6. Контроль над назначениями должностных лиц (номенклатура)

Важнейшим инструментом власти КПСС была номенклатура, т.е. совокупность должностей, назначение на которые или освобождение от которых не могли состояться без утверждения партийных органов (примеры ранних документов о формировании партийной номенклатуры — см. Прил. VIII, док.1-3). Своя номенклатура была у ЦК КПСС, у ЦК союзных республик, у обкомов и крайкомов, у райкомов. Все сведения о номенклатуре были секретными. Номенклатура — не признак какого-либо отдельного этапа в жизни КПСС, она уходит корнями в самые первые годы советской власти и просуществовала до самого последнего времени. В ЦК КПСС номенклатура была трех уровней — номенклатура Политбюро, Секретариата и номенклатура учетно-контрольная. Назначение и освобождение работников, являвшихся номенклатурой двух высших уровней, происходило после вынесения специального решения ЦК, номенклатура третьего уровня требовала согласования с соответствующими отделами ЦК. Издавались секретные справочники номенклатуры, которые включали в себя сведения о номенклатуре ЦК, за исключением некоторых ведомств (Министерство Обороны, КГБ), сведения о номенклатуре в которых принадлежали к рангу «совершенно секретных».

6.1. Обследование справочника издания 1987 года, убеждает, что номенклатурой были охвачены все без исключения структуры государственной власти: Советы Министров СССР и республик и все соответствующие министерства и ведомства, Верховные Советы СССР и республик, аппараты Советов Министров и Верховных Советов, Верховные Суды СССР, РСФСР и других республик, Государственные Арбитражи, союзные и республиканские органы прокуратуры, Посольства и консульства СССР.

В номенклатуру входили не только государственные чиновники, но и высшие должностные лица многих организаций, считавшихся «общественными» — ВЦСПС, творческие союзы и т.д., и руководители ряда органов печати, независимо от того, шла ли речь о партийных, государственных или иных изданиях.

Включение должности в партийную номенклатуру никак не зависело от того, являлась ли эта должность выборной или замещалась по назначению: в номенклатуру Политбюро ЦК КПСС на равных входят избираемые председатели палат Верховного Совета СССР и назначаемый управделами Совета Министров СССР, в номенклатуру Секретариата — первый заместитель министра связи СССР и первый секретарь правления Союза писателей, в учетно-контрольную номенклатуру ЦК — председатель Российского республиканского совета добровольного физкультурно-спортивного общества, первый зам.главного редактора еженедельника «Литературная Россия» и советник постоянного представительства СССР при ООН (Справочник «Номенклатура должностей ЦК КПСС. По состоянию на 1 декабря 1987 г.». Сс. 80, 231, 158, 83, 159, 312; см. Прил. VIII, док. , лл. 3, 6об, 5, 4об, 5об, 15об). Механизм замещения формально выборной должности описывается в п.12 «Инструкции по работе с секретными документами ЦК КПСС» 1980 г., регламентирующем прохождение документации «о назначении, освобождении и перемещении кадров» «в соответствии с номенклатурой ЦК КПСС»:

«При необходимости замены или перемещении работников, занимающих выборные должности, местные партийные органы, центральные организации принимают соответствующие решения, предварительно получив согласие ЦК КПСС, и лишь после этого проводят выборы и вносят предложения об утверждении или освобождении работников» (Прил. VI, док.7, л.4).

В качестве примера номенклатурной системы должностей рассмотрим органы суда и прокуратуры. К номенклатуре Политбюро здесь относились Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор и его первый заместитель, к номенклатуре Секретариата ЦК — заместители Верховного Суда СССР, председатели коллегий и члены Верховного Суда, не являющиеся председателями коллегий (22 человека), четыре заместителя Генерального Прокурора и восемь членов коллегии Прокуратуры СССР, а также начальник Главного следственного управления, Управления кадров, главный военный прокурор и его первый заместитель, секретарь парткома прокуратуры. В номенклатуру Секретариата входили также Прокурор РСФСР и его первый заместитель, прокуроры других союзных республик, председатель и первый заместитель председателя Верховного Суда РСФСР, прокуроры областей, краев и республик в составе РСФСР, прокуроры Москвы и Ленинграда. К учетно-контрольной номенклатуре ЦК относились заместители председателя Верховного Суда РСФСР, председатели Верховных Судов других союзных республик, председатели Верховных Судов автономных республик, областных и краевых судов, Ленинградского и Московского горсудов, заместители главного военного прокурора, заместители прокурора РСФСР. Руководство судов и прокуратур более низкого ранга входили в номенклатурные перечни обкомов КПСС. (Прил. VIII, док. )

С той же степенью подробности в номенклатурных справочниках расписаны все руководящие кадры всех властных структур страны.

6.2. Механизм номенклатурного назначения на должность тот же, что и в подавляющем большинстве решений ЦК: ведомство или парторганизация соответствующего уровня вносит предложение; отдел ЦК, по которому проходит назначение или освобождение, готовят пакет документов (записку, излагающую мнение отдела по данной кандидатуре, т.н. «справку-объективку» и проект постановления по данному поводу); затем вопрос рассматривается на Секретариате ЦК (или подписи собираются на отдельных листах), после чего Постановление ЦК оформляется в окончательном виде. Результат рассмотрения в ЦК сообщается в ведомство, которое и издает соответствующий приказ. (См. Прил. VIII, док. 18-32).

6.3. Количество номенклатурных работников, например, ЦК КПСС, не было постоянным, оно менялось в зависимости от изменения структур управления. Кроме того, играли роль и политические решения. Январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС положил начало некоторому сокращению номенклатурных должностей на всех уровнях. Так, решением Политбюро ЦК от 09.07.87 «О номенклатуре должностей ЦК КПСС» последняя сокращалась с 22.453 до 16.035 (Прил. VIII, док.9, л.8). Интересно отметить,что предыдущее решение Политбюро о номенклатуре ЦК, состоявшееся 29.07.71 (Прил. VIII, док.7), определяло ее численность в 18.517 человек. Т.о., за период с 1971 г. по 1987 г. количество номенклатурных должностей увеличилось. Но, несмотря на решение 1987 г., номенклатурный слой в СССР оставался достаточно многочисленным. На 1987 г. в номенклатуру только Московского обкома КПСС входило 3052 человека, а в номенклатуру горкомов и райкомов Московской области — более 19 тысяч (Прил. VIII, док.13, л.2).

6.4. Пример: май 1990 г. В течение мая 1990 года, т.е. через два месяца после отмены ст. 6 Конституции, Секретариатом ЦК были утверждены в различных должностях около 120 должностных лиц. Из них более трети — по линии Министерства обороны: здесь номенклатура ЦК была наиболее обширной и доходила до командиров дивизий, а иногда и до их заместителей. В мае были утверждены: командующий флотилией Куроедов, командующий армией Потапов, зам. Министра обороны по кадрам Ермаков, первый заместитель командующего ВДВ Грачев, и еще несколько десятков командиров дивизий и их заместителей. Вторая по численности группа — должностные лица МИД. Утверждение в ЦК тогда прошли послы СССР: в Швеции — Успенский, Австралии — Долгов, Руанде — Комендант, Бельгии — Афанасьевский, Египте — Поленов, Гвинее-Биссау — Барышев, Эфиопии — Миронов. Кроме них, утверждались Секретариатом ЦК советники-посланники, торговые представители в различные страны: семь человек. Ректором МГИМО и членом коллегии МИД был утвержден А.И. Степанов. По линии КГБ утверждение прошли зам.пред.КГБ Денисов, начальники управлений особых отделов КГБ по различным военным округам: Рыль, Дмитриев, Цурик; по линии МВД — начальник ВВ по Украинской и Молдавской ССР Чупренко, начальник ВВ по Северному Кавказу и Закавказью Куликов, двое командиров дивизий ВВ.

Другие назначения: зам.министра транспортного строительства СССР Дубинин, зам.министра геологии СССР Орлов, первый зам.министра народного образования СССР Кузнецов, зам.министра здравоохранения СССР Москвичев, зам.министра геологии СССР Орлов, члены коллегий Министерства финансов СССР Будяну и Вечканов, зам.пред. Госснаба Коновалов, первый зам. и зам.министра гражданской авиации Горяшко и Ильчук, первый зам.нач.Главного управления по материальным резервам при СМ СССР Катюха, министр энергетики и электрификации Казахской СССР Нуржанов, первый зам. и замы министра электрификации и энергетики СССР Корсун, Филонюк, Мельник, зам. министра финансов. Были утверждены также три главных и старших военных советника в Камбоджу, Танзанию и Мали, начальник Главной налоговой инспекции Редюшкин, руководящие работники гос.комиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам Кулаков, Сушенов, Фадеев. Утверждались в мае 1990 и сотрудники в аппарат Верховного Совета СССР — например, Янович, первый зам.начальника секретариата ВС, и, по представлению Прокурора СССР, военные прокуроры в различные округа.

Одновременно Секретариат ЦК санкционировал освобождение от должности нескольких десятков человек.

6.5. После решения Политбюро ЦК от 20.09.1990 (Прил. VIII, док. 15а) работа ЦК с номенклатурой претерпевает существенные изменения. Прекращается практика утверждения на Политбюро и Секретариате ЦК. Однако министерства и ведомства по установленной форме (см.Прил. VIII, док.12, л.л. 1, 2) вплоть до августа 1991 сообщают в ЦК о назначениях и смещениях, и в секторе учета руководящих кадров отдела партийного строительства и кадровой работы ЦК КПСС по-прежнему вносят эти сообщения в номенклатурные личные дела. Так, 10.01.1991 Управление кадров КГБ СССР направило в ЦК КПСС контрольное сообщение о том, что тов.Петровас И.К. Указом Президента СССР от 15.12.90 за N VII-1202 назначен заместителем председателя КГБ СССР, о чем объявлено по КГБ СССР приказом от 24.12.90 за N 0853. Отметим, что означенный Указ Президента не публиковался в печати, а приказ по КГБ, на который есть ссылка в контрольном сообщении, является секретным (ЦХСД, личное дело Петроваса И.К., N 15267).

Аналогичным образом в ЦК КПСС 12.08.91 поступило «срочное сообщение об изменениях в учетных признаках номенклатурного работника» об Анисимове С.В. — что он назначен Министром материальных ресурсов СССР.(ЦХСД, личное дело Анисимова С.В. N 9144).

Из приведенных примеров видно, что и в 1991 году министерства и ведомства относились к КПСС не как к политической партии, а как к властной структуре.

Общая численность номенклатуры (от ЦК до всех РК КПСС) неизвестна. Некоторое представление могут дать цифры, содержащиеся в приложении к постановлению Секретариата ЦК от 10.04.1991 «Об основных направлениях кадровой политики партии и методах ее реализации» (Прил. VIII, док.17, л.1), где говорится о том, что членами КПСС являются «более 406 тысяч руководителей учреждений и организаций и свыше 1,5 миллиона работников административно-управленческого аппарата». Трудно оценить, в какой степени эти сотни тысяч управленцев, занимающих ключевые должности во всей стране, продолжали и в 1990-1991 гг. оставаться в зависимости от партийного аппарата, но сам факт такой зависимости находит множество подтверждений хотя бы отсылкой и в этот период отчетов и информационных сообщений от руководителей разных уровней и сфер деятельности в партийные органы.