ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ
НКВД–МВД СССР
(ГУШОСДОР)
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28.10.35, опубликованным в «Правде» 29 октября 1935 г., в НКВД СССР было передано Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС). На основании Постановления СНК СССР № 424 от 3 марта 1936 г. ЦУДОРТРАНС НКВД приказом НКВД № 0086 от 4 марта 1936 г. реорганизован в Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР) НКВД. На местах в составе НКВД Украинской ССР, ЗСФСР, Белорусской ССР, УНКВД по Московской и Ленинградской областям, ДВК были организованы управления шоссейных дорог (УШОСДОРы), а в остальных УНКВД республик, краев и областей — отделы шоссейных дорог (ОШОСДОРы).
При организации в ГУШОСДОРе было сосредоточено все автодорожное хозяйство страны: строительство, ремонт и эксплуатация дорог общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения (по списку, утверждаемому СНК СССР), контроль за дорожным строительством райисполкомов.
Использование заключенных на автодорожном строительстве началось сразу после передачи ЦУДОРТРАНСа в НКВД. Приказом НКВД № 0012 от 10 января 1936 г. обеспечение рабочей силой строительства и капитального ремонта автогужевых дорог (за исключением работ на дорогах, находящихся ближе 50 км от государственных границ СССР) было возложено на ГУЛАГ. Для этого на объектах строительства приказано организовать колонии, подчинив их в административном отношении начальникам ОМЗ УНКВД. Техническое руководство работами возлагалось на местные органы ЦУДОРТРАНСа НКВД (затем — на УШОСДОРы и ОШОСДОРы УНКВД).
Кроме заключенных ГУШОСДОРу постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 марта 1936 г. (опубликовано в «Правде» 4 марта 1936 г.) разрешалось привлекать сельское население «на условиях непосредственного бесплатного личного труда» в течение шести дней в году в два срока — весной и осенью (в свободное от сельхозработ время).
Строительство новых и реконструкцию старых дорог регионального значения осуществляли региональные УНКВД. Начальник УНКВД по приказу наркома организовывал Управление строительства (УС) УШОСДОРа (ОШОСДОРа) УНКВД и ИТК ОМЗ УНКВД (см., напр., пр. НКВД № 028 и № 029 от 11.03.36). Он же осуществлял координацию УС как структуры ГУШОСДОРа и ИТК — как структуры ГУЛАГа. Единственный непосредственно подчиненный ГУЛАГу ИТЛ для обслуживания ОШОСДОРа (УНКВД по ДВК) был организован в ноябре 1937 г. (см. ШОСДОРЛАГ).
В феврале 1936 г. на НКВД постановлением правительства было возложено строительство двух автомагистралей, «имеющих огромное народно-хозяйственное и оборонное значение»: Москва—Киев и Москва—Минск (пр. НКВД № 0050 от 05.02.36). Для руководства работами в непосредственном подчинении ГУШОСДОРа организованы управления строительств, а в ГУЛАГе — КАЛУЖСКИЙ и ВЯЗЕМСКИЙ ИТ лагеря. Начальник УС являлся и начальником ИТЛ; по производственным вопросам он подчинялся ГУШОСДОРу, по лагерным — ГУЛАГу.
Эта структура управления оказалась неэффективной. Так, за неполные два года УС автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР несколько раз переподчинялось то ГУЛАГу, то ГУШОСДОРу (см. ВЯЗЕМСКИЙ ИТЛ); постоянным реорганизациям подвергался и ШОСДОРЛАГ. В апреле 1938 г. ГУШОСДОР был реорганизован (пр. НКВД № 289 и № 290 от 29.04.38). Согласно «Положению о ГУШОСДОРе НКВД», принятому приказом НКВД № 525 от 7 сентября 1938 г., на него были возложены строительство, реконструкция и управление дорогами только общесоюзного значения. В непосредственном ведении ГУШОСДОРа были организованы управления дорог, УС дорог, дорожно-строительные и другие тресты. Хозяйственные структуры ГУШОСДОРа стали «заказчиками» (управления дорог), а также «подрядчиками» (УС дорог и дорожно-строительные тресты), выполнявшими работы по заказам НКВД или других ведомств. Заключенных использовали на основе локальных подрядных договоров между УИТЛК–ОИТК УНКВД и хозяйственными органами ГУШОСДОРа (пр. НКВД № 0162 от 01.04.41).
В 1939–1941 гг., согласно приказу НКВД № 00557 от 23 августа 1938 г., ГУШОСДОРом развернуто строительство «важнейших оборонных дорог в Киевском военном округе». При этом, в нарушение описанной структуры, на строительстве двух дорог «подрядчиком» выступали УС и ИТ лагеря ГУЛАГа (см. СТРОИТЕЛЬСТВО 210 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО 211 И ИТЛ).
С сентября 1939 г. на работах ГУШОСДОРа стали использовать польских военнопленных (лагерь военнопленных организован приказом НКВД № 0315 от 25.09.39 для обслуживания УС Западно-Украинской дороги № 1 ГУШОСДОРа). В январе 1941 г. этот лагерь был переведен на строительство дороги Проскуров—Тарнополь—Львов—Яворов—госграница.
Весной 1941 г. решением правительства (пр. НКВД № 00328 от 27.03.41) сроки окончания крупнейших строительств ГУШОСДОРа (Москва—Минск, Москва—Киев и др.) перенесены на 1942 г.; освободившуюся рабочую силу приказано переключить на строительство аэродромов (см. ГУАС). 28 июня 1941 г. приказом НКВД № 0311 большинство работ ГУШОСДОРа было вообще остановлено.
В 1942–1945 гг. приказами НКВД № 0278 от 22 июля 1942 г., № 0077 от 18 января 1943 г. и № 0465 от 31 декабря 1943 г., а также приказом НКВД и начальника тыла Красной Армии № 046/054 от 9 марта 1944 г. ГУШОСДОР вновь привлекается к строительству и реконструкции автомобильных дорог. Для обеспечения строительств рабочей силой впервые в составе ГУШОСДОРа были организованы ИТ лагеря (см. СТРОИТЕЛЬСТВА ГУШОСДОРА НКВД № 1–4 И ИТЛ, ЧЕБОКСАРСКИЙ ИТЛ, ИТЛ ПРИ УГЛИЧСКОМ ЗАВОДЕ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ № 4). Для руководства ИТ лагерями пр. 0116 НКВД от 31 марта 1943 г. образован лагерный отдел ГУШОСДОРа. Часть работ проводилась силами заключенных территориальных управлений ГУЛАГа, привлекались также военнопленные (см., напр., пр. НКВД № 001602 от 03.08.42). К концу войны (на 11 мая 1945 г.) всего на строительствах ГУШОСДОРа было занято 19 615 заключенных (ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 1230. Л. 31).
Согласно постановлениям ГКО № 8924сс от 4 июня 1945 г. и № 9846с от 13 августа 1945 г., с окончанием войны объем работ ГУШОСДОРа резко увеличился. Организовано 17 новых УС дорог (с номерами 1–3, 5–18). Заключенные на работах были заменены на военнопленных, все ИТЛ ГУШОСДОРа ликвидированы, а при каждом УС ГУШОСДОРа организован лагерь НКВД для военнопленных, начальником которого являлся начальник соответствующего УС (пр. НКВД № 001331 от 04.11.45). Организация лагерей возлагалась на ГУПВИ. Военнопленные оставались основной рабочей силой на строительствах ГУШОСДОРа до 1949 г.; заключенные (ИТК и ЛО УИТЛК–ОИТК НКВД–УНКВД) и спецпереселенцы были заняты на отдельных объектах, причем обычно их доля была невелика (см., напр., ГАРФ. Ф. 9419. Оп. 1. Д. 6. Л. 3; пр. НКВД № 01 от 05.01.49).
Скорректированный план титульных автодорожных строек МВД на 1946–1950 гг. был объявлен приказом МВД № 0118 от 29 апреля 1946 г. По новому плану часть возложенных ранее на ГУШОСДОР строительств консервировалась (соответствующие УС ликвидированы), часть УС передавалась Особому дорожно-строительному корпусу МВД СССР. Этим же приказом помимо дорожных работ на ГУШОСДОР возлагалось строительство ряда ремонтно-механических заводов, поселков и автодорожных институтов в Москве и Киеве.
Начиная с 1948 г., в соответствии с приказом МВД № 0545 от 8 сентября 1947 г., на части строительств ГУШОСДОРа военнопленных стали заменять заключенными. Весной 1949 г. для работ на новых строительствах в составе ГУШОСДОРа вновь организуются ИТ лагеря (см. СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА МВД № 5 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА МВД № 6 И ИТЛ). Окончательная замена военнопленных в связи с их репатриацией на заключенных на автодорожных строительствах МВД произошла, согласно приказу МВД № 00950 от 12 октября 1949 г., в конце 1949 г. Для этого при Управлениях строительств ГУШОСДОРа было организовано восемь ИТЛ. Такая организация работ в ГУШОСДОРе сохранялась вплоть до реорганизации МВД СССР в 1953 г.
В октябре 1949 г. среднемесячная численность заключенных в лагерях ГУШОСДОРа составляла 37 120 (ГАРФ. Ф. 9419. Оп. 1. Д. 38. Л. 1), в 1950 г. среднегодовая — около 24 000 (Там же. Д. 39. Л. 15).
Постановлением СМ СССР № 832-370сс от 18 марта 1953 г. ГУШОСДОР МВД СССР был передан в Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Его лагеря перешли в подчинение ГУЛАГа МЮ СССР (пр. МЮ № 0013 от 02.04.53), а менее чем через месяц закрыты (пр. МЮ № 0038 от 29.04.53).
Первый начальник ГУШОСДОРа, комиссар госбезопасности 1-го ранга Г.И.Благонравов, назначенный приказом НКВД № 196лс от 27 марта 1936 г., был арестован 26 мая 1937 г. (сведения ГИЦ МВД). Приказом НКВД № 138лс от 25 января 1938 г. начальником главка был назначен М.А.Волков, которого, согласно приказу НКВД № 1256лс от 22 мая 1938 г. сменил Д.М.Дмитриев. После ареста последнего 28 июня 1938 г. (сведения ГИЦ МВД) приказом НКВД № 895лс от 21 апреля 1939 г. назначен военный инженер 1-го ранга (бригинженер) В.Т.Федоров, который оставался в должности до 14 мая 1942 г. (пр. НКВД № 1599лс) за исключением периода с 27 марта 1941 г. по 31 июля 1941 г., когда он состоял в должности начальника ГУАСа. Следующим начальником, согласно приказу НКВД № 001037 от 23 мая 1942 г., был назначен комиссар госбезопасности 2-го ранга (позднее генерал-полковник) К.А.Павлов, которого приказом МВД № 969лс от 9 июля 1946 г. сменил Н.К.Богданов, а затем — генерал-лейтенант И.С. Любый (пр. МВД № 294лс от 12.03.48), остававшийся в должности до 14 апреля 1950 г. (пр. МВД № 383лс). Последний начальник ГУШОСДОРа, полковник Н.И.Литвин, назначенный приказом МВД № 920лс от 31 июля 1950 г., занимал эту должность до 18 марта 1953 г.
С.Кривенко
Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"