Новости Самиздата
                                                                              
     Н.МЕЙМАН. Монумент  у Бабьего Яра (15 сентября 1977г.,  4
стр.)
     О стремлении  властей  скрыть,  что Бабий Яр - это прежде
всего уничтожение евреев.
                                                                              

     Т.ХОДОРОВИЧ, В.НЕКИПЕЛОВ.  Не уступить  носорогу.  Джимми
Картер - политика, нравственность (8 августа 1977г., 8 стр.)
     Обращение к  президенту  КАРТЕРУ,  "как   христианину   и
гуманисту".  Горячая  поддержка  его  действий  в  защиту прав
человека,  его тезиса "Без уважения к правам человека не может
быть прогресса, разрядки, мира на земле".
                                                                       

     Иван БЕЛОВ. Что такое социализм (открытое письмо Сантьяго
Каррильо и другим еврокоммунистам) (1977г., 20 стр.)
     Автор считает,  что "хорошего" социализма быть не  может.
Он   доказывает,  что  "социализм,  в  основе  которого  лежит
общественная собственность на средства  производства  в  эпоху
разделения   труда,   обладает  всеми  признаками  феодального
способа   производства".   В   конце   своего   письма   автор
прогнозирует:
                                                                       
          Социализм как общественная формация собственности на
     базисе    машинном    специализированного    производства
     неизбежно   будет   разрушен   последующим    собственным
     развитием.  Он  будет  сменен  капиталистическим способом
     производства.
                                                                       

     М.МАКАРЕНКО. Мы не прощаем! (5 сентября 1977г., 4 стр.)
     Автор, только что вышедший после  восьми  лет  заключения
(Хр.46), пишет о Дне памяти жертв красного террора (5 сентября
1918г. Совнарком принял декрет "О красном терроре", учредивший
концентрационные лагеря).  В 1977г.  политзаключенные отмечают
мот день шестой раз. Автор описывает, как этот день отмечают в
лагерях. Статья кончается так:
                                                                       
          5 сентября   все   мы,  духовные  сыновья  и  дочери
     казненных,  говорим:  "Будьте прокляты,  палачи!" И, быть
     может,  дети  наши,  повторяя  эти  слова,  - сами уже не
     станут палачами.
                                                                       

     К.ПОДРАБИНЕК. Несчастные (1977г., 26 стр.)
     Автор, служивший в армии в 1974-76гг.,  дает очерк прочно
укоренившейся в советской казарме системы "отцовщины".  "Отцы"
- солдаты второго года службы - держат "сынков"  на  положении
своих рабов,  подвергая их побоям,  издевательствам, грабежу и
эксплуатации.
                                                                       

     В.АЛЬБРЕХТ. 140  вопросов  по делу Твердохлебова (1977г.,
25 стр.)
     Автор рассказывает  о  своих допросах в 1975 году по делу
Андрея ТВЕРДОХЛЕБОВА (Хр.36-40).
                                                                       

     И.ШАФАРЕВИЧ. Телеинтервью   радиокампании   Би-Би-Си   26
сентября 1977г. (9 стр.)
     И.ШАФАРЕВИЧ ответил на 7 заданных ему вопросов.
     - Существуют ли в СССР ограничения свободы совести?
     Ссылаясь на  законы,  регулирующие  положение  религии  в
СССР, автор дает утвердительный ответ.
     - Каково содержание антирелигиозной пропаганды?
     - Сталкивались ли Вы лично с  теми  трудностями,  которые
встречают верующие?
     - Почему государство боится разрешить христианам свободно
исповедовать их веру?
     - Почему Церковь пользуется такой поддержкой?
     Отвечая на этот вопрос, ШАФАРЕВИЧ сказал:
                                                                         
          Мне кажется,  у нас религия играет не совсем  ту  же
     роль,    что    на    Западе.   Одни   люди   устали   от
     материалистического  духа  жизни,  они  ищут  в   религии
     духовных  ценностей.  Другие  стремятся через православие
     соприкоснуться с русской национальной традицией,  которая
     так долго подавлялась.  Третьи видят в православии основу
     русской культуры.  Религия  исполняет  в  духовной  жизни
     страны  много  функций  кроме основной - связи человека с
     Богом.  Религия является  сейчас  самой  мощной  духовной
     силой.
          Россия возникла как православная страна и такой была
     почти 1000 лет.  Невозможно себе представить,  чтобы  она
     могла   остаться   духовно   здоровой,  потеряв  связь  с
     православием.
                                                                         
     - Расскажите о конкретных случаях преследований людей  за
веру.
     ШАФАРЕВИЧ рассказал  о  составленном группой православных
списке мучеников православной церкви  -  в  него  входит  8000
священнослужителей.  Он отметил, что на Западе известно лишь о
нескольких из них.
     - Мы видели церкви -  и  православные,  и  баптистские  -
переполненные  народом,  торжественное богослужение,  никем не
прерываемое.  Как  это  согласуется  с   тем,   что   Вы   нам
рассказывали?
                                                                         
          ... Чем больше верующих и чем  меньше  церквей,  тем
     больше народа будет в каждой церкви...
          Богослужение, как правило,  не нарушается....  Этому
     соответствует  весь дух законодательства о религии и всей
     политики  властей:  стремление   превратить   религию   в
     "отправление  культа",  ограничить  ее  действие  стенами
     храма. Посетитель церкви, как правило, не столкнется ни с
     каким  видом преследований,  если вне храма его вера ни в
     чем  не  будет  проявляться:  если  он   будет   посещать
     атеистические  лекции  и  даст  своим детям атеистическое
     воспитание;  если он не  будет  возражать,  когда  уволят
     священника,  на  службы  которого  собиралось очень много
     народа;  если он не будет возражать,  когда решат закрыть
     церковь,  в которую он привык ходить,  и если он не будет
     добиваться открытия новой вместо закрытой - и т.д. и т.д.
     Такой   тип   верующего  согласуется  с  духом  и  буквой
     законодательства о религии.
                                                                         

     В.ГУСАРОВ. Однозначных ответов нет,  но  вопросы  ставить
нужно   ("ХХ  век".  Общественно-политический  и  литературный
альманах. N1) (5 сентября 1977г., 6 стр.)
     Приветствуя появление   нового  самиздатского  альманаха,
издаваемого   Роем   МЕДВЕДЕВЫМ,   автор   возражает    против
полемических  перехлестов в отношении А.СОЛЖЕНИЦЫНА,  сборника
"Из-под глыб", В.МАКСИМОВА, журнала "Континент".
     ГУСАРОВ пишет,  что  от  перечисленных  авторов и изданий
нельзя  просто  отмахнуться.  Их  точка  зрения   (далеко   не
бесспорная) заслуживает серьезного разговора.


     "Аушра" N7 (47), август 1977г.
     В номере:                                                              
     "У горы  Крестов".  Очерк  об известной горе под Шауляем,
которую "вот уж несколько столетий украшают кресты".  Гора, на
которую   кресты  привозят  даже  из  Сибири,  видится  автору
символом веры и надежды, залогом национального возрождения.
     "Культурное наследство".   Статья  о  Литературном  музее
Литвы,  расположенном в Каунасе,  в доме "певца  национального
возрождения"  поэта  МАЙРОНИСА (1862-1932).  Статья написана в
форме путеводителя по музею, отвечающего на вопросы типа "Чего
мы   не  видим  в  такой-то  комнате?".  Нет  фигурки  Христа,
закрашено панно,  выполненное ДАУГИРДАСОМ в цветах  литовского
флага,  нет  портрета  вел.  кн.  Витаутаса,  картины  "Тайная
вечеря", исчез известный портрет Майрониса.
     Продолжает печататься  статья   "Положение   литовцев   в
Белоруссии" (начало в NN5, 6).
     Опубликован еще один отклик на статью писателя  БАЛТУШИСА
в   "Тесе"   от  2.2.77.  Автор,  обвиняя  Балтушиса  во  лжи,
напоминает  истинные  события  1940  года  и  рисует  нынешнее
положение в Литве.
     Опубликована жалоба Генеральному Прокурору СССР Алгирдаса
ЖИПРЕ, который с 1973г. добивается освобождения, т.к. считает,
что был приговорен в 1958г.  к 15,  а не к 25 годам. За жалобы
находится в лагерном психизоляторе  в  Мордовии  (Хр.32,  34).
Письмо XXI съезду от жителей села Пялеса Гродненской обл. БССР
сообщает,  что  их  литовский  колхоз  был  влит  в  отстающий
белорусский,   чтобы   ликвидировать  "литовский  островок"  и
заставить их забыть  родной  язык.  Публикуются  материалы  об
обысках у И.ПЕТКЯВИЧЮСА и у Б.ПАШИЛЕНЕ (Хр.45 и наст. вып.).
     В разделе  "Известия"  сообщается  о   Литовской   группе
"Хельсинки".
                                                                           

     "Дело Александра Гинзбурга и Юрия Орлова" (информационный
бюллетень N2).
     Публикуются письменные  свидетельства  друзей   ГИНЗБУРГА
(ленинградский  литератор  Кирилл  УСПЕНСКИЙ,  Валерий РОНКИН,
Светлана ПАВЛЕНКОВА),  направленные ими американскому адвокату
Э.Б.УИЛЬЯМСУ,   и   заявление  УИЛЬЯМСА  в  защиту  ГИНЗБУРГА,
сделанное 3 июля перед  постоянной  комиссией  Сената  США  по
безопасности и сотрудничеству в Европе.
                                                                           

     "Борьба Всесоюзной  Церкви  Верных  и  Свободных  АСД  за
свободу совести в СССР" (20 стр.)
     Краткий очерк   истории  ВЦ  ВСАСД.  Список  адвентистов,
находящихся сейчас в заключении.  О преследовании адвентистов.
О новой Конституции.
                                                                           

     "Рецидив человеконенавистничества" (41 стр.)
     Автор - по-видимому,  адвентист. Брошюра является ответом
на серию   статей  А.А.СУЛАЦКОВА  "Рецидив  непротивленчества"
(джамбулская областная газета "Знамя труда"  за  7-22  октября
1977г.). Обсуждение проблемы призыва на действительную военную
службу адвентистов и других "непротивленцев". Брошюра написана
в острой полемической форме.


     "Братский листок" (1977г., 4)
     "Братский листок",   издающийся   Советом   церквей  ЕХБ,
публикует  подборку  материалов  о  попытках   КГБ   вербовать
осведомителей из среды баптистов-инициативников.
                                                                        

     Сборник по материалам Воскресений.  (Москва,  1977г., 185
стр.)
     Сборник, посвященный  памяти  Веры  МАТВЕЕВОЙ,  умершей в
августе   1976г.,   открывается   четырьмя   ее   песнями.   В
статье-монологе  "Судьба  и  песня"  Петр СТАРЧИК размышляет о
том,  как песня становится "реальностью  бытия".  Песням  Веры
МАТВЕЕВОЙ посвящены "Заметки на другой стороне листа" и "Домик
на сваях (цикл историй)" В.АБРАМКИНА.
     В поэтическом   разделе   сборника    стихи    и    песни
авторов-участников   Воскресений  (А.МИРЗАЯН,  В.ВИЛЬДШТЕЙН  и
др.),  а также - Ильи ГАБАЯ,  С.ГЕНКИНА.  О творчестве Даниила
ХАРМСА   пишет   В.АБРАМКИН   в  статье  "Посему  сказано  ...
(предварительные  заметки)".   Проза   представлена   повестью
М.ЛИЯТОВА  "Девочки  на  мосту"  и главами из романа С.БАГРОВА
"Конквистадоры" о Сибири конца 20-х  годов.  Напечатана  часть
"Воспоминаний и дум о пережитом" М.НОВИНСКОГО (1889-1969).
     Публикуется перевод   доклада  Оскара  СТЕРНБАХА  "Поиски
счастья   и   эпидемия   депрессии",   посвященного    анализу
депрессивного синдрома среди молодежи,  бурное распространение
которого автор связывает со "снятием  ограничений  на  пути  к
поискам счастья." Статья А.Б.  разбирает и критикует положения
статьи СТЕРНБАХА.
     В конце сборника в "Информации" рассказывается об истории
становления и развития Клуба Самодеятельной Песни в Москве,  о
Воскресеньях (Хр.41).
                                                                        

     Даниил ХАРМС. Избранное (239 стр. + 11 илл.)
     Сборник является  наиболее  полной подборкой произведений
"взрослого" Д.ХАРМСА. В предисловии составители пишут:
                                                                        
     Мы старались  восстановить  авторскую  редакцию  текстов,
     включить  в  него  произведения,  представляющие основные
     направления творчества Хармса.  В эту книгу  не  включены
     так  называемые  "детские"  (т.е.  написанные  для детей)
     произведения писателя.
                                                                        
     Лишь небольшая  часть  вошедшего  в  сборник  была  ранее
напечатана в СССР.