ОБСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 501
(Обское Упр. ГУЛЖДС, ИТЛ при Строительстве 501, Строительство 501)

Время существования:организован 05.02.49 [1]1;
закрыт 12.02.54 (часть лаг. подр. ликвидирована;
часть, занятая на стр-ве участка ж.д. Чум—Лабытнанги, передана в состав ПЕЧОРСКОГО ИТЛ) [2].
Подчинен:СЕВЕРНОЕ УПР. ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА с 05.02.49 [1];
ГУЛЖДС с 12.11.49 [3];
ГУЛАГ МЮ с 02.04.53 {33};
ГУЛАГ МВД с 28.01.54 {38}.
Дислокация:Тюменская обл., г.Салехард [1], [4. Разд. 1. Л. 2], {20, 31, 37};
ст. Лабытнанги Печорской ж.д. [5].
Литер:ВЕ с 05.02.49 [1], [4, Разд. 1. Л. 1], {20, 31, 37}.
Телегр. код:«Ангал» {20, 31, 37}, [4. Л. 2].
Адрес:Тюменская обл., г.Салехард, п/я 15 {20}, [4. Разд.1. Л.2];
п/я ВЕ-15 {31, 37}.
Производство:достройка ж.д. Чум—Салехард (Лабытнанги) [1, 2], стр-во паромной переправы через р. Обь, ж.д. Салехард — р. Пур (исключительно) и перевалочной базы в бух. Новый Порт в Обской губе [1], с 21.07.52 — руководство всеми работами по сооружению ж/д линии Чум—Салехард—Игарка, паромной переправы через Енисей и Обь, порта в р-не Игарки и судорем. мастерских с поселками при них [6]2, стр-во вторых путей на участке Печора—Воркута (в том числе работы на ж/д строит. участках: Воркута—Косью, Хановей—Мульда) (с 11.08.53) [4. Разд. 4. Л. 38], [7]3, эксплуатация ф-ки минеральной ваты на разъезде Береговом [4. Разд. 4. Л. 38], стр-во лесоперевалочной базы в г.Салехарде (по договору с Минлесбумпромом) [8], углубление подходов к причалам в р-не Лабытнанги и Салехарда [9], стр-во в 1952–1953 гг. по договору с Минрыбпромом СССР ж/д ветки от основной ж/д магистрали к берегу р. Полуй до Салехардского рыбоконсервного комб. и холодильника Главрыбсбыта, складов и жилья в пос. Уренгой на р. Пур [10, 11], холодильника Главрыбсбыта в г.Салехарде, в пункте Долгом на р. Таз: холодильника, складов, льдохранилища и жилых домов [11], лесозаготовки [12], производство извести, добыча камня и песка, пошив и ремонт вещевого довольствия [4. Разд. 3. Л. 2–138].
Численность:01.01.49 — 50 019, 01.01.50 — 41 203, 01.01.51 — 41 718, 01.01.52 — 13 499, 01.01.54 — 12 725 (УРО);
15.03.53 — 27 812 [4. Разд. 4. Л. 26];
01.05.53 — 21 436 [13. Л. 146];
15.06.53 — 4200, 15.07.53 — 5390 [4. Разд. 4. Л. 26].
Начальники:нач. — кап. (п/п в/с) Самодуров В.В., с 05.02.49 по 01.04.53 [1, 14];
и.о. нач. — п/п в/с Самуйлов М.В., с 01.04.53 по 19.05.53 [14, 15], [4. Разд. 1. Л. 2 об.];
полк. мед. сл. (в/с) Лойдин Д.М., с 19.05.53 по 05.06.54 [15, 16];
и.о. нач. — п/п в/с Хромов ?.?. (упом. 30.10..53) [17. Л. 162–173];
з/н и врио нач. — п/п Боярский К.М. ? — 08.01.52 [18];
з/н — п/п Самуйлов М.В., с 07.05.52 по 01.04.53 и с 19.05.53 — ?4 [14, 15], [17. Л. 163–171], [19].
Архив:В 1-м Спецотделе УМВД по Тюменской обл. [20];
в архиве ВОРКУТИНСКОГО ИТЛ: л/д з/к — 61 514, картотека формы № 2, материалы делопроизводства — 9057, картотека вольнонаемных и военизированной охраны;
в Дорожном архиве Печорской ж.д. (г.Котлас): л/д вольнонаемных производственного сектора;
в архивном отделении УМЗ МВД Коми АССР: материалы делопроизводства и бухгалтерии — 546;
в 1-м Спецотделе УМВД по Тюменской обл.: л/д начсостава ИТЛ;
в ГА Красноярского кр.: материалы Красноярской конторы Обского стр-ва {1}.
Доп. сведения:21.07.52 приказано передать лаг. подр. ликвидируемого с 01.10.52 СЕВЕРНОГО УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503 ОБСКОМУ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВУ 501 [6];
11.08.53 7-е и 8-е ЛО ПЕЧОРСКОГО ИТЛ переданы в состав ОБСКОГО ИТЛ [7], [17. Л. 162–173];
22.03.49 ИТК №3 (г. Салехард) передана из ОИТК УМВД по Тюменской обл. ОБСКОМУ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВУ 501 (ЛО №2) [21. Л. 11, 11об.].
Примечания:
1 Не путать с одноименным ОБСКИМ ИТЛ, существовавшим в 1947–1948 гг.
2 В связи с ликвидацией СЕВЕРНОГО УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503 [6].
3 В связи с передачей участков ж/д стр-ва Воркута—Косью, Хановей—Мульда Печорстроя МПС в ведение СУ 501 МПС, обслуживаемого ОБСКИМ ИТЛ [7] (см. также [4. Разд. 4. Л. 38], [7]).
4 Скорее всего, фактически М.В.Самуйлов исполнял обязанности нач. ИТЛ по крайней мере до середины июля 1953 г. (см. акт передачи ИТЛ от 10.07.53, подписанный прежним нач. ИТЛ В.В.Самодуровым и и.о. нач. Самуйловым [13. Л. 49], а формально назначенный 19.05.53 Д.М.Лойдин (упом. также 18.06.53 [22]) приступил к исполнению обязанностей позднее.
Источники:
  1. Пр. 00102 МВД от 05.02.49.
  2. Пр. 091 МВД от 12.02.54.
  3. Пр. 0784 МВД от 12.11.49.
  4. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 571.
  5. Пр. 00273/00942 МЮ и МВД от 20.10.53.
  6. Пр. 0863 МВД от 21.07.52.
  7. Пр. 00163 МЮ от 11.08.53.
  8. Пр. 0483 МВД от 10.07.50.
  9. Расп. 1288 МВД от 26.11.51.
  10. Расп. 1243 МВД от 14.11.51.
  11. Пр. 0105 МВД от 24.01.53.
  12. Пр. 0197 МВД от 20.03.50.
  13. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д.183.
  14. Пр. 022/л МЮ от 01.04.53.
  15. Пр. 368/л МЮ от 19.05.53.
  16. Пр. 1497лс МВД от 05.06.54.
  17. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 189.
  18. Пр. 025 МВД от 08.01.52.
  19. Пр. 558лс от 07.05.52.
  20. Разъяснение 127сс/372сс КГБ при СМ СССР и МВД от 28.11.54.
  21. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 68.
  22. Пр. 517/лг МЮ от 18.06.53.
См. также: ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503,
ОБСКИЙ ИТЛ,
СЕВЕРНОЕ УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503,
СЕВЕРНОЕ УПР. ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГУЛЖДС.

Д.Шкапов

Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"