ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НКВД–МВД СССР
(ГУЛЖДС НКВД–МВД СССР, ГУЖДС НКВД СССР)

Главк организован 4 января 1940 г. приказом НКВД № 0014 на базе Отдела железнодорожного строительства ГУЛАГа НКВД и Управления железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке (УЖДС) под названием Главное управление железнодорожного строительства НКВД СССР (ГУЖДС). Наименование «Главное управление лагерей железнодорожного строительства» впервые упоминается 26 февраля 1941 г. (пр. НКВД № 00212).
При образовании в ведение ГУЖДС было передано девять ИТЛ. К 31 января 1941 г. их число увеличилось до 13. Основная специализация главка — строительство железных дорог (до войны — на Дальнем Востоке, на севере европейской части СССР и в Закавказье); отдельные лагеря были заняты строительством шоссейных дорог на Украине и аэропорта в Московской области.
В июне—августе 1941 г. часть лагерей ГУЛЖДС была закрыта, а их лагерные подразделения переданы в другие ИТЛ или в территориальные УИТЛК. Строительство ж.д. на Дальнем Востоке (БАМ) вскоре после начала войны было приостановлено и законсервировано. В европейской же части страны в первый военный год объемы работ возросли (см., напр., СЕВЕРО-ДВИНСКИЙ ИТЛ, ИТ лагеря УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ САРАТОВ–СТАЛИНГРАД). Кроме того, в 1941–1942 гг. на ГУЛЖДС было возложено строительство части аэродромов с обслуживанием работ заключенными лагерей железнодорожного строительства, ХАБАРОВСКОГО ИТЛ и др. (пр. НКВД № 00343 от 02.04.41). Аэродромные организации в системе ГУЛЖДС просуществовали до начала 1943 г., после чего приказом НКВД № 0029 от 8 января 1943 г. были переданы в ГУАС. В 1942–1943 гг. лагеря ГУЛЖДС вели строительство ряда дорог в Поволжье. Помимо этого главку из ГУЛГМП приказом НКВД № 0453 от 24 октября 1941 г. были переданы крупнейшие лагеря по добыче топлива: ВОРКУТИНСКИЙ и УХТО-ИЖЕМСКИЙ; чуть позже к ним добавился ИНТИНСКИЙ ИТЛ (пр. НКВД № 001583 от 17.11.41). Эти лагеря в системе ГУЛЖДС оставались до осени 1943 г., когда приказом НКВД № 0385 от 5 октября 1943 г. были возвращены в ГУЛГМП.
В 1943 г. с организацией УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 500 в составе трех ИТ лагерей (пр. НКВД № 00894 от 26.05.43) строительство БАМа (его восточного участка) было частично возобновлено. С окончанием войны работы на БАМе развернулись в полном объеме. Для этого во исполнение Постановления ГКО № 9898сс от 23 августа 1945 г. и приказа НКВД № 001026 от 8 сентября 1945 г. было развернуто восемь лагерей ГУПВИ, в которые предполагалось направить 200 000 японских военнопленных; начальниками лагерей были назначены начальники соответствующих строительств НКВД. Кроме того, в 1947 г. начата реализация крупных проектов по строительству железных дорог на севере Тюменской области (см. ИТ лагеря СЕВЕРНОГО УПР. ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГУЛЖДС) и на территории Монгольской Народной Республики (Строительство 505).
В 1945–1947 гг. была проведена структурная перестойка ГУЛЖДС. Она началась с реорганизации управления строительством БАМа. В дополнение к УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 500 приказом НКВД № 001133 от 4 октября 1945 г. были созданы Управление Тайшетского строительства БАМ, Управление Ленского строительства БАМ и Управление Амурского строительства БАМ (последнее — в составе Амгуньского строительства и Ургальского строительства). Все эти организации не имели в подчинении ИТ лагерей; заключенных и другие «спецконтингенты» привлекали для работ на контрагентских началах. Менее чем через полгода было проведено частичное слияние перечисленных управлений и одновременно организованы в их составе ИТ лагеря при низовых строительствах (см. АМУРСКОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА БАМ И СТРОИТЕЛЬСТВА 500 ГУЛЖДС). В дальнейшем такие управления, имевшие промежуточный статус между статусами главка и управления ИТЛ (см. раздел II: «Управления лагерей на правах главков»), осуществляли координацию деятельности нескольких ИТЛ, обслуживающих строительство одной железнодорожной магистрали (в случае БАМа — крупного его участка). В 1948–1949 гг. эти управления были расформированы, а входившие в них ИТЛ подчинены непосредственно ГУЛЖДС.
В 50-е гг. география работ ГУЛЖДС продолжала расширяться. Началось строительство ряда стратегически важных железных дорог на Кольском полуострове (СТРОИТЕЛЬСТВО 509 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО 511 И ИТЛ), в Архангельской области (СТРОИТЕЛЬСТВО 510 И ИТЛ), на Дальнем Востоке (СТРОИТЕЛЬСТВО 506 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО 507 И ИТЛ). Строительство этих последних объектов, как и ряда начатых ранее, ГУЛЖДС не было окончено.
Лагеря ГУЛЖДС обслуживали также строительные и строительно-монтажные работы, не связанные с железнодорожным транспортом: Михайловского содового комбината (АЛТАЙСКИЙ ИТЛ), Ангренского угольного разреза (АНГРЕНСКИЙ ИТЛ), жилых домов (КАРАГАНДАЖИЛСТРОЙ И ИТЛ, КЕМЕРОВОЖИЛСТРОЙ И ИТЛ).
18 марта 1953 г. производственные структуры ГУЛЖДС Постановлением СМ СССР № 832–370сс были переданы Министерству путей сообщения СССР, а ИТЛ, входившие в состав главка, приказом МЮ № 0013 от 2 апреля 1953 г. переданы ГУЛАГу МЮ; ГУЛЖДС прекратил существование.
Численность заключенных:  01.01.40 — 347 994, 01.01.41 — 421 412, 01.01.42 — 355 123, 01.01.43 — 267 821, 01.01.44 — 121 462, 01.01.45 — 136 140, 01.01.46 — 93 181, 01.01.47 — 148 228, 01.01.48 — 214 478, 01.01.49 — 236 452, 01.01.50 — 294 070, 01.01.51 — 253 859, 01.01.52 — 199 847, 01.01.53 — 205 956.
Первым руководителем ГУЛЖДС стал корпусной инженер (впоследствии генерал-лейтенант инженерно-техической службы) Н.А.Френкель (пр. НКВД № 68лс от 16.01.40). 28 апреля 1947 г., согласно пр. МВД № 525лс, его сменил генерал-майор И.Г.Петренко, исполнявший обязанности до 18 июня 1948 г. (пр. МВД № 750лс). 5 августа 1948 г. приказом МВД № 994лс начальником ГУЛЖДС назначен генерал-майор инженерно-технической службы Ф.А.Гвоздевский. 21.08.51 (пр. МВД № 1097лс) его сменил инженер-подполковник (позднее инженер-полковник) А.А.Смольянинов.

Д.Шкапов

Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"