ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ВЕРУЮЩИХ

     Суд над ФЕДОТОВЫМ

     Иван Петрович ФЕДОТОВ (1929г.р., строитель) был арестован
15 августа 1974г. (Хр.34).
     С 10  по  18  апреля  1975г.  Калужский   областной   суд
рассматривал  его  дело.  Председательствовал в суде КУЗНЕЦОВ.
Государственным обвинителем был его однофамилец.  Защиту  свою
ФЕДОТОВ осуществлял сам.
     Его обвиняли по ст.227  ("Посягательство  на  личность  и
права  граждан  под  видом  исполнения  религиозных обрядов"),
190-1,   191   ("Сопротивление   представителю   власти    или
представителю   общественности,  выполняющему  обязанности  по
охране   общественного   порядка")   и    192    ("Оскорбление
представителя  власти или представителя общественности...") УК
РСФСР.
     По ст.227     ФЕДОТОВ     обвинялся     в     организации
незарегистрированных   молитвенных   собраний.   В    качестве
вещественных доказательств были предъявлены 5 актов. В акте от
2 декабря 1972г.  было сказано:  "26 человек верующих пели, т.
е.  справляли  религиозные  обряды.  На  столе  была  Библия и
сборник песен издания 1968г." В акте от 5 июля  1973г.  "когда
пришли, верующие сидели, беседовали, на столе ничего не было".
В акте от 26  октября  1973г.  "Были  гости  в  количестве  10
человек вместе с хозяевами.  Во время составления акта ФЕДОТОВ
сказал "Вы гестаповцы",  отказался назвать культ верования, от
подписи  отказался".  В акте от 2 июня 1974:  "Был 31 человек,
читали стихи,  пели под гитару".  В акте от 4 августа  1974г.:
"Собрание  в количестве 150-180 человек,  с молением,  пением,
бормотанием,  было около  30  детей.  При  требовании  назвать
фамилии  и  показать  паспорта отказались" (В последнем случае
акт был составлен на свадьбе!).
     Статьи 191 и 192 вменялись ФЕДОТОВУ за то,  что, когда 26
октября  1973г.  представители   власти   (депутат   райсовета
РУДАКОВ,  лейтенант  милиции  ЛОВКОВ и другие) перелезли через
забор,  ворвались к ФЕДОТОВУ в дом и лейтенант ЛОВКОВ  схватил
ФЕДОТОВА  за  грудь,  ФЕДОТОВ  сказал  "Вы  как  гестаповцы" и
отстранил ЛОВКОВА.
     Ст.190-1 вменялись ФЕДОТОВУ,  по-видимому,  только за то,
что  на  заседании  административной   комиссии   райисполкома
ФЕДОТОВ    сказал,    что    коммунист    ЛОМОВЦЕВ,   главврач
санэпидемстанции,  - пьяница.  Большинство свидетелей по этому
эпизоду, члены административной комиссии, приписывали ФЕДОТОВУ
слова: "Все коммунисты - пьяницы".
     Судья вел  себя  очень  грубо.  Когда свидетельница Ольга
ЛОСЕВА спросила,  в чем обвиняется подсудимый,  судья ответил:
"Мы тебе должны задавать вопросы, а не ты нам". Когда О.ЛОСЕВА
начала было говорить "Я обязана...",  судья прервал  ее:  "Вот
именно,  что обязана.  Иди, расписывайся!" когда свидетельница
Наталья ЛОСЕВА стала подробно рассказывать о вторжении милиции
в  дом  ФЕДОТОВА  26  октября 1973г.  (см.  выше),  судья тоже
прервал  ее:  "Ну,  хватит,  хватит.  Вы  тут  совсем   митинг
устроили.  Кто  это  так Вас подзавел против советских органов
милиции?!".  В ответ на возражение Н.ЛОСЕВОЙ:  "Ну,  я же  как
свидетель имею право рассказать в свободной форме все по делу,
что мне известно" судья обрезал ее:  "Это Вы у себя  там  свои
права требуйте, а здесь Вы пришли на суд". Выступивший на суде
в  качестве   свидетеля   пресвитер   баптисткой   общины   г.
Малоярославца В.И.НАЗДРАЧЕВ показал, что ФЕДОТОВ был изгнан из
общины,  после чего с 17 другими  членами  общины  организовал
отдельную группу.  На вопрос судьи, собирается ли после ареста
ФЕДОТОВА его "незарегистрированная группа", НАЗДРАЧЕВ ответил:
"Да,  собираются.  Я  сам там не был,  была одна наша сестра".
Секретарь Малоярославецкого райисполкома  сообщила  суду,  что
пресвитер  НАЗДРАЧЕВ  дважды  письменно  и  неоднократно устно
обращался в райисполком с требованием "убрать" ФЕДОТОВА.
     Прокурор в своей речи утверждал, что ФЕДОТОВА судят не за
убеждения,  а за нарушение законов.  "...Он организовал группу
пятидесятников с вовлечением  несовершеннолетних  детей  и  17
человек    баптистов...   Действия   группы   ФЕДОТОВа   носят
антиобщественный   характер,   направлены   на    невыполнение
советских законов, хотя в проповедях это открыто не говорится.
...В Библии есть слова: "Взявший меч от меча и погибнет" - это
косвенно отказ от присяги..."
     Прокурор потребовал для ФЕДОТОВА 5 лет  лишения  свободы.
Кроме  того,  он  потребовал  привлечь  свидетелей П.И.ПЫЖОВА,
М.И.СМИРНОВУ и А.И.СМИРНОВУ  к  уголовной  ответственности  за
отказ от дачи показаний.
     В защитительной  речи  ФЕДОТОВ  отверг  принадлежность  к
группе   "трясунов-пятидесятников".   "Когда   я   приехал   в
Малоярославец, я не организовывал подпольной группы, но пришел
в молитвенный дом.  Здесь все свидетельствовали, что пресвитер
посадил меня рядом,  я говорил  слово  Божие,  а  потом  из-за
зависти  и  злой  ревности  изгнал...  Затем  он стал изгонять
других,  что  послужило  причиной   собраний...   я   верующий
христианин   и   никогда   не   прятался,   к   нам  приходили
представители власти,  присутствовали на  богослужении.  Я  не
врежу  здоровью  граждан.  Все присутствовавшие дети были дети
верующих родителей и верующими они стали до меня". Отверг он и
обвинения  по  другим статьям.  В последнем слове Иван ФЕДОТОВ
также отрицал свою виновность и просил суд учесть,  что на его
иждивении  старая  мать,  не получающая пенсию,  больная теща,
брат-инвалид 1  группы  и  жена,  "и  как  запросил  гражданин
прокурор  5  лет  строгого  режима  по ст.227,  и так как я не
виновен,  ограничиться моим отсиженным сроком и заменить 5 лет
строгого на 5 лет ссылки".
     Суд приговорил ФЕДОТОВА к 3 годам ИТК строгого режима.
     В конце мая кассационный суд утвердил приговор.

                            *****

     В "Хронике"  34  было сказано,  что в 1960-70гг.  ФЕДОТОВ
отсидел 10 лет по ст.102 УК РСФСР.  На самом деле он сидел  по
ст.107   ("Доведение  до  самоубийства")  УК  РСФСР.  В  своей
защитительной речи на суде он  сказал,  что  обвинение  его  в
1960г. было ложным.

                            *****

     "Хроника" получил  документ  под названием "Обвинительный
акт",  датированный  31  января  1975г.  и  подписанный:   "От
очевидцев,   свидетелей  и  наблюдателей  г.Каунаса".  Адресат
документа  не  указан.  В  "Обвинительном  акте"   описывается
история  насильственного  помещения  матери троих детей Бируте
ПОШКЕНЕ (домашний адрес:  Каунас,  ул.  Демократу, 36, кв.1) в
психиатрическую больницу.
     Бируте ПОШКЕНЕ  с   некоторого   времени   "стала   вести
странный"  для  католиков  и  атеистов образ жизни - соблюдать
сама  и  дети  субботу   как   день   покоя...,   перешла   на
вегетарианскую диету..."
     Административная комиссия по делам  несовершеннолетних  и
трудоустройства    молодежи    Пожеловского   р-на   г.Каунаса
потребовала  от  ПОШКЕНЕ,  чтобы  она  прекратила  религиозное
воспитание  детей,  прекратила отправление своего религиозного
культа - празднование субботы,  начала  кормить  детей  мясом,
начала   воспитывать   детей  в  атеистическом  духе.  ПОШКЕНЕ
отказалась.  Тогда комиссия обратилась в суд с ходатайством  о
лишении ПОШКЕНЕ родительских прав.
     В это же время ПОШКЕНЕ уволили с работы  за  "прогулы  по
субботам". ПОШКЕНЕ была дворником при школе и уже целый год до
этого по субботам не работала.
     18 сентября   1974г.   народный   суд  Пожеловского  р-на
г.Каунаса  рассмотрел  вопрос   о   лишении   Бируте   ПОШКЕНЕ
родительских прав.  ПОШКУС,  муж Бируте, просил суд, чтобы его
жену "поместили в психбольницу для лечения от  веры  в  Бога".
Прокурор  ДАМАШЕВИЧИЕНЕ на суде заявила:  "Мне кажется,  прошу
народный  суд  и  отдел  внутренних  дел  Пожеловского   р-на,
поскольку мать здоровая,  работоспособная,  не болеет никакими
болезнями чтобы ее устроили работать,  и,  может быть, работая
тяжелую работу,  поймет и,  как говориться,  начнет работать и
меньше найдется времени читать всякие писания,  куда-то ездить
с   сектами   и   верить   Богу"  ("Хроника"  сохраняет  текст
"Обвинительного акта").  Суд лишил ПОШКЕНЕ родительских прав и
передал  детей  на воспитание ПОШКУСУ.  В "Обвинительном акте"
сообщается,  что незадолго до суда  ПОШКУС  окрестил  детей  в
католическую веру.
     ПОШКЕНЕ обратилась в Верховный суд Лит.ССР с кассационной
жалобой.
     22 октября 1974г.  Верховный суд Литовской ССР рассмотрел
кассационную жалобу ПОШКЕНЕ.  Рассмотрение началось вопросом к
ПОШКЕНЕ:  "Принадлежите ли Вы к секте субботников?".  По этому
поводу  в "Обвинительном акте" приводят слова В.И.ЛЕНИНА:  "Ни
один чиновник не должен даже иметь права спрашивать кого ни на
есть   о  вере:  это  дело  совести,  и  никто  тут  не  смеет
вмешиваться" (Полное  собрание  соч.,  т.  7,  стр.  172-173).
(авторы "Обвинительного акта" не заметили,  что эти слова были
написаны  до  октябрьской  революции  -  Хр.).  Верховный  суд
оставил решение народного суда в силе.
     29 октября   1974г.   к  ПОШКЕНЕ  подошли  на  улице  два
человека, показали ей красные книжечки, приказали следовать за
ними,  посадили в машину и увезли в Каунасскую псих.  больницу
(ул. Кузмос 75).
     В "Обвинительном   акте"  подчеркивается,  что  после  22
октября ПОШКЕНЕ с мужем не встречалась.  Авторы задают вопрос:
по  чьей  же инициативе ПОШКЕНЕ насильно поместили в больницу?
Они пишут: "В общении с людьми до 29 октября 1974г. ПОШКЕНЕ не
говорила   никаких   слов,   не   проявила  никаких  действий,
поступков,  которые  бы  свидетельствовали  о  ее  психической
неполноценности...  И  если  мы  заявляем,  что  ПОШКЕНЕ до 29
октября 1974г.  была  психически  совершенно  здорова,  то  мы
знаем,   что   говорим,   и   заявляем   об   этом   со   всей
ответственностью".
     В "Обвинительном акте" сообщается, что в больнице ПОШКЕНЕ
поместили  в  3-е  спецотделение;   ей   стали   давать   дозы
сильнодействующих  лекарств...,  что  сразу же сказалось на ее
здоровье:  она потеряла зрение (пять суток ничего отчетливо не
видела),  были сильные боли во всем теле, отнимались ноги, так
что не могла ходить. В больнице ей задавали вопрос: "Верите ли
Вы  во  второе  пришествие  Христа?"  Врачи  больницы и ПОШКУС
"многократно  предлагали  и  упрашивали  ПОШКЕНЕ,  чтобы   она
отреклась от веры в Бога, и тогда ее освободят из больницы как
здоровую".
     "Обвинительный акт"  заканчивается  так:  "если  Вами  не
будут приняты самые срочные меры к  немедленному  освобождению
ПОШКЕНЕ  и  ее восстановлению в ее законных правах,  мы примем
все меры,  чтобы об этом  злодеянии  известить  общественность
нашей страны...,  всю мировую общественность...  это будет наш
ответ на Ваше преступное бездействие".

                            *****

     Владимир Павлович    ХАЙЛО    (Ворошиловградская    обл.,
г.Красный  Луч,  шахта  22-4бис,  Северная ул..11) в "Записках
верующего" описал притеснения,  которые  он,  его  жена  Мария
Емельяновна  и  его  дети  (у  них 14 детей) терпят от местных
властей.  Семья  ХАЙЛО  принадлежит  баптистской  общине,   не
вошедшей в официальную баптистскую церковь.
     Главу семьи пытаются под  разными  предлогами  уволить  с
работы, ущемляют в заработке.
     Старший сын Анатолий с трудом  устроился  на  работу,  но
вскоре почти лишился заработка.  Он пытался поступить работать
на шахту - ему отказали:  "Пусть Вам баптисты работу дадут". В
1974г. его ложно обвинили в участии в групповом изнасиловании.
Суд не принял во внимание показания свидетелей,  опровергающих
обвинение. Анатолия осудили на 8 лет.
     Дочь Лидию  после  восьмилетки  не  приняли  ни в учебное
заведение,  ни на работу:  в школьной характеристике отмечено,
что она из семьи баптистов и сама верующая.
     Двоих сыновей-школьников угрожают отправить  в  спецшколу
для умственно отсталых детей.
     Власти усиленно  формируют   отрицательное   общественное
мнение  о  В.П.ХАЙЛО  и  его  семье:  публикуют клеветнические
статьи в местной печати,  проводят обследование быта его семьи
с    заранее    заготовленными    выводами.   Тем   не   менее
"разоблачительное" собрание,  предназначенное для  "осуждения"
В.П.ХАЙЛО, пришлось проводить не на той автобазе, где работает
шофером Владимир ХАЙЛО,  а не соседней,  где его меньше знают.
По-видимому,  власти  готовят  местное  общественное  мнение к
лишению  супругов  ХАЙЛО  родительских  прав  -  такие  угрозы
раздавались неоднократно.
     Власти добиваются "только", чтобы Владимир ХАЙЛО вернулся
в контролируемую государством баптистскую общину. Впрочем, его
неоднократно пытались вербовать в стукачи.
     В июле 1974г. супруги ХАЙЛО обратились к Н.В.ПОДГОРНОМУ с
просьбой разрешить им и их детям выехать в Канаду.

                            *****

     Пресвитер Айзпутской   общины   евангельских    христиан-
баптистов,  член  епископального  совета баптистов Латвии Янис
Эрнестович ШМИТ  (Лат.  ССР,  г.  Айзпуте,  ул.  Кулдыгас  17)
обратился с заявлением "Комитету защиты прав человека в СССР".
В этом заявлении он пишет,  что в марте 1974г.  уполномоченный
по  Латвийской ССР Совета по делам религии при СМ СССР П.ЛИЕПА
отобрал у него регистрационный документ за  "грубые  нарушения
советского    законодательства".   "Нарушения",   по-видимому,
состояли в том,  что ШМИТ  "проповедовал  на  апокалипсическую
тему,  призывал  верующих молиться за заключенных верующих...,
допускал к церковной жизни несовершеннолетних  детей  верующих
родителей".
     Церковный совет,  ходатайствуя перед  органами  власти  о
восстановлении прав пресвитера ШМИТА,  одновременно просил его
продолжать выполнять обязанности пресвитера. 27 февраля 1975г.
ЛИЕПА  прислал  Церковному  совету "обязательное указание",  в
котором  опять  потребовал  отстранить  ШМИТА  от   выполнения
обязанностей   пресвитера.   Он   пригрозил,   что   в  случае
неподчинения  Церковный  совет   будет   распущен   и   община
ликвидирована. Тем не менее Церковный совет снова просил ШМИТА
исполнять свои обязанности.
     ШМИТ пишет:  "Лично я, чтобы облегчить положение общины и
беспокоясь о  дальнейшей  судьбе  моей  семьи,  в  которой  10
малолетних  детей,  подал ходатайство на выезд за рубеж...  На
упомянутое ходатайство дважды получил  отказ".  ШМИТ  выражает
надежду,  что  вмешательство  "Комитета защиты прав человека в
СССР"  "остановит  гонения  на  нашу  общину   и   восстановит
попранные права верующих..."

                            *****

     "Противопасхальные мероприятия"   в   Тбилиси   в  1975г.
возглавили  первый  секретарь   горкома   комсомола   ЦУЛАДЗЕ,
секретари   райкомов  комсомола,  работники  райкомов  партии,
райкомов комсомола, милиции, прокуратуры.
     В Кашветской  церкви  дружинники-комсомольцы  задерживали
тех молодых людей, которые зажигали в церкви свечи и молились.
Задержанных   отводили   в  "штаб  дружины",  фотографировали,
допрашивали, угрожали.
     В Сионской церкви был задержан мужчина лет сорока пяти за
то,  что  он  посетил  церковь  вместе  с  женой  и  маленьким
ребенком.
     Звиад ГАМСАХУРДИЯ и  Мераб  КОСТАВА,  члены  Инициативной
группы  защиты  прав  человека  в  Грузии,  пытались объяснить
гражданам,  что по Конституции каждый гражданин СССР  обладает
свободной   совести   и   что   поэтому  действия  дружинников
противозаконны.  За  это  М.КОСТАВА  был  доставлен  в   штаб.
Секретарь  райкома  комсомола  И.ЧЕЛИДЗЕ  назвал  его действия
"политическом преступлением" и угрожал снятием с работы.

                            *****

     В Москве  кордоны  дружинников   иногда   пропускали   на
пасхальную службу только лиц,  носящих крест.  Впрочем, Андрея
ГРИГОРЕНКО не пустили в церковь и после "предъявления" креста.
Ему  показали на заготовленные машины и посоветовали убираться
"пока цел".

                            *****

     В NN19,21 Бюллетеня Совета родственников  узников  ЕХБ  в
СССР  опубликованы  многочисленные  протесты  против  разгрома
типографии издательства ЕХБ "Христианин" в  Латвии  (Хр.34)  и
против   осуждения  секретаря  Совета  Церквей  ЕХБ  Г.П.ВИНСА
(Хр.35)

                            *****

     В школе  N2  г.  Гагры  Грузинской  ССР  детей   верующих
родителей   выгоняют  из  школы.  Директор  школы  предупредил
родителей:  "Или галстук на шее,  или вон из школы" (Бюллетень
Совета родственников N19).

                            *****

     В г.  Кропоткине милиция во главе с начальником городской
милиции капитаном А.И.ГОРОХОВЫМ ворвалась в дом к  С.ФОРШУ  во
время  богослужения,  без  санкции  прокурора  сделала  в доме
обыск,  изъяла  всю  религиозную  литературу  и  магнитофонные
ленты.  Всех  верующих,  находящихся  в  этот  момент  в доме,
отвезли в милицию.  Некоторым из них дали по 10  и  15  суток.
Хозяина   дома,   пенсионера,   получающего  30  руб.  пенсии,
оштрафовали на 50 руб.  за то,  что в его доме  было  собрание
верующих (Бюллетень Совета родственников N20).

                            *****

     В октябре    1974г.    народный   суд   Советского   р-на
г.Владивостока рассмотрел  дело  о  распоряжении  брака  между
верующей   Светланой  ВАРДАПЕТЯН  и  Юрием  БРЕГМАНОМ  (Хр.34;
фамилия  истца  в  "Хронике"  34  была  напечатана   неверно).
Народный  суд решил:  брак расторгнуть,  детей от С.ВАРДАПЕТЯН
отобрать и передать на воспитание отцу, Ю.БРЕГМАНУ, взыскать с
ответчицы алименты.
     23 декабря 1974г.  Судебная коллегия по гражданским делам
Приморского  краевого  суда  рассмотрела  кассационную  жалобу
С.ВАРДАПЕТЯН.  Прокурор  предложил  решение   народного   суда
отменить.  Судебная коллегия сочла, что решение народного суда
в части отобрания  детей  и  взымания  алиментов  неправильно,
поскольку  народный  суд  при  рассмотрении  дела не имел всех
необходимых   документов   (например,   акта,    утвержденного
заведующим  РОНО)  и  не  проверил  условий  жизни истца и его
возможностей по воспитанию детей.  Судебная коллегия,  оставив
брак расторгнутым, определила: решение народного суда "в части
отобрания детей и  передачи  их  на  воспитание  Ю.БРЕГМАНУ  и
взыскания  алиментов  с  С.ВАРДАПЕТЯН  отменить и направить на
новое рассмотрение в тот же суд в другом составе суда".