ВЯЗЕМСКИЙ ИТЛ
(Вяземлаг, Упр. Строительства и Вяземлага ГУШОСДОРа)

Время существования:организован 05.02.36 [1];
закрыт 22.07.42 — (переименован в СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ) [2].
Подчинен:ГУЛАГ с 05.02.36 [1];
ГУЛЖДС не позднее 02.04.41 [3];
ГУАС с 02.07.41 [4];
ГУШОСДОР с 14.02.42 [5, 2].
Дислокация:Смоленская обл., г.Вязьма с 05.02.36 до эвакуации в 1941 г. [1], {6, 10, 11};
Пензенская обл., Николаевский р-н, с. Николаевка {13}.
Литер:нет.
Телегр. код:нет.
Адрес:Смоленская обл., г.Вязьма, п/я 221 {10, 11};
Пензенская обл., Николаевский р-н, с.Николаевка, п/я — нет {13}.
Производство:стр-во автомагистрали Москва—Минск [1]1, стр-во аэродромов в Тамбовской и Смоленской обл. [3, 5, 6]2.
Численность:01.04.36 — 12 052, 01.10.36 — 56 180, 01.01.37 — 31 305, 01.01.38 — 24 100, 01.07.38 — 49 738, 01.10.38 — 39 3503, 01.01.39 — 27 470 (УРО);
01.01.41 — 10 394, 01.07.41 — 14 374 [7];
01.01.42 — 8676 [8];
01.04.42 — 58484 [9].
Начальники:нач. УС и Вяземлага — Петрович П.А., с 31.01.36 — не ранее 14.03.37 [10, 11];
Рудминский Л.И., с 09.11.37 по 03.01.39 [12, 13];
Козловский Б.А., с 03.01.39 — ? [13];
Горшков А.А., с 10.03.39 по 11.06.39 [14];
Саркисьянц ?.?., с 11.06.39 — ? (упом. 26.06.41) [14, 15].
Архив:В архиве СТРОИТЕЛЬСТВА ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ {1}.
Примечания:
1 Стр-во автомагистрали силами з/к Вяземлага вело «УС автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР». Нач. УС являлся одновременно нач. лагеря [1, 2]. С момента организации УС подчинялось ГУШОСДОРу [1], с июня 1936 г. — ГУЛАГу [16], в марте 1937 г. вновь передано в ГУШОСДОР [17], пр. [11] возвращено в ГУЛАГ. При этом Вяземлаг в течение всего этого времени оставался в подчинении ГУЛАГа. Дальнейшую подчиненность «УС автомагистрали Москва—Минск и Вяземлага» см. в графе «Подчинен». В сентябре 1938 г. организовано «Упр. дороги Москва—Минск» ГУШОСДОРа НКВД, которое стало «заказчиком» стр-ва;
«подрядчиком» осталось Упр. стр-ва и Вяземлага ГУЛАГа НКВД СССР [18].

2 Весной 1941 г. состоялось решение правительства, согласно которому стр-во 200 км автомагистрали Москва—Минск было перенесено на осень 1942 г.;
ГУЛЖДС поручено переключить Вяземлаг на стр-во аэродромов [3]. Окончательно работы на стр-ве автомагистрали Москва—Минск прекращены пр. {12}. В январе 1942 г. рем.-восстановительные работы и работы по содержанию дороги Москва—Минск были возобновлены [6].

3 Из них 1988 осужденных за к/р преступления, 10 260 — как СОЭ и СВЭ [19].
4 Из них 435 женщин, 294 осужденных за к/р преступления [9].
Источники:
  1. Пр. 0050 НКВД от 05.02.36.
  2. Пр. 0278 НКВД от 22.07.42.
  3. Пр. 00343 НКВД от 02.04.41.
  4. Пр. 00849 НКВД от 02.07.41.
  5. Пр. 048 НКВД от 14.02.42.
  6. Пр. 176 НКВД от 10.04.42.
  7. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 371. Л. 1, 56.
  8. Там же. Д. 372. Л. 8об., 9.
  9. Там же. Д. 378. Л. 6.
  10. Пр. 57 НКВД от 31.01.36.
  11. Пр. 109 НКВД от 14.03.37.
  12. Пр. 478 НКВД от 09.11.37.
  13. Пр. 52лс НКВД от 03.01.39.
  14. Пр. 0159 НКВД от 11.06.39.
  15. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 45. Л. 75.
  16. Пр. 073 НКВД от 03.06.36.
  17. Пр. 029 НКВД от 25.03.37.
  18. Пр. 0184 НКВД от 13.09.38.
  19. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1140. Л. 140.
См. также: СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ,
СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА НКВД № 2 И ИТЛ.

С.Кривенко

Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"