СТРОИТЕЛЬСТВО 505 И ИТЛ ГУЛЖДС

Время существования:организован 10.09.47 [1]1;
закрыт 14.05.53 (переименован в СЕЛЕНГИНСКИЙ ИТЛ) {36}2.
Подчинен:ГУЛЖДС с 10.09.47 [1–4];
СГУ с 25.04.52 [5];
ГУЛЖДС на 27.02.53 {31}.
Дислокация:Монголия (МНР), в р-не г.Сухэ-Батор (8 км к югу от советско-монгольской границы) [1];
Бурят-Монгольская АССР, ст. Наушки Восточно-Сибирской ж.д. {19, 31}, [6. Разд. 1. Л. 1].
Литер:ВТ с 17.10.47 [7], {3, 19, 31}.
Телегр. код:«Север» {31}.
Адрес:ст. Наушки Восточно-Сибирской ж.д., п/я 1 на 15.01.49, 07.52 {19}, [6. Разд. 1. Л. 1];
п/я ВТ-1 на 27.02.53 {31}.
Производство:стр-во ж.д. Наушки—Улан-Батор (до 29.09.48 — только участка Наушки—250-й км, позднее — до Улан-Батора) [1, 2, 5]3, стр-во Дзунбаинского нефтепромысла, крекинг-установки на Дзунбаинском НПЗ треста № 54 МНП4, ремонт дороги Улан-Батор—Саиншанда—Дзунбаин, стр-во вдоль нее автобаз [5], [6. Разд. 3. Л. 3–16], [8], стр-во аэропорта ГУГВФ [6. Разд. 3. Л. 3–16], обеспечение перевозки экспортно-импортных грузов по Улан-Баторской ж.д. [9], стр-во и эксплуатация оловянных и вольфрамовых месторождений в МНР (в том числе — стр-во обогатительных ф-к ГОКа 505) [4, 5], [6. Разд. 3. Л. 3–16], [10–12]5, подготовка к стр-ву ж.д. Улан-Батор—монголо-китайская граница в р-не Дзамын-Удэ [13]6, ремонт и реконструкция Посольства СССР в МНР [14]7, производство кирпича и извести, строит. работы, лесозаготовки, деревообработка (ДОК, ст. Мандал), авторемонт (в том числе ЦАРМ в г.Сухэ-Батор), автоперевозка транспортных грузов и песка, обслуживание каменного карьера [6. Разд. 3. Л. 3–16], [15].
Численность:01.01.48 — 8856, 01.01.49 — 45 917 [16];
01.07.51 — 26 918 [17. Л. 57–58]8;
01.52 — 22 200, 12.52 — 16 129 [18].
Начальники:нач. — г/м инж.-тех. сл. Гвоздевский Ф.А., с 10.09.47 по 05.08.48 [1, 19];
полк. Потемкин Н.Ф., с 28.09.48 — не ранее 26.05.50 [20–22];
и.о. нач. — Жамойдо И.М. (упом. 23.07.48) [23];
Федоров ?.?. (упом. 16.01.51) [24];
нач. — г/м Буянов Л.С., с 18.01.51 — не ранее 25.09.52 [4, 25–27, 10, 13]9;
и.о. нач. — полк. в/с Виссарионов К.Ф., с 01.04.53 — ? [28];
з/н — п/п (полк.) Виссарионов К.Ф., с 13.12.50 — ? (упом. 12.10.51) [29, 30];
майор в/с Сретенский С.С., с 19.05.53 — ? [31].
Архив:В архиве СЕЛЕНГИНСКОГО ИТЛ {1}.
Доп. сведения:29.09.48 ЮЖНЫЙ ИТЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 505 ГУЛЖДС ликвидирован, вместо него организовано строит. отделение, подчиненное непосредственно Упр. Стр-ва 505 [2]. 26.05.50 в составе Стр-ва 505 организован ГРАНИТНЫЙ ИТЛ И СПЕЦИАЛЬНОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 505 МВД [22].
Примечания:
1 Для осуществления стр-ва ж.д. Наушки—Улан-Батор (Стр-во 505) на базе ЗАПАДНОГО УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА И ЛАГЕРЕЙ БАМ создано СУ 505, в составе которого организованы 2 ИТ лагеря (один — в непосредственном подчинении Упр. Стр-ва 505, второй — ЮЖНЫЙ ИТЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 505 ГУЛЖДС), а также лагерь в/п (японцев). В распоряжение СУ 505 приказано перебросить с участков БАМ (Известковая—Ургал, Тайшет—Братск) и Стр-ва 500 строит. организации и до 40 000 чел., в том числе 20 000 в/п — японцев (последних использовать только на участке Наушки—250-й км). Непосредственно подчиненные Упр. Стр-ва 505 лагеря организовать на 25–30 тыс. чел.;
содержать в IV кв. 1947 г. 50% штатной положенности [1].

2 Сведения о закрытии ИТЛ в {1} ошибочны (ср. ЮЖНЫЙ ИТЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 505 ГУЛЖДС).
3 До 29.09.48 стр-во участка 250-й км — Улан-Батор вел ЮЖНЫЙ ИТЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 505 ГУЛЖДС [2].
4 По договору с трестом № 54 МНП [8].
5 Месторождение Модото. Для его разработки в составе УС 505 организован ГОК № 505. К 01.05.51 приказано построить и ввести в действие 8 обогатительных ф-к, дизельную эл.-ст., жилые дома, капитально отремонтировать автодорогу Улан-Батор—Модото [4, 10].
6 По договору с АО «Улан-Баторская железная дорога» [9].
7 По договору с МИД СССР [14].
8 В марте—апреле 1951 г. для ГОКа поступило 5661 з/к, в том числе 4048 из Ангарлага и Печорлага [17. Л. 25–31].
9 Одновременно — нач. Упр. ГОКа № 505 (с оставлением в должности зам. нач. ГУЛЖДС) [4];
кроме того, с 20.03.51 — ген. директор АО «Совмонголметалл» [31];
на 25.05.53 — нач. Упр. стр-ва 505 МПС [32. Л. 3–15].
Источники:
  1. Пр. 00955 МВД от 10.09.47.
  2. Пр. 0589 МВД от 29.09.48.
  3. Пр. 0174 МВД от 17.03.50.
  4. Пр. 0029 МВД от 18.01.51.
  5. Пр. 00415 МВД от 25.04.52.
  6. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 580.
  7. Расп. 661 МВД от 17.10.47.
  8. Пр. 0825 МВД от 25.11.49.
  9. Пр. 0895 МВД от 20.12.49.
  10. Расп. 727 МВД от 10.07.51.
  11. Пр. 00303 МВД от 20.02.52.
  12. Пр. 0051 МВД от 29.01.53.
  13. Пр. 01097 МВД от 25.09.52.
  14. Расп. 817 МВД от 11.10.50.
  15. Пр. 0197 МВД от 20.03.50.
  16. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 466.
  17. Там же. Д. 147.
  18. Там же. Оп. 1. Д. 1384. Л. 90.
  19. Пр. 994лс МВД от 05.08.48.
  20. Пр. 1255лс МВД от 28.09.48.
  21. Пр. 00336 МВД от 26.05.50.
  22. Пр. 0334 МВД от 30.05.49.
  23. Расп. 444 МВД от 23.07.48.
  24. Расп. 52 МВД от 16.01.51.
  25. Расп. 682 МВД от 29.06.51.
  26. Пр. 0525 МВД от 07.04.52.
  27. Пр. 00527 МВД от 17.07.52.
  28. Пр.022/л МЮ от 01.04.53.
  29. Пр. 1749лс МВД от 13.12.50.
  30. Пр. 1379лс МВД от 12.10.51.
  31. Пр. 00171 МВД от 20.03.51.
  32. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 165.
См. также: ГРАНИТНЫЙ ИТЛ И СПЕЦИАЛЬНОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 505,
СЕЛЕНГИНСКИЙ ИТЛ,
УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 500,
ЮЖНЫЙ ИТЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 505 ГУЛЖДС.

Д.Шкапов

Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"