НИЖНЕ-АМУРСКИЙ ИТЛ
(Нижамурлаг, Нижне-Амурлаг, Нижнеамурлаг,
Нижнеамурский ИТЛ, Нижне-Амурский ИТЛ и Строительство, ИТЛ и Строительство Нижнеамурстроя)
Время существования: | организован ?1; закрыт 10.09.47 [1]2; вновь организован 29.09.48 (ВОСТОЧНОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА И ЛАГЕРЕЙ БАМ реорг. в Упр. Нижне-Амурского ИТЛ И Стр-ва) [2]; закрыт 15.02.55 (лаг. подр. переданы УИТЛК УМВД по Хабаровскому кр.) [3]. |
Подчинен: | УЖДС на ДВ не позднее 31.08.39 {9}; ГУЛЖДС с 04.01.40 [4]; УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 500 с 26.05.43 [5]; ВОСТОЧНОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА И ЛАГЕРЕЙ БАМ с 15.01.47 [6]3; ГУЛЖДС с 29.09.48 [2]; ГУЛАГ МЮ с 02.04.53 {33}; ГУЛАГ МВД с 28.01.54 {38}; УИТЛК УМВД по Хабаровскому кр. с 01.06.54 [7]. |
Дислокация: | Хабаровский кр., г.Комсомольск-на-Амуре {9, 11, 13–15, 19, 31}, [8. Разд. 1. Л. 1]; пос. Хунгари на 26.05.43 [5, 9]4; ст. Мули Стр-ва 500 МВД (ныне р.п. Высокогорный) Хабаровского кр. на 31.10.45 {17}. |
Литер: | Ц с 25.12.45 {16}; АЗ по крайней мере с 15.01.49 {19}, {31, 37}, [8. Разд. 1. Л. 1]5. |
Телегр. код: | «Подъем» {19, 31, 37}, [8. Разд. 1. Л. 1]. |
Адрес: | Хабаровский кр., г.Комсомольск-на-Амуре, п/я 215 по крайней мере с 17.10.40 по 08.06.45 {11, 13–15}; п/я 349 на 31.10.46 {17}; п/я 322 [8. Разд. 1. Л. 1]; п/я АЗ-322 на 27.02.53 и 30.05.53 {31, 37}. |
Производство: | стр-во ж.д. Комсомольск — Советская Гавань, Комсомольск—Ургал, Комсомольск—Волочаевка (1940–1941 гг.) [4], нефтепровода Оха—Циммермановка6 (с 17.05.41) [9–12], окончание работ на ж/д линии Известковая—Ургал [9, 13, 14], разборка ж/д ветки БАМ—Тында для стр-ва ж.д. Кулунда—Михайловское (с 22.01.43)7, стр-во ж.д. Комсомольск—Советская Гавань от Комсомольска до пер. через хр. Сихотэ-Алинь (с 26.05.43) [5, 6]8, ж/д ветки Советская Гавань — бух. Северная (с 11.06.49) [15], ж.д. Комсомольск—Победино на участке Комсомольск — м.Лазарева (с 12.05.50) [16, 17], стр-во паромной переправы через р. Амур у г.Комсомольска [18] и доп. причальных устройств к ней [19], работы по увеличению пропускной способности ж/д участка Комсомольск—Селихин Дальневосточной ж.д. и развитию ж/д узла Комсомольск [19], стр-во нефтепровода Софийское—Комсомольск (с 03.11.49) [20], [8. Разд. 1. Л. 2], [21–23], ремонт трубопровода на участке действующего нефтепровода Оха—Софийское (за счет МНП) [23], стр-во тоннеля под Татарским проливом [8. Разд. 1. Л. 2], работы подчиненного Нижамурлагу Стр-ва 507 (с 06.12.50 по 14.04.51) [24, 25], стр-во Дальневосточного металлургического з-да (стр-во Николаевского и Кимканского железных рудников, освоение месторождений: Бироканских (доломитового и магнезитового), Юхта-Бузулинского огнеупорных глин и Ольдойского кварцитового, стр-во дробильно-обогатительных ф-к, ж/д путей, причала в Николаевске и жилищно-бытовое стр-во) [26], стр-во аэродромов [10, 27, 28]9, стр-во Ключевского комб., Могочинской ЦЭС и автодороги Могоча—Ключи (до 02.03.50) [29]10, строит. работы по развитию порта в бух. Ванино (для нужд Дальстроя, с 28.01.50) [30, 31]11, обслуживание бетонного з-да и жилищного стр-ва треста «Амурстальстрой» Минстройпрома, жилищного стр-ва треста № 6 Минстройпрома и мех. з-да Дальстроя ММП (г.Комсомольск), деревообработка и изготовление мебели (ст. Нылка Дальневосточной ж.д.) [32. Л. 2], [33. Л. 2], обслуживание треста «Хабаровскуголь» МУП (с. Чегдомын), работы Хурмулинского домостроит. з-да, лесопильного з-да (с. Селихин Комсомольского р-на) [8. Разд. 3. Л. 1], стр-во этилосмесительной установки на Комсомольском НПЗ МНП (с IV кв. 1951 г.) [34], производство извести (на Малмыжском з-де Нижнеамурстроя), кирпича (в том числе в с. Ургал Хабаровского кр.) (20.03.50) [8. Разд. 3. Л. 92], [35], стр-во кирп. з-да на ст. Шелехово (с 29.12.52) [36], расширение Хапсальского кирп. з-да в Комсомольске (с 06.06.52) [37]12, стр-во «спецобъектов» [38], изготовление боеприпасов (мины М-82, М-120) и спецукупорки на з-де 139 НКПС и рем.-мех. предприятиях лагеря: Тахтамыгдинском центр. рем. з-де (пос., ныне р.п. Тахтамыгда Амурской обл.), Свободненском ЦАРМЗ (г.Свободный), Известковских ЦРМ и ДОКе при них (пос., ныне р.п. Известковый Еврейской а.о.), Биробиджанских авторем. мастерских (г.Биробиджан) (1942–1943 гг.) [5, 27, 39, 40, 41], [42. Л. 2–42], обслуживание ЦРМЗ в Комсомольске (до 03.03.49) [43] (на 26.05.43 — Комсомольские авторемонтные мастерские) [5], Свободненского ЦАРМЗ (до 20.03.51) [44], [45. Л. 183–226], лесозаготовки [33, 39, 46]13, с/х работы в совхозе «Арга» (Аргинское с/х отделение, до 26.10.48), в подсобных хозяйствах (Орловка, Усть-Ургальское, Аланан, Известковое, Карадуб, до 20.03.50) [9, 47, 48], [49. Л. 64–130]14, в совхозах «Кульдур», «Ургал», «Волочаевка» [42. Л. 71–71об.], стр-во пересыльного пункта и перевалочной базы в Софийском15 [50. Л. 1–4]. |
Численность: | 01.01.40 — 27 166, 01.07.40 — 62 194 (УРО); 01.01.41 — 50 535, 01.07.41 — 52 621 [51]; 01.01.42 — 50 992 [52]; 01.01.43 — 64 05616 [53]; 01.01.44 — 33 746, 01.01.45 — 26 075, 01.01.46 — 12 074, 01.01.47 — 7717, 01.10.47 — 5575, 01.01.49 — 33 838, 01.01.50 — 29 253, 01.01.51 — 30 492, 01.01.52 — 32 998, 01.01.53 — 30 689 (УРО); 01.07.53 — 26 023 [8. Разд. 4. Л. 24–26]; 01.01.54 — 8995 (УРО). |
Начальники: | нач. — п/п Успенский Д.В., с 05.10.39 по 30.12.39 [54, 55] и с 04.10.45 по 03.03.46 [56, 57]; Большаков Г.П., с 04.01.40 — ? [5]; Барабанов В.А., не позднее 03.03.41 — по 25.01.42 [58, 59]; ст. лейт. ГБ Ориентлихерман Г.М., с 07.05.42 по 08.09.42 [60, 61]; майор ГБ (комиссар ГБ, г/м) Петренко И.Г., с 08.09.42 — не ранее 25.09.45 [5, 61, 62]18; майор Кучин Н.С., с 03.03.46 по 03.10.472 [57, 63, 64]; п/п (полк.) Орловский И.И., с 29.09.48 по 02.06.52 [2, 65]19; полк. Козлов А.В., с 02.06.52 — не ранее 29.11.52 [65, 24]20; и.о. нач. майор Желонкин И.А., с 01.04.53 — не ранее 17.04.54 [66, 7]; врио нач. — ст. лейт. ГБ Акимов ?.?. (упом. 06.42) [67]; и.о. нач. п/п Ефимов Н.Л. (упом. 15.01.51) [68]; з/н — ? Овчаров С.Я., с 15.01.47 — ? [6]; п/п (полк.) Ефимов Н.Л., не позднее 26.05.43? — по 12.10.51 [5, 69, 70]21; майор Желонкин И.А., с 13.10.51 — ? (упом. 12.53) [71], [8. Разд. 1. Л. 2]. |
Архив: | 1956 г. — в УИТЛК УМВД по Хабаровскому кр. («все материалы», хранились в г.Комсомольске-на-Амуре); в Центр. ГА РСФСР Дальнего Востока (г.Томск): «1 единица хранения пр. о премировании вольнонаемного состава за 1941 г.» {1}. 1997 г. — в ГА Хабаровского кр.: документы политотдела ИТЛ, в том числе личные и персональные дела членов КПСС и ВЛКСМ [72]. |
Доп. сведения: | Нижнеамурлагу 04.01.40 переданы л.с., имущество и выполнение плана работ расформированных ВОСТОЧНОГО и ЮГО-ВОСТОЧНОГО ИТ лагерей [4], а 08.09.42 он объединен «с БУРЕИНСКИМ ИТЛ в единый НИЖНЕ-АМУРСКИЙ ИТЛ» [9]. В 1943 г. в состав УИТЛК УНКВД по Хабаровскому кр. переданы: предприятия НИЖНЕ-АМУРСКОГО ИТЛ, выпускающие боеприпасы (см. «Производство»; передача — 26.05.43) [42. Л. 2–42]; совхозы «Кульдур», «Ургал», «Волочаевка»; Хурмулинский с/х ОЛП; ОЛПы № 2 и 3 [42. Л. 71–71об.]. В 1945–1955 гг. Нижнеамурлагу переданы: 04.10.45 — аппарат, рабочая сила и имущество ликвидированного ПЕРЕВАЛЬНОГО ИТЛ [55]; 03.11.49 — ЛО № 1 УИТЛК УМВД по Хабаровскому кр. (акт от 22.11.49) [20], [73. Л. 32–104]; 05.02.54 — ЛО № 4 и 7 УИТЛК УМВД по Хабаровскому кр. [32. Л. 1–119], [33. Л. 1–225]. 02.03.50 Могочинское отделение ИТЛ и стр-ва Нижнеамурстроя передано СГУ МВД с л.с., жилыми и производственными зданиями, вспомогательными предприятиями, оборудованием и т.п. [29]. |
Примечания: | 1 Пр. об организации ИТЛ не найден. Первое известное упом. — 31.08.39 {9}. 2 Нижнеамурлаг предполагалось закрыть ранее. Но 15.01.47 приказано «Упр. Нижнеамурского ИТЛ сохранить в течение 1947 г. для непосредственного руководства и осуществления доделочных работ по ж/д линии Комсомольск—Сов. Гавань». Нач. назначен майор Н.С.Кучин [6]. 3 Вероятно, входил в состав АМУРСКОГО УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА БАМ И СТРОИТЕЛЬСТВА 500 с 03.03.46 [54] по 15.01.47 [6]. 4 Приказано разместить лагерь «в Хунгаре»; 04.09.43 — пр. о передислокации в пос. Хунгари [39]. 5 Литер АЗ первоначально присвоен Стр-ву 500 {16}. 6 То же — Оха—Комсомольск (Стр-во 15); велось силами 10 000 з/к [10, 38]. 18.08.41 приказано: прекратить стр-во ж.д. Комсомольск — Сов. Гавань, Комсомольск—тоннель—Ургал, стр-во перехода через р. Амур; освободившуюся рабочую силу, оборудование и материалы сосредоточить на стр-ве ж.д. Волочаевка—Комсомольск, Тунгузского моста, нефтепровода Оха—Циммермановка и достройку аэродромов [11]. Стр-во ж.д. Комсомольск — Сов. Гавань возобновлено в 1943 г. [5]. 7 См. АЛТАЙСКИЙ ИТЛ. 8 В составе Стр-ва 500 НКВД и его преемников [5, 6]. 9 Дальневосточный металлургический з-д, скорее всего, синоним комб. «Амурсталь». Стр-во аэродромов велось по договорам с УАСами [12]. 10 Стр-во передано СГУ МВД [29]. Ключи — ныне р.п. Ключевский Могочинского р-на Читинской обл. {45}. 11 Силами Портстроя Нижамурлага, переданного 09.11.50 в состав СТРОИТЕЛЬСТВА 508 И ИТЛ [29]. 12 По договору со СТРОИТЕЛЬСТВОМ 508 И ИТЛ [37]. 13 С 05.09.41 на Нижнеамурлаг возложено выполнение программы лесозаготовок включенного в его состав НОВО-ТАМБОВСКОГО ИТЛ [41]. 14 Ранее — работы Бурлага [9]. 15 Совместно с ИТЛ Стр-ва 507 [42. Л. 1–4]. 16 Из них 3714 женщин, 21 091 осужденный за к/р преступления [53]. 17 На работах ИТЛ использовались в/п (на 01.01.46 — 26 395 [74], на 01.01.47 — 23 999), а также переведенные на спецпереселение немцы (бывшие трудмобилизованные), на 01.01.47 — 440 [75]. 18 Одновременно — нач. Алтайлага (с 22.01.43 по 26.05.43) [48, 5]. 19 12.05.50 назначен нач. стр-ва ж.д. Комсомольск — м. Лазарева, оставаясь в должности нач. Нижамурлага [30]. 20 На 20.07.53 — нач. Упр. Нижне-Амурского стр-ва МПС [76]. 21 Одновременно по 26.05.43 — з/н Упр. АЛТАЙСКОГО ИТЛ [5]. |
Источники: |
|
См. также: | АЛТАЙСКИЙ ИТЛ, БУРЕИНСКИЙ ИТЛ, ВОСТОЧНЫЙ ИТЛ В СОСТАВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА 500, СТРОИТЕЛЬСТВО 507 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО 508 И ИТЛ, ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ИТЛ. |
Д.Шкапов
Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"