ВЯЗЕМСКИЙ ИТЛ
(Вяземлаг, Упр. Строительства и Вяземлага ГУШОСДОРа)
Время существования: | организован 05.02.36 [1]; закрыт 22.07.42 — (переименован в СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ) [2]. |
Подчинен: | ГУЛАГ с 05.02.36 [1]; ГУЛЖДС не позднее 02.04.41 [3]; ГУАС с 02.07.41 [4]; ГУШОСДОР с 14.02.42 [5, 2]. |
Дислокация: | Смоленская обл., г.Вязьма с 05.02.36 до эвакуации в 1941 г. [1], {6, 10, 11}; Пензенская обл., Николаевский р-н, с. Николаевка {13}. |
Литер: | нет. |
Телегр. код: | нет. |
Адрес: | Смоленская обл., г.Вязьма, п/я 221 {10, 11}; Пензенская обл., Николаевский р-н, с.Николаевка, п/я — нет {13}. |
Производство: | стр-во автомагистрали Москва—Минск [1]1, стр-во аэродромов в Тамбовской и Смоленской обл. [3, 5, 6]2. |
Численность: | 01.04.36 — 12 052, 01.10.36 — 56 180, 01.01.37 — 31 305, 01.01.38 — 24 100, 01.07.38 — 49 738, 01.10.38 — 39 3503, 01.01.39 — 27 470 (УРО); 01.01.41 — 10 394, 01.07.41 — 14 374 [7]; 01.01.42 — 8676 [8]; 01.04.42 — 58484 [9]. |
Начальники: | нач. УС и Вяземлага — Петрович П.А., с 31.01.36 — не ранее 14.03.37 [10, 11]; Рудминский Л.И., с 09.11.37 по 03.01.39 [12, 13]; Козловский Б.А., с 03.01.39 — ? [13]; Горшков А.А., с 10.03.39 по 11.06.39 [14]; Саркисьянц ?.?., с 11.06.39 — ? (упом. 26.06.41) [14, 15]. |
Архив: | В архиве СТРОИТЕЛЬСТВА ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ {1}. |
Примечания: | 1 Стр-во автомагистрали силами з/к Вяземлага вело «УС автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР». Нач. УС являлся одновременно нач. лагеря [1, 2]. С момента организации УС подчинялось ГУШОСДОРу [1], с июня 1936 г. — ГУЛАГу [16], в марте 1937 г. вновь передано в ГУШОСДОР [17], пр. [11] возвращено в ГУЛАГ. При этом Вяземлаг в течение всего этого времени оставался в подчинении ГУЛАГа. Дальнейшую подчиненность «УС автомагистрали Москва—Минск и Вяземлага» см. в графе «Подчинен». В сентябре 1938 г. организовано «Упр. дороги Москва—Минск» ГУШОСДОРа НКВД, которое стало «заказчиком» стр-ва; «подрядчиком» осталось Упр. стр-ва и Вяземлага ГУЛАГа НКВД СССР [18]. 2 Весной 1941 г. состоялось решение правительства, согласно которому стр-во 200 км автомагистрали Москва—Минск было перенесено на осень 1942 г.; ГУЛЖДС поручено переключить Вяземлаг на стр-во аэродромов [3]. Окончательно работы на стр-ве автомагистрали Москва—Минск прекращены пр. {12}. В январе 1942 г. рем.-восстановительные работы и работы по содержанию дороги Москва—Минск были возобновлены [6]. 3 Из них 1988 осужденных за к/р преступления, 10 260 — как СОЭ и СВЭ [19]. 4 Из них 435 женщин, 294 осужденных за к/р преступления [9]. |
Источники: |
|
См. также: | СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА НКВД № 2 И ИТЛ. |
С.Кривенко
Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"