   возобладает
     единственно  разумная  точка  зрения:  что  с сообщаемыми
     фактами  и   высказываемыми   взглядами   надо   бороться
     публикацией других фактов и опровержением взглядов,  а не
     лагерем и ссылкой.
          ...
          То явление,  с  которым  боролся Подрабинек (лечение
     "инакомыслия" в психиатрических больницах - Хр.), не было
     просто   злоупотреблением   властей  или  несовершенством
     законодательства.  Это вполне логичный вывод  из  глубоко
     укоренившегося     последовательно    материалистического
     взгляда на сущность Человека. ...
                                                                      

     В.НЕКИПЕЛОВ, Т.ОСИПОВА.     Опричнина-78    продолжается.
Выпуски 2 (3 стр.) и 3 (июнь-июль 1978г., 7 стр.)
     Выпуск 2  с подзаголовком Политические расправы уголовным
путем.  Опричники в божиих домах - об  обысках  у  адвентистов
весной 1978г. (Хр.49).

          Эти фотографии нельзя рассматривать без  содрогания.
     Месиво  предметов  домашнего  обихода,  кухонной  утвари,
     одежды, детских игрушек, рваных газет. Это именно то, что
     называют кратким, исчерпывающим словом "погром".

     Выпуск 3 - с подзаголовком Хроника уголовных  расправ  по
политическим мотивам в СССР.

          Снова тот   же   уголовный    инструмент:    нелепые
     обвинения, ложь, клевета, физическое насилие, шантаж.

     Авторы пишут о судах,  о погромных расправах с баптистами
и крымскими татарами, о том, что было возле суда над Орловым.


     В.Н.ТРОСТНИКОВ. По  поводу "гарвардской речи" Солженицына
и откликов на нее в США (20 июня 1978г., 5 стр.)
     8 июня  А.И.СОЛЖЕНИЦЫН  произнес на ассамблее выпускников
Гарвардского  университета  речь,  в  конце  которой   призвал
американцев  пересмотреть "шкалу распространенных человеческих
ценностей".
     Поддерживая СОЛЖЕНИЦЫНА,  автор  пишет,  что   американцы
"понимают...,  но  не  чувствуют" угрозу,  которая нависла над
западным обществом,  потому что у них  нет  "коллективной  или
национальной  души".  Идея  "святости индивидуальной свободы и
личных прав" не годится для данной  цели.  Соединенным  Штатам
автор противопоставляет Россию, ибо

     национальная идея    всегда    существовала   в   России,
     коренилась в душах русских людей и помогла  нам  пережить
     невероятные   испытания.   Эта  идея  была  насильственно
     разрушена в России совсем недавно, поэтому она до сих пор
     не  погасла  окончательно  в душах особо чувствительных к
     своей истории людей,  к которым, бесспорно, принадлежит и
     Солженицын.
                                                                          
                            *****

     Положение в советской  математике  (14  стр.;  перевод  с
англ.)
     Этот документ подписан 14 американскими математиками.  Он
составлен на основании информации,  полученной от математиков,
ныне   эмигрировавших   из   СССР,   и  оглашен  на  Всемирном
математическом конгрессе в Хельсинки,  проходившем  в  августе
1978г.
     В нем   рассказывается  об  официальном  антисемитизме  в
советской околоматематической жизни - при поступлении в  вузы,
в аспирантуру и на работу, при защите диссертаций, при попытке
опубликовать  статью  или  книгу,  при  поездках  на   научные
конференции и за границу.
     Поименно называются  наиболее ретивые адепты и проводники
антисемитизма:  директор Математического  ин-та  АН  СССР  им.
Стеклова  акад.  И.М.ВИНОГРАДОВ,  акад.  Л.С.ПОНТРЯГИН,  акад.
А.Н.ТИХОНОВ,  акад.  С.М.НИКОЛЬСКИЙ,   акад.   А.А.ДОРОДНИЦЫН,
председатель  экспертного  совета  по  математике  ВАКа  акад.
В.С.ВЛАДИМИРОВ,  акад.   В.М.МИЛЛИОНЩИКОВ,   акад.   АН   УССР
Б.В.ГНЕДЕНКО,  чл.-кор.  АН СССР С.В.ЯБЛОНСКИЙ, зам. директора
Ин-та   им.    Стеклова    Е.Ф.МИЩЕНКО,    редактор    журнала
"Математические  заметки" С.В.СТЕЧКИН и профессора Московского
университета Б.И.ИЛЬИН,  П.Л.УЛЬЯНОВ, А.А.ГОНЧАР, Е.М.НИКИШИН,
В.А.ИЛЬИН, А.А.КАРАЦУБА.
     Авторы приводят цифры:  в 1971г. 46% статей, напечатанных
в "Математическом сборнике",  были написаны евреями,  в 1975г.
таких статей было 12,5%,  в 1976г. - 8%, в 1977г. - 5%, из 346
статей  1  тома  "Математической   энциклопедии"   только   10
принадлежат авторам с "сомнительными" фамилиями.
                                                                          

     Г.А.ФРЕЙМАН. Оказывается, я - еврей (1978г., 75 стр.)
     Очерк на ту  же  тему.  Автор  -  профессор  Калининского
университета доктор физ.-мат. наук.
     Очень сильно  описываются  приемы проваливания евреев при
поступлении в МГУ и при защите диссертаций.
     Кроме вышеназванных  эту  линию  проводят декан мех.-мат.
ф-та МГУ  чл.-кор.  АН  СССР  А.И.КОСТРИКИН,  проф.  С.И.АДЯН,
доктор   физ.-мат.   наук   А.Н.АНДРИАНОВ,  чл.-кор.  АН  СССР
А.И.ШИРШОВ и чл.-кор. АН СССР Ю.Л.ЕРШОВ.
                                                                         

     Н.Н.МЕЙМАН. Дискриминация  евреев   при   поступлении   в
университеты (1978г., 3 стр.)
     Автор - профессор, доктор физ.-мат. наук, член Московской
группы "Хельсинки".
     Приводится такой факт:  в этом году на мех.-мат.  ф-т МГУ
поступал 21 выпускник одной из московских математических школ,
из них 14 русских и 7 евреев.  Все 14 русских были приняты, из
7  евреев  -  только  1  (он получил 1 премию на Международной
математической олимпиаде и 3 года подряд получал 1  премию  на
Всесоюзных  олимпиадах).  Из  6  непринятых один 4 года подряд
получал 1 премию на Московской олимпиаде, другой - 2 раза.
     Евреев, принятых  в  этом  году  на  мехмат,  значительно
меньше, нем при царской процентной норме.


     Избранные задачи устного экзамена по  математике.  Мехмат
МГУ 1978 год
     Составитель собрал 13  задач,  применявшихся  против  тех
особо талантливых абитуриентов,  которых надо было "завалить".
Одна из них является усложненным вариантом самой  трудной  (по
оценке   жюри)   задачи  VIII  Международной  олимпиады,  двое
предлагались на заключительном туре Московских олимпиад, одна,
в   незначительной   модификации,  давалась  на  Всероссийской
олимпиаде 1976г.  и на  Олимпиаде  США,  одна  является  самой
трудной   (по   оценке   жюри)  задачей  заключительного  тура
Всесоюзной  студенческой  олимпиады  1976г.,   одна   является
усилением  одной  из  задач  заключительного  тура  Всесоюзной
студенческой олимпиады 1977г.,  одна предлагалась  на  той  же
олимпиаде, одна фигурирует в книге Д.О.ШКЛЯРСКОГО, Н.Н.ЧЕНЦОВА
и И.М.ЯГЛОМА "Избранные задачи  и  теоремы  планиметрии"  (М.,
"Наука",  1967)  как  задача  "со  звездочкой" и одна есть - с
подсказкой! - в книге В.СЕРПИНСКОГО "250 задач по элементарной
теории чисел" (М., "Просвещение", 1968).
     Приводятся фамилии    двух    экзаменаторов,     дававших
абитуриентам  задачи  из  этого  списка,  -  ассистент кафедры
математической  логики  А.С.ПОДКОЛЗИН  и   ассистент   кафедры
теоретической механики Я.В.ТАТАРИНОВ.
                                                                         

     Приемные экзамены, мехмат-18 (сборник документов)
     Приводятся "апелляционные"  документы  (с  комментариями)
пяти  евреев,  не  принятых  на мехмат МГУ.  Четырем из них на
устном   экзамене   по   математике   давались    задачи    из
вышеописанного  списка  (пятой поставили "2" уже на письменном
экзамене).
     Приводится фамилия  еще  одного  экзаменатора,  дававшего
абитуриентам задачи из вышеописанного списка - ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ.
                                                                     
                            *****
                                                                     
     Адам КУЗНЕЦОВ.  Бедность народов (там,  где  покончили  с
буржуем) (1978г.)
     В работе,  основанной  на  материалах  советской  прессы,
анализируются      проблемы     советской     "антиэкономики",
рассматриваются причины неэффективной работы  во  всех  сферах
народного хозяйства и его управления,  внимательно исследуются
трудности,  с которыми сталкиваются люди, работающие вне сферы
государственного   принуждения   ("шабашники",   крестьяне  на
приусадебных участках и т.д.).
     В последней,  четвертой,  части   книги   рассматриваются
состояние независимой экономической мысли в стране и возможные
альтернативы дальнейшего развития.
                                                                     

     Сергей ЧЕРЕМУХИН.  Из-за пуделя  (2  стр.).  К  июльскому
пленуму ЦК КПСС (2 стр.)
     Луису КОРВАЛАНУ  не  разрешили  обменять  его   квартиру,
"несмотря...  на  уважение  к его пуделю",  поскольку она была
оборудована  "не  только  мусоропроводом  и  телефоном,  но  и
современными подслушивающими устройствами".
     Вторая статья  -  о   "неперспективных"   деревнях:   они
умирают,  площадь  невозделанной  земли  в  них увеличивается,
поскольку власти не разрешают ее обрабатывать.
                                                                     

     В.НЕКИПЕЛОВ. Кладбище  побежденных  (октябрь  1978г.,   4
стр.). Сталин ни ветровом стекле (октябрь 1978г., 4 стр.)
     Кладбище немецких  военнопленных   возле   г.   Камешково
(Владимирская обл.) запущено и разграблено.
     Из второй статьи:

          Сегодня Сталин на  ветровом  стекле  -  это  уже  не
     столько  санкция  сверху,  сколько  порыв  снизу.  Как ни
     парадоксально,  но  это  тоже  протест,  протест   против
     нынешней  бесхозяйственности и развала,  это как бы тоска
     по порядку,  по лучшей,  осмысленной и разумной  жизни...
     Каждый  портрет  Сталина  над  шоферской  баранкой  - это
     прежде всего "НЕТ!" портрету Брежнева...
                                                                     

     М.КУКОБАКА На  свидание  с  детством  (1977г.,  5  стр.).
Украденная Родина (25 марта 1978г., 8 стр.)
     Первая статья основана на автобиографическом материале.
     В Бобруйске,  родном  городе  автора,  разрушены  собор и
костел,  сожжена церковь,  уничтожены белорусские вывески.  Во
второй статье автор размышляет о том, что такое Родина.


     И.НОЙ. Справка     о    противоречивости    доказательств
причастности   акад.   Н.П.Дубинина   к   одному    ленинскому
фотодокументу (10 стр.)
     Автор - профессор Саратовского юридического института им.
Курского,  доктор юридических наук,  член КПСС с  1946г.  Речь
идет о фотографии В.И.ЛЕНИНА в автомобиле на Красной площади 1
мая 1919г.  Рядом с  ЛЕНИНЫМ  на  фотографии  два  мальчика  в
фуражках.  Журналист М.Я.ЛЕЩИНСКИЙ распространяет версию,  что
один из этих  мальчиков  -  Коля  ДУБИНИН.  Акад.  Н.П.ДУБИНИН
поддерживает эту версию.
                                                                        

     Э.ОРЛОВСКИЙ. Необычное повышение (3 стр.)                          
     История понижения автора с должности ведущего инженера до
должности  инженера  (Хр.34)  и  история  обратного  повышения
(Хр.46; там неточность - употреблено слово "восстановлен").
                                                                        

     Э.ОРЛОВСКИЙ. Материалы      к      вопросу     "Советское
законодательство и свобода мысли,  совести и религии"  (август
1978г., 8 стр.)
     Анализ статьи  18  Международного  пакта  о гражданских и
политических правах.
                                                                        

     Память, вып. 2 (август 1977г., 700 стр.)
     В разделе "Воспоминания" - часть записок первого Главкома
РСФСР Иеронима ВАЦЕТИСА о выступлении левых эсеров в июне-июле
1918г.  в  Москве  и  о  некоторых  этапах  Гражданской войны;
"Краткие  воспоминания  о   пережитом"   крестьянина-толстовца
Василия ЯНОВА и новая редакция автобиографических воспоминаний
Револьта ПИМЕНОВА "Один политический  процесс" об общественной
жизни Ленинграда в середине 50-х годов и о его суде 1957 года.
     В разделе "Статьи и очерки" - работа Евгения ГНЕДИНА  "Из
истории  отношений между СССР и фашистской Германией" (автор -
один из ближайших  сотрудников  М.М.ЛИТВИНОВА  -  наркоминдела
СССР  в  30-х  гг.)  и  главы  из книги Марка ПОПОВСКОГО "Дело
Вавилова", в которых рассказывается о следствии над академиком
и о его голодной смерти в саратовской тюрьме.
     В разделе "Из  истории  культуры"  -  дневники  Владимира
КОРОЛЕНКО   за   1917-21гг.,   его   же  интервью  (1919г.)  и
послереволюционные письма  к  Максиму  ГОРЬКОМУ;  материалы  к
биографиям Осипа МАНДЕЛЬШТАМА и Бориса ПАСТЕРНАКА;  отрывок из
воспоминаний Корнея  ЧУКОВСКОГО  о  Николае  ГУМИЛЕВЕ  и  Анне
АХМАТОВОЙ;  свидетельство  о  Ждановском  докладе в Смольном о
журналах "Звезда" и "Ленинград" в 1946г.
     В разделе  "Религия   и   власть"   -   реферат   записок
В.Я.ВАСИЛЕВСКОЙ  "Катакомбы  ХХ  века";  публикация трех работ
епископа Андрея (кн.  А.А.УХТОМСКОГО) и биографический очерк о
нем Марка ПОПОВСКОГО;  материалы к биографии архиепископа Луки
(В.Ф.ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО).
     В разделе  "Varia"  -  заметки  и  короткие воспоминания:
"Светлой памяти  одного  чекиста",  "Побеги",  "Кочмес,  1937"
(эпизоды Кашкетинских расстрелов),  "Губерт в стране чудес" (о
дальнейшей судьбе героя одного из советских бестселлеров  30-х
гг.),  отрывки  из  записок  С.МАРГУЛИСА  (о его мытарствах по
бюрократическим  учреждениям)   и   Д.ГРИНКЕВИЧЮТЕ   Литовские
ссыльные в Якутии. 1942-1943гг.", свидетельство Игоря МЕЛЬЧУКА
"Мои встречи с КГБ" (как его вербовали).
     Сборник иллюстрирован,    имеются    указатель   имен   и
аннотация;  всю материалы,за редким исключением,  сопровождены
обширными комментариями.
                                                                      

     Поиски, вып. 1-2 (1978г., 549 стр.)
     Подзаголовок - "Свободный московский  журнал".  Объявлена
редколлегия:   П.АБОВИН-ЕГИДЕС  (Хр.13,  14,  17),  В.АБРАМКИН
(Хр.41-45),  Р.ЛЕРТ  (Хр.13,  43,   46,   48),   П.ПРЫЖОВ.   В
редакционном предисловии говорится:

          Нашему замыслу соответствовало бы название,  слишком
     длинное для журнала:  "Поиски взаимопонимания". Нисколько
     не урезав замысла, мы сократили лишь название и к участию
     в   наших   "поисках"    приглашаем    всех,    кто    за
     взаимопонимание.

     Данный выпуск содержит  статьи  П.ТАМАРИНА  "25  лет  без
Сталина по сталинскому пути" (49 стр.), П.ПРЫЖОВА "Третья сила
(симптоматика новой Конституции)" (63 стр.),  М.ГЕФТЕРА  "Есть
ли  выход?"  (о  новой  Конституции),  М.ЛАНДЫ  "Мои  открытые
показания   об   арестованных   членах    Московской    группы
"Хельсинки",   Т.ТОМИНА   "Осторожно  -  дети!"  (о  проблемах
школьного образования в СССР),  Р.ЛЕРТ "На круги своя" (Хр.46,
48).
     Напечатаны перевод  двух  глав из книги Сантьяго КАРРИЛЬО
"Еврокоммунизм  и  государство"  и  изложение  остальных  глав
(автор доказывает,  что социализм и демократия совместимы),  а
также отрывки из книги современного французского  "антилевого"
философа  Бернара-Анри  ЛЕВИ "Варварство с человеческим лицом"
(автор защищает антисоциалистическую концепцию).
     Публикуются давно   ходящая   в   Самиздате   глава  "Пир
Валтасара" из повести  Ф.ИСКАНДЕРА  "Сандро  из  Чегема"  (эту
главу цензура не пропустила),  стихи А.СЕДОВА, пьеса М.ЛИЯТОВА
"Какой-нибудь Мендоса",  рецензия Р.ЛЕРТ на книгу  А.ЗИНОВЬЕВА
"Зияющие высоты" (Хр.46).
     Помещены очерк К.ПОДРАБИНЕКА "Несчастные" (Хр.47), письмо
А.МАРЧЕНКО  "Участникам  съезда  АФТ-КПП"  (Хр.47),  анонимное
письмо   группы   рабочих   молочного  комбината  г.  Тольятти
"Обращение  в  никуда...",  "Открытое  письмо  Рою  Медведеву"
П.АБОВИНА-ЕГИДЕСА,   некоторые   документы  Московской  группы
"Хельсинки",  некролог  писателю  Ю.ДОМБРОВСКОМУ  и  материалы
конференции  "Нравственное  значение  неофициальной  культуры"
(Хр.49).
                                                                      

     Поиски, вып. 3 (1978г., 395 стр.)
     Список членов  редколлегии  пополнен  Владимиром  ГЕРШУНИ
(Хр.11, 13).
     Г.ПОМЕРАНЦ в  статье  "Сон  о  справедливости  возмездия"
полемизирует с  идеями  СОЛЖЕНИЦЫНА,  высказанными  в  статьях
последних лет. Основной тезис автора:

          Дьявол начинается   с   пены   на   губах    ангела,
     вступившего   в   битву   за   добро,   за   истину,   за
     справедливость...  Я   вижу   в   характере   Солженицына
     оправдание    революционеров    -   злодеев   его   книги
     ("Архипелага ГУЛаг" - Хр.).  Я не могу  оправдать  его  и
     осудить их. Это один и тот же человеческий тип.

     П.АБОВИН-ЕГИДЕС в  статье "Панперсонализм как философия и
образ жизни" утверждает,  что  социальное  развитие  неизбежно
приведет   к  такому  строю,  в  котором  "все  люди  являются
личностями...  во всех отношениях...  Полная же  гармоническая
личность   и  есть  панперсонализм,  или  коммунизм  будущего,
построенный на подлинно демократической основе".
     В.СОКИРКО (Хр.46,  47,  49)  публикует  свою  переписку с
профессором-социологом Католического университета в Париже.  В
этих   письмах   дискуссия  о  понимании  природы  социализма,
различном у людей Запада и России.

          Сегодня, перечитывая эти  письма,  вижу  и  то,  как
     трудно  нам  разговаривать  и  договариваться с западными
     людьми,  вижу их нежелание принимать нашу настороженность
     к таким понятиям, как социализм и равенство.

     Публикуется сокращенная стенограмма дискуссии "Классика и
мы" (Хр.48).
     Напечатаны стихи   и   проза  В.ГЕРШУНИ,  Ю.ДОМБРОВСКОГО,
Г.БЕЗГЛАСНОГО,  М.БАЙТАЛЬСКОГО  (Хр.45).   Публикуется   также
статья  Максимилиана  ВОЛОШИНА "Поэзия и революция,  Александр
Блок и Илья Эренбург", написанная в 1918г.
     Напечатаны письма  Ю.ВОЗНЕСЕНСКОЙ  и  П.А.ПОДРАБИНЕКА,  в
которых  рассказывается  об  издевательствах,   беззаконии   и
произволе, царящих в местах заключения.
     Статьи Ф.СВЕТОВА,  Г.ВЛАДИМОВА,  И.ЖОЛКОВСКОЙ-ГИНЗБУРГ  и
В.АБРАМКИНА посвящены суду над А.ГИНЗБУРГОМ (Хр.50).

                                                                           
     Община N2
     Журнал издается    членами     Христианского     семинара
А.ОГОРОДНИКОВА (см. "Преследования верующих").
     N1 был  конфискован  на  обыске  (Хр.49).  Часть  второго
номера   также   была   конфискована,  и  некоторые  материалы
печатаются в восстановленном виде.
     В обращении  к  читателям сказано:  "Мы хотим выразить на
страницах журнала опыт больного молодого поколения, пришедшего
в Церковь лечить свои раны".
     Тематически большая   часть   номера   посвящена   работе
Семинара  и преследованиям его участников.  Кроме того,  номер
содержит разделы:  "Истоки и аналогии" (малоизвестные  тексты,
помогающие  уяснить духовную историю страны во второй половине
XIX - начале XX века),  "Духовная жизнь" (богословские  работы
предшественников и нынешних авторов),  "К межконфессиональному
единству", "Религиозное движение" и "Литературный раздел".
                                                                         

     Аушра ("Заря) N12 (52), август 1978г.
     Номер открывается декларацией  Лиги  свободы  Литвы  (см.
"События в Литве"). Большая его часть занята материалами судов
над В.ПЯТКУСОМ (Хр.50) и Б.ГАЯУСКАСОМ (Хр.49).
     В разделе  "Воспоминания  об  Архипелаге  ГУЛаг" помещены
мемуары П.СТАВОКИСА "Два мученика". Ко второй годовщине со дня
самосожжения  А.КАЛИНАУСКАСА  напечатана статья "За Литву,  за
свободу,  за Бога" (последние  его  слова  перед  смертью).  В
"Открытом   письме"   литовский   школьник   призывает   своих
сверстников стать "солдатами правды".
                                                                         

     Аушра N13 (53), октябрь 1978г.
     В открытом  письме   "Спасем   Литву   от   алкоголизма",
подписанном    "Родители",    утверждается,    что    причиной
возрастающего потребления алкоголя является нарушение права на
религиозную  свободу.  Помещены  выдержки  из  письма А.ЖИПРЕ,
находящегося  в  Казанской   СПБ   (см.   "В   психиатрических
больницах"),   и   биография   В.Пяткуса   (Хр.50).  В  статье
С.ВИРМАНТАС "Литовские  патриоты  и  их  палачи"  сравнивается
деятельность  работников  КГБ и литовских патриотов.  В статье
"Вот   он   -    советский    гуманизм"    рассказывается    о
двадцатипятилетнике   П.ПАУЛАЙТИСЕ   (Хр.44,  46).  В  разделе
"Воспоминания  об  Архипелаге  ГУЛаг"  помещены   воспоминания
солагерника проф.  П.ДАВИДАЙТИСА о встречах с ним в лагере и о
его последних  днях  (он  умер  в  лагере  в  1942г.).  Статья
А.ЖУВИНТАСА  "Советская мафия" рассказывает о КГБ.  Напечатаны
также статья Р.ВИСКАНТЫ "Государство уклоняется от  диалога  с
верующими" и статья М.ВОСИЛКИ "Преподавательская коррупция" (в
некоторых каунасских вузах преподаватели на экзаменах  требуют
от студенток сожительства).
                                                                         

     Тесос Кяляс ("Путь правды") N10, август 1978г.
                                                                         

     Рупинтоелис ("Скорбящий") N6, октябрь 1978г.
                                                                         

     Перспективас NN1-4.
     В предисловии  к  N1  сказано,   что   цель   издания   -
"подготовка  почвы  для  формирования  общественного  мнения в
Литве".  Девиз издания:  "Уважай мнение других и тогда,  когда
его не одобряешь".

     В N1 помещена работа "Социализм, коммунизм и демократия в
настоящем   и   будущем".   Анализируется    политический    и
экономический  строй  ведущих  государств  мира.  Политический
строй в СССР квалифицирован как диктатура, экономический - как
государственный   капитализм.   Констатируется,   что  в  мире
демократия отступает под натиском тоталитаризма.

     В N2 напечатан перевод на литовский книги А.Д.САХАРОВА "О
стране и мире".

     N3 содержит статью М.БАСКАСА  "Рубикон",  критикующую  (с
позиций еврокоммунизма) нарушения прав человека в СССР.

     В N4   помещен   памфлет   "Спасибо   тебе,   партия"   о
взяточничестве,  вымогательстве,  стремлении  к личной выгоде,
карьеризме правящего слоя.