ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АЭРОДРОМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НКВД СССР
(ГУАС)

Главк организован 27 марта 1941 г. приказом НКВД № 00328 во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 г., по которому на НКВД СССР было возложено строительство аэродромов для военно-воздушных сил Красной Армии.
В составе НКВД–УНКВД республик, краев и областей (в районах строительства аэродромов) были созданы управления (группы) аэродромного строительства (УАС НКВД–УНКВД). Начальниками УАСов стали начальники НКВД–УНКВД; они же по совместительству назначались уполномоченными НКВД СССР на местах по строительству аэродромов. К 15 июня 1941 г. было развернуто строительство 254 аэродромов, из них: в Белоруссии — 61, на Украине — 82, в Молдавии — 8, в Прибалтике — 23, в Мурманской области и Карелии — 10, на Дальнем Востоке — 19, в Закавказье — 10, в Ленинградской области — 12, в других областях России — 29 (ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1165. Л.32–44). По сообщениям с мест, строительство некоторых аэродромов закончили уже к июлю 1941 г. (Там же. Д. 1166. Л. 182).
Работы вели силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти. На 15 июня 1941 г. из 254 аэродромов строительство 156 обслуживали заключенные, 11 — военнопленные; на работах было занято 199 674 заключенных из ИТК и 44 490 из лагерных подразделений, 51 920 осужденных к исправительно-трудовым работам, 16 017 военнопленных (Там же. Д. 1165. Л. 32–45). Ради скорейшего комплектования строек рабочей силой на более поздний срок были перенесены работы на крупнейших автодорожных строительствах (пр. НКВД № 00328 от 27.03.41).
Для строительства отдельного аэродрома создавали управление строительства данной спецточки, подчиненное ГУАСу. При тех управлениях, на которых использовали труд заключенных, организовывали лагпункты, подчиненные территориальным ОИТК–УИТЛК УНКВД–НКВД.
За время существования главка в его непосредственном подчинении было лишь два ИТЛ — ВЯЗЕМСКИЙ, который со 2 июля 1941 г. по 14 февраля 1942 г. поставлял рабочую силу на строительства аэродромов в Тамбовской и Смоленской областях, и КАСПИЙСКИЙ, организованный 24 марта 1943 г. приказом НКВД № 00588 для обслуживания СУ № 2 ГУАСа (строительство нефтепровода Махачкала–Астрахань–Саратов) и просуществовавший до закрытия главка.
В 1941–1942 гг. не все аэродромное строительство НКВД было сосредоточено в ГУАСе. Часть работ выполняли аэродромные организации ГУЛЖДС (пр. НКВД № 00343 от 02.04.41). Они были переданы в ГУАС приказом НКВД № 0029 от 8 января 1943 г.
С середины 1942 г. при сокращении объема аэродромного строительства на ГУАС начали возлагать и иные задачи. В качестве рабочей силы привлекали вольнонаемных, строительные батальоны, рабочие колонны трудмобилизованных, военнопленных, заключенных из ИТК и ИТЛ (на контрагентских началах), при части СУ организовали ПФЛ.
Так, постановлением ГКО № 2286сс от 11 сентября 1942 г. главку было поручено обеспечить зимой и весной 1942–1943 гг. очистку и вывоз снега на ряде военных аэродромов силами заключенных и мобилизованного местного населения. При угрозе срыва полетов приказывалось выделять нужное число заключенных за счет любых работ (пр. НКВД № 002026 от 19.09.42). Летом 1942 г. для восстановления цехов синтеза аммиака, крепкой и слабой азотной кислоты Сталиногорского (ныне Новомосковского) химического комбината было создано первое специальное СУ ГУАС НКВД (пр. НКВД № 001824 от 27.08.42). Кроме вольнонаемных его обслуживал Сталиногорский ПФЛ. По окончании работ управление полностью перебазировали в г.Грозный на восстановление и строительство объектов нефтяной промышленности. В 1943–1945 гг. преимущественно на базе УАСов ряда областей организовали аналогичные СУ для строительства и восстановления аэродромов на освобожденной территории, для жилищного и промышленного строительства, дорожного строительства в Азербайджане и др. (например, одно из них восстанавливало памятник тысячелетию России в Новгороде).
На 1 января 1944 г. из 45 246 работающих в ГУАСе заключенных было 10 898, трудмобилизованнных — 23 480, «контингента ПФЛ» — 1247 (ГАРФ. Ф. 8437. Оп. 1. Д. 37. Л.1); на 1 января 1945 г. из 75 000 работников — 8800 заключенных, 47 700 трудмобилизованнных, 3800 «контингента ПФЛ» (Там же. Д. 44. Л.1).
13 февраля 1946 г. приказом НКВД и НКСПТП № 025/1с ГУАС вместе со всеми СУ был передан вновь организованному Наркомату строительства предприятий тяжелой промышленности (во исполнение постановления СНК СССР № 239 от 28 января 1946 г.). Стройуправления передавали со всеми вольнонаемными рабочими, инженерно-техническим персоналом и служащими, а также оборудованием, транспортом, материалами. Не передавались личный состав ИТЛ, ИТК, ПФЛ, лагерей военнопленных, лагерное имущество, подсобные хозяйства лагерей и колоний (за исключением рыбного хозяйства Каспийлага).
С момента организации начальником ГУАС НКВД СССР был военный инженер 1-го ранга В.Т.Федоров (пр. НКВД № 00328 от 27.03.41). 31 июля 1941 г. приказом НКВД № 00984 на эту должность был назначен старший майор госбезопасности Л.Б.Сафразьян, занимавший ее до передачи главка в другой наркомат.

С.Кривенко

Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"