Суд над ЯКУНИНЫМ
                                                                       
     С 25   по   28   августа  Московский  городской  суд  под
председательством В.Г.ЛУБЕНЦОВОЙ  (она  же  судила  в  октябре
1968г.  "демонстрантов" - Хр.4, в январе 1972г. В.БУКОВСКОГО -
Хр.23,  в мае 1978г. Ю.ОРЛОВА - Хр.50) рассматривал дело члена
Христианского комитета защиты прав верующих в СССР свящ. Глеба
Павловича ЯКУНИНА  (1934г.р.;  арестован  1  ноября  1979г.  -
Хр.54), обвинявшегося по ст.70 УК РСФСР. Обвинитель - прокурор
СКАРЕДОВ, защитник - адвокат Л.М.ПОПОВ (Хр.21, 46).
     Процесс проходил в помещении Московского городского суда.
Зал,  в котором слушалось дело, рассчитан приблизительно на 30
человек.  Он  был  заполнен  "представителями общественности",
входившими по пропускам.  В зал суда  пустили  жену  о.  Глеба
Ираиду   ЯКУНИНУ   (Хр.57).  Другим  родственникам  и  друзьям
подсудимого "не хватило мест". Зато места нашлись для четырех,
по  меньшей  мере,  сотрудников  КГБ:  один  из них задерживал
Т.ЩИПКОВУ (Хр.52,  суд - Хр.56), другой участвовал в обысках у
членов  Христианского  семинара,  третий допрашивал Т.ЛЕБЕДЕВУ
(Хр.54,  56,  57),  четвертый беседовал с А.НАЙДЕНОВИЧ (Хр.28,
54), убеждая ее уехать из Москвы на время Олимпиады.
     В обвинительном заключении о. Глебу инкриминировались его
письма и  обращения,  в  первую  очередь  -  обращение  к  5-й
Ассамблее  Всемирного  Совета  Церквей  в  Найроби  (Хр.38)  и
обращение к христианам Португалии (оба обращения - совместно с
Л.РЕГЕЛЬСОНОМ - см. ниже).
     ЯКУНИН не признал себя виновным.
     В суд  в  качестве  свидетелей   были   доставлены   член
Христианского  комитета  В.КАПИТАНЧУК,  участник Христианского
семинара Л.РЕГЕЛЬСОН (оба содержались в Лефортовской тюрьме; о
судах  над  ними  -  ниже)  и  участник Христианского семинара
В.ПОПКОВ (суд - Хр.56).
      РЕГЕЛЬСОН и  КАПИТАНЧУК  показали,  что  они подписывали
документы,  инкриминируемые о.  Глебу,  или участвовали  в  их
составлении.  КАПИТАНЧУК  сказал,  что  он  является автором и
распространителем некоторых из них.
     ПОПКОВ дал   суду   подробные   показания;  в  частности,
подтвердил,  что присутствовал при  встрече  ЯКУНИНА,  Д.ДУДКО
(Хр.56,  57)  и  В.КОВАЛЕНКО  (Хр.55,  57)  с иностранцами,  и
рассказал,  что и кому  передавал  ЯКУНИН.  ПОПКОВ  подтвердил
также     "уличающие"    показания    швейцарской    гражданки
Э.БЕРИНИ-ВАЛЬДФОГЕЛЬ,  зачитанные в  суде.  Эти  показания  во
время  предварительного  следствия  подтвердили  также ДУДКО и
КОВАЛЕНКО.
     Члены делегации   Русской   Православной  Церкви  на  5-й
Ассамблее  Всемирного  Совета  Церквей   в   Найроби   (Хр.38)
А.И.ОСИПОВ  (профессор  Московской духовной академии) и игумен
Иосиф  ПУСТОУТОВ  (зав.   аспирантурой   Московской   духовной
академии   и  сотрудник  отдела  внешних  сношений  Московской
патриархии) сказали на суде,  что письмо ЯКУНИНА и  РЕГЕЛЬСОНА
на   Ассамблею  повредило  престижу  советской  власти.  Своей
антипатриотической деятельностью о.  Глеб настраивал  христиан
мира против правительства СССР.
     Ф.КАРЕЛИН (в прошлом - близкий друг ЯКУНИНА) сказал,  что
многие документы,  составленные о.  Глебом, обращены к Западу,
который "никогда ничем не помогал советскому государству".  На
вопрос судьи,  считает ли он инкриминируемые ЯКУНИНУ документы
антисоветскими, КАРЕЛИН ответил, что это следует решать суду.
     Свящ. КРИВОЙ  (из  Львова)  привел  слова  Якунина:  "КГБ
щупальцами    оплел    весь    мир".    КРИВОЙ    отрицательно
охарактеризовал о.  Глеба и сказал,  что тот может выпить  две
бутылки  водки.  (В  ответ  ЯКУНИН спросил:  "В течение какого
периода?" В обвинительной речи прокурор,  ссылаясь на КРИВОГО,
заявил,  что ЯКУНИН - пьяница.) КРИВОЙ заявил также, что купил
у ЯКУНИНА икону и что ЯКУНИН, видимо, ими торговал.
     Свидетельница ФЕДОТОВА (ЯКУНИН с ней не знаком) показала,
что  слышала  разговор  сына  с  А.ОГОРОДНИКОВЫМ,  в   котором
ОГОРОДНИКОВ  сетовал  на  то,  что о.  Глеб получает деньги от
СОЛЖЕНИЦЫНА, но с ним не делится.
     Староста Николо-Кузнецкой  церкви А.ШУШПАНОВ чуть ли не с
порога начал кричать,  что о.  Глеб - пособник империализма  и
антисоветчик  и  его  место - на скамье подсудимых.  Он сказал
также,  что о.  Глеб - против мира,  за войну.  В ответ ЯКУНИН
потребовал  подвергнуть  ШУШПАНОВА психиатрической экспертизе.
(ЯКУНИН считает ШУШПАНОВА агентом КГБ;  об этом он, ХАЙБУЛИН и
КАПИТАНЧУК  писали  патриарху  Пимену  -  Хр.46.  В свое время
ШУШПАНОВ   предлагал   ЯКУНИНУ   большую   сумму   на    нужды
Христианского  комитета  и  хотел  войти  в его состав.  Денег
ЯКУНИН не взял и в Комитет ШУШПАНОВА вводить отказался.)
     Свидетельница Е.В.ЗАГРЯЗКИНА    (бухгалтер    храма    на
Ваганьковском кладбище) сказала,  что  в  жизни  не  встречала
более   порядочного,   честного,   доброго,   мужественного  и
высоконравственного  человека,   чем   о.   Глеб.   (Показания
ЗАГРЯЗКИНОЙ  на предварительном следствии носили отрицательный
характер;  в 1973-74гг.  ЗАГРЯЗКИНА дала обширные показания на
ПЕТРОВА-АГАТОВА.)
     Свидетель КУДРЯВЦЕВ, несмотря на настоятельные требования
судьи ЛУБЕНЦОВОЙ,  отказался давать показания.  Он сказал, что
власти наделили его "дипломом шизофреника" и  не  имеют  права
допрашивать психически невменяемого человека.
     Свидетель А.И.РОГОВ заявил  суду,  что  ЯКУНИН  ненавидит
советскую  власть,  что  он - предатель своего народа.  ЯКУНИН
ходатайствовал о вызове в суд ХУДЯКОВА,  присутствовавшего при
его разговоре с РОГОВЫМ. ХУДЯКОВ в суд вызван не был.
     Не был вызван в суд и ДУДКО, хотя о. Глеб просил об этом,
ссылаясь   на  то,  что  фамилия  ДУДКО  часто  упоминалась  в
обвинительном заключении и  его  показания,  данные  во  время
предварительного  следствия,  обильно  цитировались в судебных
заседаниях.
     Суд перечислил   в  числе  неявившихся  свидетелей  свящ.
В.ФОНЧЕНКОВА (Хр.53) и Л.ПОЛУЭКТОВУ (Хр.54),  которые повесток
не  получали,  но просили их допросить в качестве свидетелей и
которые стояли  у  здания  суда  и  не  были  допущены  в  зал
заседаний.
     Прокурор в  своей  речи сказал,  что ЯКУНИН - закоренелый
преступник,  антисоветчик,  враг Родины и Церкви, окончательно
разложившийся   тип,   пьяница.   Он  просил  вынести  частное
определение о  том,  что  по  фактам,  выявленным  в  судебном
заседании, необходимо произвести предварительное расследование
по  деяниям,  предусмотренным  ст.88  ("Нарушение   правил   о
валютных   операциях")   и  ст.154  ("Спекуляция")  УК  РСФСР.
Прокурор сказал,  что вина подсудимого полностью  доказана,  и
попросил суд приговорить ЯКУНИНА к пяти годам лагерей строгого
режима и пяти годам ссылки.
     Адвокат просил смягчить приговор.
     Перед тем,   как  произнести  последнее  слово,  о.  Глеб
спросил:  "Интересуют ли суд и сию аудиторию мотивы  и  факты,
заставившие  меня  взяться  за  правозащитную  деятельность  в
помощь христианам?" Судья ЛУБЕНЦОВА сказала, что это никого не
интересует.  На вопрос о.  Глеба,  что же интересует суд,  она
ответила,  что ЯКУНИН может обратиться  к  суду  с  просьбами.
ЯКУНИН заявил,  что просьб у него нет.  "Тогда все!" - сказала
ЛУБЕНЦОВА.  В результате последнее слово о.  Глеба состояло из
одной фразы: "Я благодарю Бога за дарованную мне судьбу".
     Приговор -  пять  лет  лагерей строгого режима и пять лет
ссылки.  Во   время   зачтения   приговора   в   зале   велась
телевизионная  съемка.  Эта  запись  была  потом  показана  по
английскому телевидению.
                                                                           
                            *****
                                                                           
     29 августа Московская группа "Хельсинки" приняла документ
N140 "Суды  над  Татьяной  Великановой  и  священником  Глебом
Якуниным".
     В тот  же  день  письмо  "Кто  осужден?"   о   приговорах
Т.ВЕЛИКАНОВОЙ  и  Г.ЯКУНИНУ  подписали  пятьдесят семь человек
(см. выше).
                                                                           
                            *****
                                                                           
     2 сентября   в   газете  "Труд"  была  напечатана  статья
Л.КОЛОСОВА "Кому служил "отец" Глеб?"
     В статье говорится:
                                                                           
          В ходе   судебного  следствия  выяснилось,  что  "на
     протяжении 1964-1979 годов Г.П.Якунин с целью  извлечения
     незаконных  доходов  систематически  и в крупных размерах
     занимался скупкой  и  перепродажей  предметов  церковного
     обихода,   антиквариата,   книг,   промышленных  товаров,
     изделий из драгоценных металлов и  камней,  в  том  числе
     серебряных монет дореволюционной чеканки...".

     В статье утверждается также, что ЯКУНИН
                                                                    
     осудил факт  использования  подготовленных  им материалов
     радиостанцией  "Свобода",  НТС   и   другими   подрывными
     центрами во враждебных Советскому Союзу целях и заявил об
     отказе в дальнейшем от инкриминируемой ему деятельности.
                                                                    
                            *****
                                                                    
     В 1958г.  ЯКУНИН   окончил   биолого-охотоведческий   ф-т
Иркутского  сельскохозяйственного института.  В том же году он
поступил  в  Московскую  духовную  семинарию.  В  1959г.   его
исключили из семинарии "за задержку сдачи книг в библиотеку".
     В 1962г.  ЯКУНИН был рукоположен в сан священника и начал
служить в Дмитрове Московской обл.
     В 1965г. священники Николай ЭШЛИМАН и Глеб ЯКУНИН послали
патриарху Алексию "Открытое письмо".  В ответ Алексий запретил
им  служить священниками "за попытку нарушить благожелательные
отношения между  Церковью  и  государством"  и  "за  нарушение
церковного  мира".  (Апелляции к Алексию,  к Поместному собору
1971 года и к патриарху  Пимену  с  требованием  канонического
церковного суда остались без результата.) Оба подчинились.
     С 1966г.  ЯКУНИН  работал чтецом и певчим в разных храмах
Московской области.
     В 1974г. ЯКУНИН выступил с критикой заявления митрополита
Серафима, одобрившего высылку СОЛЖЕНИЦЫНА.
     В 1975г. ЯКУНИН послал в Совет Министров СССР, объявивший
день Пасхи рабочим днем,  "Открытое письмо",  в котором назвал
распоряжение  правительства  кощунственным  (Хр.36).  В том же
году он и Л.РЕГЕЛЬСОН обратились к  5-й  Ассамблее  Всемирного
Совета  Церквей  в  Найроби  с  призывом  к  христианам разных
конфессий объединиться в деле защиты гонимых христиан  и  деле
прославления и почитания современных христианских исповедников
и мучеников.
     В 1976г. ЯКУНИН и РЕГЕЛЬСОН обратились во Всемирный Совет
Церквей  с  анализом  и критикой советского законодательства о
религии  (Хр.41).  Тогда  же  они  обратились   к   христианам
Португалии   с   письмом  о  последствиях  возможного  прихода
коммунистов  к  власти  и  об  особой  духовной  связи   между
христианами  России  и  Португалии.  В  том  же  году  ЯКУНИН,
РЕГЕЛЬСОН и  В.КАПИТАНЧУК  обратились  к  руководству  Русской
Зарубежной  Церкви  с  призывом  поднять  вопрос о канонизации
мучеников  Русской  Церкви,  пострадавших  в  революционные  и
послереволюционные   годы.   Тогда  же  ЯКУНИН,  КАПИТАНЧУК  и
В.ХАЙБУЛИН  образовали  Христианский   комитет   защиты   прав
верующих в СССР,
     В 1977г.  Комитет  обратился  к  БРЕЖНЕВУ  и   к   главам
Православных   Церквей   в   связи  с  опубликованием  проекта
Конституции СССР (Хр.46).
     В 1978г.    в    журнале   "Русское   возрождение"   была
опубликована статья ЯКУНИНА об отношении Московской патриархии
к культу личности СТАЛИНА.  В том же году ЯКУНИН, КАПИТАНЧУК и
В.ЩЕГЛОВ обратились к Конклаву кардиналов  Римско-Католической
Церкви по поводу восточной политики Ватикана.
     В 1977-78гг.  ЯКУНИН  сделал  два  доклада  Христианскому
комитету  -  об экономической дискриминации церковнослужителей
со стороны государства и о  современном  положении  в  Русской
Православной Церкви (Хр.56).
     В 1979г.  ЯКУНИН,  КАПИТАНЧУК,  РЕГЕЛЬСОН  и  В.ФОНЧЕНКОВ
обратились с призывом поддержать канонизацию русских мучеников
и исповедников  ХХ  века,  подготовляемую  Русской  Зарубежной
Церковью.