ПОМЕРАНЦ ГРИГОРИЙ СОЛОМОНОВИЧ

(р.1918, Вильно)

Философ, культуролог и публицист. Автор многочисленных философских работ, распространявшихся  Самиздатом и оказавших в 1960—1970-е гг. огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции.

С семи лет живет в Москве. В 1940 окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа П. о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена  после его ареста в 1949 как “документ не относящийся к делу”. В 1941 пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950–1953 в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 реабилитирован). В 1953 - 1956 сельский учитель в Донбассе. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена П., И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество П.

К  1953 – 1959 относятся первые эссе П. (“Пережитые абстракции”) — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.

Венгерские события 1956 и травля Пастернака произвели на П. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 вокруг П. образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара (“слегка законспирированного, но без всякой организации”). Среди участников семинара — многие активисты “Маяковки”, в частности —В. ОСИПОВ. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 знакомство с А.И. ГИНЗБУРГОМ, Н.Е. ГОРБАНЕВСКОЙ, Ю.Т. ГАЛАНСКОВЫМ открывало иную перспективу:  неподцензурную деятельность, главное в которой  - “совершенная открытость и свобода от страха”. Новое настроение было связано с “Синтаксисом”, со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых,  и среди художников-“лианозовцев”, с которыми П. общался в это же время.

Большое значение для формирования мировоззрения П. имела встреча в 1961 с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его женой. По словам П. его собственные “взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое”.

Начиная с 1962, П. публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов - духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и  социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе “Квадрильон” и “Нравственный облик исторической личности”), вошедшие в  “Феникс-66”  Ю.ГАЛАНСКОВА. В 1967- 68 оба  эссе перепечатаны за рубежом,  в журнале “Грани”.

П. поддерживает отношения с инакомыслящими различных  направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д.САХАРОВ говорил об этом семинаре в своих “Воспоминаниях”: “Наиболее интересными и глубокими  были доклады Григория Померанца - я впервые его тогда узнал и  был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и “академичностью” в лучшем смысле этого слова..Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры  и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности”.

В 1968, после того, как П. поставил свою подпись под “Письмом 224-х” в поддержку  “Обращения к мировому общественному мнению ” Л.И. БОГОРАЗ и П.М. ЛИТВИНОВА в защиту ГИНЗБУРГА и ГАЛАНСКОВА, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.

В 1972 в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием (“Неопубликованное”). С 1976 прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах “Континент”, “Синтаксис”, “Страна и мир”. Во второй половине 1970-х П. близок к редакции  самиздатского журнала “Поиски”, публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.

В своих публицистических работах П. защищает идеи личной свободы и европейского демократизма, выступает противником идолов “крови и почвы”, новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции  сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика П. с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ (“Человек ниоткуда”, “Страстная односторонность и бесстрастие духа”, “Сон о справедливости возмездия”, “Стиль полемики” и др. П.; “Образованщина” и др. Солженицына.). Солженицын обрушился на плюрализм П., третируя его как беспочвенного советского  “образованца”; П. резко критиковал  “страстную односторонность”, дух мстительности и непримиримости у Солженицына, его почвеннический утопизм.  Расходясь с почвенниками, П. был близок кругу правозащитников. В “Информационном бюллетене ” №1 Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979), было опубликовано эссе П. “Накануне юбилея Молоха” (имеется в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Оно завершалось словами: “наш общий долг – противостоять тени Сталина,  которой приносятся  в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов”.

Фрагменты из книги П. “Сны Земли”, опубликованные в №№ 6-7 “Поисков”, следствием по делу “Поисков” были квалифицированы как клеветнические. В марте 1980 в Самиздат  поступило эссе “Мой собеседник ВИКТОР СОКИРКО”, в котором П. пишет о человеческих качествах  одного из редакторов “Поисков”, приведших к его аресту.

Публицистика и политическое поведение П. вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. 14 ноября 1984 П. был предупрежден  по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 26 мая 1985 на квартире у П. произведен обыск, конфискован литературный архив. В том же году в Париже напечатан полный текст “Снов Земли”.

С конца 80 - х и по настоящее время  в российской периодике помещается большое число публицистических эссе П.; вышло в свет несколько философских и литературоведческих книг: “Открытость бездне. Встречи с Достоевским”, “Лекции по философии истории”, “Собирание себя”, “Выход из транса” (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), “Образы вечного” (в соавторстве с З.А. Миркиной).  П. получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).

Совершив переход  “от марксизма к идеализму” (“Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому”), П. пришел к  обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия. Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, “самостоянье” личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный  П. выход из духовных и политических кризисов современности. “Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах ”.

Ермольцев Д.А