Новости самиздата
                                                                         
     М.И.КУКОБАКА. Защита прав человека и разрядка неделимы (3
апреля 1977г., 9 стр.)
     Критикуя тех   политиков  Запада,  которые  считают,  что
политика КАРТЕРА в отношении прав человека  помешает  разрядке
("опасные  иллюзии"),  автор  заявляет,  что главной гарантией
соблюдения любого договора или обещания является "воля народа,
выражающаяся лишь при наличии основных свобод."
     Массовые сталинские  репрессии,  нынешние   уголовные   и
психиатрические  преследования,  нарушение суверенитета других
государств (Венгрия,  Чехословакия), притеснение целых народов
(крымские  татары,  евреи)  КУКОБАКА  связывает  с  нарушением
гражданских прав.
     Он пишет также об экономических трудностях  и  социальных
бедах  (в  частности,  о  пьянстве)  и говорит:  "Чтобы скрыть
истинное положение дел и лишить собственный народ  возможности
сравнивать   -   советские   власти  грубо  нарушают  Всеобщую
декларацию прав человека...  кстати и сама Декларация  никогда
не  издавалась  в  Советском  Союзе  для  широкой публики,  ее
распространение преследуется властями,  хотя и в неофициальном
порядке"  (именно  за  это  пострадал  недавно сам автор - см.
Хр.43).
     "Без внутренней  разрядки,  -  пишет он,  - не может быть
никакой международной разрядки".
                                                                         

     Т.ХОДОРОВИЧ, В.НЕКИПЕЛОВ. Опричнина - 1977. (Политические
расправы уголовным путем.) (4 мая 1977г., 13 стр.)

          ... В    СССР    уже    много    лет    практикуются
     государственные    расправы     с     так     называемыми
     "инакомыслящими",   с   политическими   и   нравственными
     протестантами, просто с людьми, пытающимися защитить свои
     права  или даже напомнить о них,  - путем осуждения их по
     сфабрикованным уголовным  обвинениям,  т.е.  политические
     расправы   -   уголовным  путем.  И  это  есть  из  самых
     отвратительных - нет,  даже не нарушений -  поруганий  не
     только  прав  и  законности - всех известных человечеству
     принципов порядочности и чести.

     Приведя много примеров, авторы заключают:

          Наша статья не претендует на полноту.  Мы хотим лишь
     привлечь внимание к проблеме.  Мы  надеемся,  что  кто-то
     возьмется  его  вести  -  точный  и  полный  список  всех
     уголовных мерзостей, которые использует сегодняшний режим
     в  России  для подавления свободомыслия.  И пусть грязная
     эта работа - нет нужней ее  для  истории,  для  грядущего
     правого  морального  суда  над  советской опричниной 70-х
     годов.


     А.С. Заметки   о   партии   и   государстве   в   системе
коммунистической ментальности (1977г.)
     Автор работы предлагает рассмотреть специфический феномен
коммунистической ментальности, описание которого он начинает с
того,  как в системе данной ментальности  соотносятся  понятия
"партия"  и "государство".  Партия,  по определению означающая
"часть", старательно выдает свои интересы за интересы целого -
государства.  Автор  приводит примеры очевидного расхождения и
противоречий в  интересах  этих  двух  величин.  В  частности,
позиция  партии  в политических судебных процессах объясняется
тем,  что,  прикрываясь интересами государства, партия требует
безусловной  лояльности  по  отношению  к  самой  себе от всех
граждан государства и ради этого сознательно  нарушает  законы
страны.  Легальная  деятельность  партии  соответствует уровню
государства   и   является   чисто   декоративной.   Подлинная
активность   протекает   всегда   за   кулисами  в  обстановке
секретности.  Переходя к вопросу о комплексе  нелегальности  и
антизаконности   в   большевизме,   автор   рассматривает  его
исторические корни.  Конец работы посвящен проблеме  отношений
зарубежных  компартий  с  государством.  Автор  касается также
естественных ограничений, которые накладывает коммунистическая
система мышления.
                                                                       

     И.ДЯДЬКИН. Статисты (1976г., 56 стр.)
     Автор задается вопросом:  как на динамике народонаселения
нашей  страны  отразились  коллективизация,  индустриализация,
голод,  Отечественная  война  и  массовые  репрессии?   Размер
потерь,  по  мнению  автора,  дает  основание  и для моральных
оценок тех "исторических побед",  о которых  говорят  казенные
историки.
     Поскольку автор    располагал    только   опубликованными
официальными показателями ЦСУ СССР,  ему пришлось принять  ряд
допущений (например, об уровне смертности и рождаемости за ряд
лет). Все расчеты доступны читательской проверке.
     Итог исследования И.ДЯДЬКИНА представлен так:
     С 1926г.  по 1936г.  - в  результате  ликвидации  классов
погибло мужчин, женщин и детей - более 11 млн....
     С 1937г.  по 1940г.  - расстреляно, погибло в ГУЛаге и на
Карельском перешейке - около 4,3 млн....
     С 1941г.  по 1949г. - убито на фронте, погибло от лишений
и репрессий - около 31 млн.
     С 1950г.  по 1954г. - умерли от каторжных условий лагерей
- около 0,5 млн.
     "Все расчеты,  - отмечает автор,  - велись с  презумпцией
меньшего числа жертв".
     Касаясь величины   потерь   (60    млн.),    определенной
профессором  КУРГАНОВЫМ,  на которого ссылается А.И.СОЛЖЕНИЦЫН
("Письмо к вождям"),  И.ДЯДЬКИН пишет:  "Может быть,  Курганов
имел в виду не только погибших,  а общую потерю населения СССР
(т.е.  число погибших плюс учет уменьшения рождаемости - Хр.).
Тогда  его  оценка  близка  к  разумной,  если считать за весь
предвоенный период, начиная с 1917г."
                                                                         

     В.АЛЬБРЕХТ. В поисках сути (листки из дневника) (19 стр.)
     Описываются несколько   эпизодов:   посещение  испанского
торгового  представительства  (автор  ходил  туда   как   член
советской группы "Международной амнистии"); беседы с милицией;
задержание  (причина  -  "похож  на  человека,   укравшего   у
гражданки О.52 руб."); посещение ОВИРа, филеры и слежка.
                                                                         

     З.ГАМСАХУРДИА. Процесс   сотрудников   Тбилисской  тюрьмы
(январь 1977г., 60 стр.)
     54 страницы  занимают обвинительное заключение (перевод с
грузинского) и описание закрытого  процесса  по  делу  N10669,
состоявшегося в мае 1976г.  Процесс связан с теми же пытками в
следственном изоляторе 1,  которые вскрылись на открытом  суде
(апрель  1975г.)  над  заключенными  -  агентами  ЦИРЕКИДЗЕ  и
УСУПЯНОМ,  избившими до смерти заключенного ИСМАИЛОВА (Хр.36).
После  широкой огласки этого дела (судья разрешил тогда Звиаду
ГАМСАХУРДИА,  как писателю,  подробно  ознакомиться  с  делом)
Коллегия   Верховного   суда  ГССР  в  ноябре  1975г.  усилила
наказание ЦИРЕКИДЗЕ до 10 лет, УСУПЯНУ - до 8 лет.
     По делу N10669,  выделенному из дела ЦИРЕКИДЗЕ - УСУПЯНА,
старший  оперуполномоченный  ФРОЛОВ  (начальник  заключенных -
палачей) и контролеры (надзиратели) специального 2-го  корпуса
КОБЛИАНИДЗЕ,  ДЖАНГИАНИ  и  ЛХИНАДЗЕ  обвинялись  в  том,  что
"злоупотребляли служебным положением, систематически совершали
действия,  противоречащие служебным требованиям, чем причиняли
ущерб  государственным   интересам   и   интересам   отдельных
заключенных,  повлекшие за собой особо тяжкие последствия",  а
также (двое из них) - во взятках.  ФРОЛОВ,  и  сам  избивавший
заключенных, приговорен к 4-м годам лагерей (до суда он был на
свободе),  КОБЛИАНИДЗЕ и ДЖАНГИАНИ - к 3 и 5  годам,  ЛХИНАДЗЕ
сбежал перед концом процесса.
     Статья ГАМСАХУРДИА (6 стр.),  предваряющая документальное
описание  процесса,   комментирует   сглаженные   формулировки
обвинения,  которое  "полностью  замалчивает  факты  пыток  по
заданию начальства",  "исследует лишь 3-4 факта избиения"  (на
первом  суде  выяснилось,  что искалечено около 200 человек) и
"преследует цель ...  скрыть  вину  лиц  высокой  должности  и
отягчить вину их подчиненных".
     В статье  говорится,  что  система  пыток и вымогательств
охватывала   заключенных,   обвиняемых    в    "экономических"
преступлениях,   а   также  невиновных,  являющихся  "жертвами
произвола административных мафий";  что во 2-ом корпусе СИЗО Ф
1,  "созданном Э.Шеварднадзе (тогда министром внутренних дел -
Хр.) и его подручными в  1966  году"  специально  для  "особой
обработки" подследственных,  "в 1972-73гг. нарушение порядка и
произвол...  достигли своего апогея".  Автор подчеркивает, что
это происходило сразу после постановления ЦК КПСС,  в котором,
по его словам,  "Грузия была объявлена очагом  национализма  и
коррупции",  когда  Э.Шеварднадзе стал первым секретарем ЦК КП
Грузии и "согласно официальной пропаганде,  ...  в  республике
начал устанавливаться "порядок".
                                                                        

     "Сакартвелос моамбе" ("Вестник Грузии")
     В конце 1976г.  в ротапринтном издании вышли  два  номера
грузинского   самиздатского   журнала   "Сакартвелос  моамбе".
Редакторы З.ГАМСАХУРДИА и М.КОСТАВА.
     Первый номер открывается редакционной аннотацией:

          ...Журнал "Вестник   Грузии"   ставит   целью   дать
     грузинскому  народу   информацию   как   о   злободневных
     национальных  и  социальных  проблемах,  так  и  об общей
     обстановке,  сложившейся в  СССР.  Публикуются  документы
     советского  и  международного  права,  а также материалы,
     которые имеют  большое  значение  для  правильной  оценки
     нынешнего положения Грузии....

     Среди материалов первого  номера  -  Всеобщая  декларация
прав человека, речь Н.САМХАРАДЗЕ о преподавании истории Грузии
в  грузинских  школах  и  статья  Т.Д.ДЖАНЕЛИДЗЕ  "Под  маской
"борьбы   с   вредными   обычаями"   правительство   запрещает
религиозные  праздники"  (Хр.42),  В.ПАЙЛОДЗЕ  -  "Церковь   и
коммунисты",  З.ГАМСАХУРДИА - "О положении памятников культуры
Грузии",  К.ЛАБАДЗЕ  -  "Оплата  труда   и   цены   в   ГССР",
Г.ТВАЛТВАДЗЕ - "Пожары и диверсии в Грузии за 1976 год".
     Во втором    номере    помещены    статья     В.РЦХИЛАДЗЕ
"Преступление  против  грузинского  народа (трагедия месхов)",
рецензия М.КОСТАВЫ на книгу А.Д.САХАРОВА "О стране и мире".
                                                                        

     "Окрос сацмиси" ("Золотое руно") 4 (конец 1976г.)
     Первый номер  этого самиздатского журнала аннотировался в
"Хронике" 38.
     В N4 опубликован отчет о заседании Конгресса США 13 марта
1975г., на котором зачитали и обсудили письмо патриарха Грузии
Амврозия (1922 года) о порабощении Грузии Советской Россией. В
разделе "Поэзия" напечатаны стихотворение Г.ТАБИДЗЕ  "Грузия",
неопубликованное   стихотворение   Важи   ПШАВЕЛЫ.  В  журнале
помещена речь Р.ДЖАПАРИДЗЕ на VIII съезде писателей  Грузии  и
"Непроизнесенное  слово" на этом съезде З.ГАМСАХУРДИА (Хр.42).
Специальный раздел  "Вернем  родину  месхам"  содержит  статью
М.КОСТАВЫ под тем же названием.

                                                                        
     "Лайсвес Шауклис" ("Вестник свободы") 1-3, 1976г.
     Первый номер    этой   "Общественной   газеты   свободных
литовцев" вышел в мае 1976г. Он открывается статьей "Свободные
литовцы   в   порабощенной   Литве".   Ее   автор  заявляет  о
существовании  в  Литве  "свободных  литовцев",   сохранивших,
несмотря на 35 лет оккупации,  внутреннюю свободу и стремление
к  свободе  внешней.  Излагается  краткая  история  литовского
национального освободительного движения:  восстание 1863 года,
выход первой литовской газеты "Аушра" (1883 год,  печаталась в
Восточной Пруссии, нелегально ввозилась в Литву), партизанская
борьба  1944-53гг.,  демонстрация  каунасской  и   вильнюсской
молодежи  2  ноября  1956  года  (в  день поминовения умерших,
совпавший  с  венгерскими  событиями;  несколько  сот  человек
арестовано и исключено из учебных заведений),  14 мая 1972г. -
самосожжение Ромаса КАЛАНТЫ,  19  марта  того  же  года  вышел
первый номер "Хроники ЛКЦ".
     В статье "Наши задачи" изложены цели издания, в том числе
- борьба с дезинформацией  литовского  народа;  борьба  против
раскола  литовцев  на  верующих  и "индиферентов";  подготовка
молодежи  к  восприятию   религиозных   ценностей   и   чтению
религиозных книг.
     История присоединения  Литвы  к  СССР  изложена  в статье
"Большевистская революция в кабинетах комиссариатов Берлина  и
Москвы и в посольстве СССР в Каунасе".
     Годовщине первой депортации литовцев 14-15 июня 1941 года
посвящена    статья   "Вспоминая   трагические   дни".   Число
депортированных по данным статьи - З6 тысяч человек.
     В разделе  "Документы социалистической революции в Литве"
приведены  выдержки  из  документа,  подписанного   директором
департамента  госбезопасности в "Народном правительстве" Литвы
А.СНЕЧКУСОМ (позднее многолетний секретарь ЦК КП  Литвы).  Это
была инструкция,  по которой в ночь с 11 на 12 июля 1940 года,
перед выборами в Сейм,  было арестовано более  полутора  тысяч
литовских интеллигентов.
     Второй номер   вышел   в   июне.   Историческая  тематика
представлена статьей "Восстание 23 июня 1941 года".  Статья "У
озера   Висагинас"   рассказывает   о   строительстве  атомной
электростанции,  как о примере  колонизации:  "Русские  строят
город для русских". Статья "Почему поят Литву водкой" содержит
статистику  и  выводы.  Имеются  публикации   о   деятельности
партийных руководителей Литвы.
     Под рубрикой   "Из   истории   литовского  Сопротивления"
опубликован текст  листовки,  распространенной  в  Вильнюсе  и
Каунасе 9 мая 1975 года.  В листовке утверждается,  что лицам,
выдавшим  живого   или   мертвого   партизана,   органы   НКВД
выплачивали 600 рублей и вдвое больше - за командира.
     Третий номер датирован июлем-августом 1976 года. В статье
"Победителей   не   судят"   описаны   события,   связанные  с
освобождением Вильнюса советскими войсками в  условиях,  когда
некоторые районы города контролировались Армией Крайовой.
     В статье "Мораль без религии" критика "классовой"  морали
иллюстрирована описанием взаимоотношений литовских католиков и
коммунистов в  период  немецкой  оккупации  и  в  послевоенное
время.  Подчеркивается,  что в спасении коммунистов и их семей
принимали  участие  верующие,   священники   и   даже   бывшие
сотрудники   департамента  госбезопасности,  спрятавшие  досье
коммунистов, сидевших в тюрьмах довоенной Литвы.
                                                                         

     "Тесос Кяляс" ("Путь правды") 1, январь 1977г., 53 стр.
     Сборник обращен к священнослужителям Литвы.  Кроме статей
на внутрицерковные и литовские темы,  в нем помещены сообщения
о   гонениях  на  священников  в  Родезии,  Бразилии,  Чили  и
Парагвае.

                                                                       
     "Аушра" ("Заря" 5 (45), 16 февраля 1977г.; 6 (46), 12 мая
1977г.
     Содержание 5: обращение к руководителям компартий Италии,
Франции и Испании с сообщением об арестах и обысках конца 1976
года  и  просьбой  помочь  Литве;  статья,  посвященная   50-й
годовщине   со   дня   смерти   видного   деятеля   литовского
освободительного движения Й.БАСАНАВИЧЮСА,  инициатора  издания
газеты  "Аушра"  в  1883  году;  заметка  о жизни и творчестве
литовской писательницы  ШАТРИЕС  Раганы;  статья  о  положении
литовцев  в  Белоруссии;  материал  о гонениях на "краеведов";
письмо семидесятилетней Л.АНДРЮКАЙТЕНЕ Комитету прав человека,
рассказывающее   об   обыске  у  нее  15  сентября  1976г.,  и
информация.
     В 6  опубликованы  еще  одна  статья  о  Й.БАСАНАВИЧЮСЕ и
продолжение статьи о литовцах в  Белоруссии.  Статья  ТАРУТИСА
написана   в   ответ  на  опубликованное  в  США  письмо  отца
Миндаугаса ТАМОНИСА,  погибшего в ноябре 1975г.  (Хр.38,  39).
ТАРУТИС опровергает официальную версию о самоубийстве.  Письмо
отца, - считает он, - инспирировано властями.
     В обоих номерах помещена текущая информация.
                                                                       
                            *****
                                                                       
     Серия брошюр одного издания.

     "Борьба с диктатурой госатеизма.  Основы истинной свободы
совести  и  равных  прав"  (95 стр.).  Самоназвание издателя -
"Верный свидетель".

     "Правовая борьба   с   диктатурой   госатеизма"  -  общий
заголовок 8-ми нумерованных брошюр. На переплете символ: книга
и крест поверх двух скрещенных мечей.

     1. "Взаимоотношения религии и государственности (борьба с
образом зверя)" (90 стр.).

     2. "Религия чистая и нечистая" (117 стр.).

     3. "Гонения на истинных христиан" (115 стр.).

     4. "Декрет Ленина и другие  официальные  материалы"  (118
стр.).

     5. "Международно-правовые  документы  о правах человека -
Декларация, Конвенция, Пакты" (278 стр.).

     6. "Законодательство  о  культах от 8 апреля 1929г." (193
стр.).

     7. "По страницам атеистической  литературы.  Разоблачение
госатеистических   уловок,   лазеек  и  отговорок  в  попытках
оправдать преступления и беззакония современного образа, копии
действий  папского зверя,  дискриминацию и гонения на верующих
граждан" (180 стр.)

     8. "Опровержение несправедливых обвинений" (424 стр.)
     В брошюрах   разъясняются  "народу  Божьему  наших  дней"
неотъемлемые  права  человека,  даются  в  извлечениях  тексты
соответствующих   международных  документов  (Декларация  прав
человека -  полностью).  Напоминается  "безусловное  священное
право  родителей  на религиозное воспитание детей" и приоритет
международных  норм  перед  внутригосударственными.  Ленинские
заявления  о  религии,  декрет СНК от 23 января 1918г.,  ст.13
"Ленинской"  конституции  1918г.   ("Свобода   религиозной   и
антирелигиозной    пропаганды")   противопоставляются   ст.124
"Сталинской" конституции (оставлена  только  антирелигиозная),
постановлениям   и   инструкциям   1929-68гг.,  "софистике"  и
"казуистике"  "современных  госавторов",   толкующих   принцип
свободы   совести   правильно  для  дореволюционной  России  и
извращенно  для  наших  дней.  Разбираются  нечестные   приемы
полемики "госатеистов",  искажение ими взаимоотношения религии
и  науки,  незаконные   преследования   верующих.   Упрекаются
"казенные  религии",  восхваляющие  за  куцые подачки "свободы
своей казенной совести".  Отвергается "преступное"  соединение
как  религии,  так  и  атеизма с государством,  обязанным быть
нейтральным в вопросах  веры  и  безверия.  Авторы  учат,  как
достойно вести себя перед лицом ложных обвинений, в частности,
советуют отвечать  только  за  самого  себя,  быть  готовым  к
лишениям,  хранить  святое молчание перед "злоумышленниками" и
не впутываться с ними в религиозные споры.
                                                                       

     "Вестник истины" 2 (54), 1976г.
     Журнал Союза церквей ЕХБ.
     В аннотации  первого номера (Хр.43) назывались постоянные
рубрики журнала.  В разделе "Молитесь о них"  на  этот  раз  -
Анатолий   РУБЛЕНКО  (1949г.р.)  и  Ольга  НИКОРА  (1950г.р.),
осужденные в Николаеве в 1974г.  на 8 лет заключения каждый по
ст.ст.138 и 209 УК УССР (ст.ст.142 и 227 УК РСФСР).
     В номере  помещена  автобиография  недавно   умершего   в
возрасте 80-ти лет С.Т.ГОЛЕВА,  одного из первых руководителей
баптистов - "инициативников".  ГОЛЕВ вспоминает о  "величайшей
свободе"   для   баптизма   в  первые  годы  после  революции,
сменившейся в  конце  20-х  годов  жестокими  преследованиями.
С.Т.ГОЛЕВ  в  полной  мере  испытал  их  на  себе,  проведя  в
заключении в общей сложности более 20 лет.
     В конце номера - таблица "Численность  христиан-баптистов
во  всем  мире"  (по  данным  Всемирного  совета  баптистов на
1974-75гг.).  Всего в мире 33493 тысячи  баптистов.  В  США  -
29380 тысяч.  Следующие по числу баптистов страны: Индия - 734
тысячи и СССР - 535 тысяч.