Обсуждение проекта Конституции (Окончание) В третьем и четвертом номерах бюллетеня "Вокруг проекта Конституции СССР" (NN1, 2 см. Хр.46) помещены упомянутое в Хр.46 письмо Марка ПОПОВСКОГО, еще одно письмо Леонарда ТЕРНОВСКОГО, письма Ориона КВАЧЕВСКОГО, Ларисы БОГОРАЗ, Юрия ГРИММА, Юрия СЕРГЕЕВА, Евгения ШАПОВАЛА, Михаила ЗОТОВА, Бориса АЛЬТШУЛЕРА, Георгия ВИНСА, а также письма Совета Церквей ЕХБ (в выдержках), семнадцати баптистов из г. Тимашевска (Краснодарский край) и обзор писем верующих. В критике проекта многие авторы исходят из опыта осуществления Конституции 1936 года (массовые репрессии, подавление инакомыслия и другие проявления "культа личности" и "волюнтаризма"). Они считают, что проект не содержит реальных гарантий против повторения подобного опыта. По мнению некоторых авторов (Л.ТЕРНОВСКИЙ, В.СОКИРКО, Л.БОГОРАЗ. О.КВАЧЕВСКИЙ, Ю.СЕРГЕЕВ) проект отходит от Конституции 1936 года в сторону ужесточения диктата государства за счет ущемления прав человека. Этой тенденции проекта соответствует и обстановка, в которой принимается новая Конституция: "Усиление политических репрессий; антидемократический способ смены главы государства, сопровождающийся небывалым раздуванием культа личности; полное отсутствие возможности критиковать предложенный проект Конституции" (Инициативная группа объединения жертв сталинских репрессий). Во многих письмах повторяются критические замечания и предложения, изложенные в Хр.46. Авторы предлагают расширить и уточнить понимание свободы совести, включив в это понятие не только вопросы веры-неверия, но и политические взгляды. Они настаивают на том, чтобы в Конституции были реализованы обязательства по правам человека, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека и в Пактах о правах человека. В письмах отмечаются абсурдность и опасность ст.62 проекта, вменяющей каждому гражданину в обязанность укрепление авторитета государства, и неопределенность формулировки понятия "измена родине", которая может стать основой произвола карательных органов. В одном из писем предлагается, чтобы Конституция предоставила каждому должностному лицу право не выполнять явно антиконституционные распоряжения. ***** В пятом (последнем) номере бюллетеня помещены письма Э.ОРЛОВСКОГО, А.МАЛХАЗЯНА, В.ЯНКОВА, В.НЕКИПЕЛОВА и Н.СТРОКАТОВОЙ, письмо Киевской общины ЕХБ, письмо Виктора СОКИРКО составителям "Бюллетеня" и ответ редакции, а также сатирический "Конспект Конституции СССР", составленный Александром, Кириллом и Пинхосом ПОДРАБИНЕКАМИ. ОРЛОВСКИЙ предлагает много конкретных поправок к проекту, хотя и пишет: "Осознаю, что они не имеют никаких шансов быть принятыми". ЯНКОВ указывает на противоречия между многими статьями проекта и Заключительным Актом Хельсинкского совещания. МАЛХАЗЯН, НЕКИПЕЛОВ и СТРОКАТОВА считают проект безнадежно плохим и попытки его улучшения бессмысленными. СОКИРКО высказывает составителям "Бюллетеня" претензии за то, что его письмо в бюллетене N2 помещено в неполном и измененном виде. В своем ответе редакция "Бюллетеня" пишет: ... В большинстве случаев была проведена обыкновенны литературная редакторская работа, которая проводится и в любой подцензурной к неподцензурной печати. Разница, увы в том, что в наших условиях редактор не мог встретиться с автором. Единственное - и главное в Ваших претензиях! - сокращение, произведенное не по литературным соображениям, - это, действительно, Ваше предложение узаконить верховную власть КПСС (точнее - руководства КПСС) в стране путем всенародных выборов ЦК КПСС и Генерального Секретаря ЦК КПСС. Да, мы это предложение действительно исключили. По той простой причине, что оно перечеркивает и обесценивает всю Вашу критику и все Ваши прочие предложения. В трех заявлениях, подписанных 272 священниками (почти полный состав трех епархий), предлагается так изменить ст.52, чтобы в ней говорилось о свободе "как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды". Авторы заявлений считают также необходимым, чтобы было гарантировано "право родителей воспитывать своих детей согласно своей совести и своим убеждениям". ***** Советские газеты, рассказывая об обсуждении проекта, не дают, как правило, социологического и статистического анализа полученных ими писем. Любопытные, хотя и очень скудные данные на этот счет приводятся в N9 (435) от 15 октября газетой "Правдист" (орган партийного и местного комитетов редакции газеты "Правда"). Зам. руководителя конституционной группы редакции Н.ПЕТРОВ в статье "Сокровище комнаты N573" рассказывает, что он прочитал около 3 тысяч писем (примерно одну десятую), поступивших в "Правду". До сих пор нахожусь под впечатлением выраженного в них горячего патриотизма. Но скажу откровенно, кое-что в этой почте меня и озаботило. Почему все-таки авторами преобладающего большинства писем были люди преклонного возраста? Традиционное объяснение - мол, у пенсионеров больше времени - кажется слишком простым для такого случая. Почему почти месяц с начала обсуждения мы не получали писем от колхозников и рабочих совхозов? ... Почему мало было писем от молодежи, а в этих малочисленных письмах такой высокий процент - о пластинках и о джинсах? Слишком много, на мой взгляд, было писем, в которых шла речь о мерах по охране общественного порядка. Не много ли надежд возлагаем, образно говоря, "на милиционера" и не слишком ли мало - на самих себя?