ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ 1921—1941 гг.

Центральный аппарат

Структура центрального аппарата советских органов госбезопасности (ВЧК—КГБ) уже достаточно подробно описана нами ранее: Лубянка: ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960: Справочник / Сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров; Под ред. Р.Г.Пихоя. М., 1997; Кокурин А.И., Петров Н.В. ВЧК—КГБ: Структура, функции, кадры (1917—1967) // Свободная мысль. 1997. № 69, 1112; 1998. № 12, 4, 68). Здесь в таблицах 13 мы приводим направления оперативной деятельности (“линии” работы) основных оперативных подразделений НКВД—КГБ с 1934 по 1991 г. и условные номерные обозначения, которые имели эти подразделения центрального аппарата в различные периоды. Сведения, характеризующие организацию и структуру органов госбезопасности в период, выходящий за хронологические рамки нашего справочника, на наш взгляд, имеют существенное значение для нашего справочника, ибо многие персонажи, представленные в нем, благополучно трудились в “органах” и в 1950-е1960е годы.
  Таблица 1. Условные обозначения основных оперативных отделов НКВД СССР в 1936—1941 гг.  
  Таблица 2. Условные обозначения основных оперативных подразделений НКВД—НКГБ  в 1941—1946 гг.  
  Таблица 3. Условные обозначения основных оперативных подразделений МГБ—МВД—КГБ в 1946—1991 гг.  

Территориальные органы госбезопасности

28 декабря 1917 г., через восемь дней после создания постановлением СНК РСФСР Всероссийской чрезвычайной комиссии в Петрограде, уже от имени ВЧК было опубликовано обращение к местным Советам с призывом создавать ЧК на местах. Однако процесс образования территориальных ЧК шел вяло. И после переезда из Петрограда в Москву, 18 марта 1918 г., ВЧК повторно ставит вопрос об “организации однотипных комиссий для ведения борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности”. Весной 1918 г. губерн-ские и уездные ЧК были образованы. В 1919 г. уездные ЧК упразднили, и вместо них был создан институт уездных уполномоченных губернских ЧК. Позднее были образованы политбюро при уездных отделениях милиции, в состав которых входили представители губернской ЧК. Организационно политбюро подчинялись уездной милиции, а в оперативном отношении — напрямую губернской ЧК. 17 января 1922 г. приказом ВЧК № 35 уездные политбюро были упразднены.
Губернские ЧК, представлявшие собой местные органы ВЧК, организовывались при губисполкомах и были их самостоятельными отделами. При этом в ряде крупных районов страны, объединявших несколько губерний, и в республиках были созданы полномочные представительства (ПП) ВЧК (например, в 1919—1921 гг. ПП ВЧК функционировали в Туркестане, Закавказье, Киргизии, Сибири, на Украине, юго-востоке России). На территории РСФСР полпредства ВЧК создавались в нескольких губерниях, входящих в один военный округ, что, соответственно, отражалось и в названии. В ПП ВЧК Петроградского ВО, к примеру, в 1923 г. входили: Петроградская, Новгородская, Псковская, Мурманская, Череповецкая, Вологодская, Северо-Двинская, Архангельская губернии, а также Карельская и Зырянская области.
После упразднения 6 февраля 1922 г. ВЧК и создания Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР система местных органов ГПУ включала: полпредства ГПУ, областные отделы ГПУ (при ЦИК автономных республик и областей), губернские отделы ГПУ и аппараты уездных уполномоченных.
2 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал при СНК СССР Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), а 15 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. На основании этого Положения ГПУ республик выводились из подчинения республиканских НКВД и переподчинялись непосредственно ОГПУ при СНК СССР. С 1924 г., согласно Конституции СССР, ОГПУ имело статус союзно-республиканского наркомата.
Структура аппарата территориальных органов госбезопасности организационно повторяла структуру центрального аппарата ОГПУ. Приказ ГПУ № 62 от 20 февраля 1923 г. объявил типовые штаты местных органов. Крупные полпредства ГПУ, отнесенные к 1-й категории, состояли из Секретно-оперативной части (СОЧ), включавшей отделения (позднее преобразованные в отделы): секретное (СО), особое (ОО), контрразведывательное (КРО), экономическое (ЭКО), информационно-агентурное (ИНФАГО), регистрационно-статистическое (РСО), борьбы с бандитизмом (ОББ), политконтроля (ПК), и Общеадминистративной части (ОАЧ), в которую входили канцелярия, стол личного состава, комендатура, подразделения связи, хозяйственное отделение. Штат такого ПП ГПУ (без учета идущих по особому штату ЭКО, ПК и отделения борьбы с бандитизмом) (ОББ), составлял 133 человека. В ПП ГПУ, отнесенных ко 2-й и 3-й категориям, штат был, соответственно, 80 и 33 человека. Причем в ПП 3-й штатной категории в СОЧ не было отделений, а лишь уполномоченные по линиям работы СО, КРО, ЭКО и т.д. Аналогичным образом строился аппарат губернских отделов ГПУ. Штатный состав губернских отделов ГПУ (тоже без ЭКО и ПК) 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий был, соответственно, 77, 59, 48 и 26 человек. Для аппаратов уездных уполномоченных ГПУ штат устанавливался в зависимости от размеров и населенности уезда, для категорий 1-й, 2-й, 3-й и 4-й, соответственно, — 12, 8, 5 и 3 человека.
Поначалу отношения ПП ГПУ с губернскими отделами не были определены достаточно ясно и случалось, что губернские отделы игнорировали распоряжения и указания вышестоящих ПП. Для утверждения руководящей роли ПП ГПУ 4 августа 1922 г. был выпущен приказ ГПУ № 162 “О работе Полпредств ГПУ и подчиненности им губернских отделов”.
В 1923 г. вся территория страны была разбита на 13 округов ГПУ (их перечень содержится в приложении к приказу № 305/417 от 18 июля 1923 г.): Московский, Приволжский, Уральский, Петроградский, Западный, Украинский, Крымский, Северо-Кавказский, Киргизский, Туркестанский, Сибирский, Дальневосточный и Закавказский. Губернии, входившие в округа, как правило, объединялись в ПП ГПУ по соответствующему округу. Исключения составили Московский и Приволжский округа (где губернские отделы ГПУ напрямую подчинялись Центру) и Закавказский округ (где до 7 сентября 1926 г. сохранялись органы ЧК республик, входивших в ЗСФСР, — Грузии, Армении и Азербайджана, — объединенные в Закавказскую ЧК).
В ходе административно-территориальной реформы, начавшейся в 1923 г., губернии были ликвидированы и в результате их слияния организовывались крупные края и области, состоявшие из округов. Вместо упраздненных уездов наименьшей административно-территориальной единицей стали районы, подчиненные округам. Разумеется, реорганизация органов ГПУ следовала за изменением административно-территориального деления. Так, приказом ГПУ № 354 от 23 августа 1923 г. на территории ПП ГПУ Уральской области были упразднены Екатеринбургский, Пермский, Тюменский и Челябинский губернские отделы ГПУ, а вместо них на территории новых административных округов сформированы 14 окружных отделений (ОКРО) ГПУ (впоследствии их преобразовали в окружные отделы). 10 ноября 1923 г. в ПП ГПУ Юго-Востока России (Северо-Кавказский округ ГПУ) были утверждены штаты 12 окружных (ОКРО) и областных (ОБЛО) отделов ГПУ.
Как следствие ликвидации отделов ГПУ в губерниях, где располагался центр полпредства, происходило сокращение штатов аппаратов ПП ГПУ. Так, приказом № 473 от 10 ноября 1923 г. Смоленский губернский отдел ГПУ был влит в ПП ГПУ Западного ВО, но в его составе остались Брянский, Витебский и Гомельский губернские отделы ГПУ и ГПУ Белоруссии.
Особая ситуация сложилась в Москве: приказом по Административно-организационному управлению ОГПУ № 292 от 24 декабря 1923 г. было объявлено о слиянии Московского губернского отдела ГПУ с центральным аппаратом ОГПУ, а для руководства уездными ГПУ Московской губернии в ИНФО ОГПУ было создано новое отделение.
В связи с новым районированием Белорусской ССР приказом ОГПУ № 182/62 от 7 апреля 1924 г. ПП ОГПУ Западного ВО было слито с ГПУ Белоруссии, а центр полпредства переведен из Смоленска в Минск. Теперь оно именовалось ПП ОГПУ по Западному краю и состояло из Могилевского, Витебского, Мозырского, Оршанского, Борисовского, Бобруйского и Полоцкого ОКРО ГПУ, Гомельского, Брянского и вновь образованного Смоленского губернских отделов ГПУ. Аппарат ОО ОГПУ Западного фронта остался в Смоленске и организационно был слит со Смоленским губернским отделом ГПУ. Начальник Смоленского губернского отдела ГПУ одновременно являлся и заместителем начальника ОО ОГПУ Западного фронта, а полпред ОГПУ по Западному краю Ф.Д.Медведь был одновременно председателем ГПУ Белоруссии и начальником ОО ОГПУ Западного фронта. Такой порядок совмещения должностей ввели во всех союзных республиках, в столицах которых располагался центр военного округа: полпред ОГПУ был одновременно и председателем ГПУ республики.
Изменения в названиях полпредств ОГПУ происходили не только в случае административно-территориальных преобразований, но и при реорганизации военных округов, имена которых они носили. В связи с приказом РВС СССР о переименовании Западного ВО в Белорусский ВО соответственно было изменено и название полпредства ОГПУ. С 18 ноября 1926 г. короткое время оно именовалось ПП ОГПУ по Белорусскому краю, с 20 января 1927 г. — ПП ОГПУ по Белорусскому ВО и, наконец, с 1 сентября 1931 г. — ПП ОГПУ по Белорусской ССР.
Отметим здесь наиболее важные преобразования, связанные с ликвидацией губерний и созданием вместо них крупных краев и областей, в результате чего организовывались и новые полпредства ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 128/56 от 27 июня 1928 г. были образованы три новые полпредства ОГПУ: по Нижне-Волжскому краю (НВК с центром в Саратове), Центрально-Черноземной области (ЦЧО с центром в Воронеже) и Средне-Волжской области (СВО с центром в Самаре). В свою очередь, каждое из этих полпредств состояло из вновь организованных ОКРО ОГПУ, которых, соответственно, насчитывалось — 8, 10 и 7. ПП ОГПУ НВК, кроме того, включало ГПУ АССР Немцев Поволжья и Калмыцкий ОБЛО ГПУ.
Общий смысл проводимых реорганизаций (как административно-территориального деления, так и структуры местных органов ОГПУ), очевидно, заключался в стремлении централизовать руководство и приблизить руководящие органы партийного, советского и чекистского аппарата к низовым — такой вывод напрашивается при сравнении числа упраздненных губерний — 11 — и числа округов, учрежденных для управления той же территорией, — 25.
Приказом ОГПУ № 54/27 от 27 марта 1929 г. были созданы полпредства ОГПУ Северного края (центр — Архангельск), Западной (Смоленск), Нижегородской (Нижний Новгород) и Иваново-Промышленной (Иваново) областей.
Приказом ОГПУ № 132/64 от 22 июня 1929 г. в связи с новым районированием были упразднены губернские отделы ГПУ Тульской, Тверской, Калужской и Рязанской губерний и организованы Подмосковный, Тверской, Калужский, Тульский, Рязанский, Бежецкий, Кимрский, Серпуховской, Орехово-Зуевский и Коломенский ОКРО ОГПУ, непосредственно подчиненные центральному аппарату ОГПУ в Москве. Несколько позже, приказом ОГПУ № 69/33 от 17 февраля 1930 г., было организовано ПП ОГПУ по Московской области.
В связи с разделением Сибирского края приказом ОГПУ № 257/122 от 11 августа 1930 г. было сформировано ПП ОГПУ Восточно-Сибирского края (ВСК с центром в Иркутске), а ПП ОГПУ Сибирского края переименовано в ПП ОГПУ Западно-Сибирского края (ЗСК с центром в Новосибирске).
Рост числа ПП ОГПУ по стране происходил и в результате повышения статуса некоторых местных ГПУ. Так, приказом ОГПУ № 436/252 от 11 августа 1931 г. ГПУ Башкирской АССР и ГПУ Татарской АССР были переведены в ранг полпредств ОГПУ.
В 1934 г. произошло разукрупнение ряда краев и областей, были разделены Северо-Кавказский, Нижне-Волжкий края, Уральская и Центрально-Черноземная области. Как следствие издавались приказы ОГПУ СССР об образовании ПП ОГПУ: № 1017 от 23 января — по Азово-Черноморскому (Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказскому (Пятигорск) краям; № 1019 от 23 января — ПП ОГПУ по Свердловской, Челябинской и Обско-Иртышской (Тюмень) областям; № 1023 от 26 января — ПП ОГПУ по Саратовскому и Сталинградскому краям; № 1225 от 10 июля — ПП ОГПУ по Воронежской и Курской областям.
Сведения о дальнейших реорганизациях органов госбезопасности республиканского и областного уровня в период с июля 1934 г. по февраль 1941 г. приведены нами на с.57—79.

ПП ОГПУ НКВД

К концу 1920-х годов уже не существовало типовых штатов полпредства ОГПУ, — штат каждого ПП утверждался приказом ОГПУ СССР. Конечно, принципы построения аппаратов полпредств были примерно одинаковы, но в наборе оперативных подразделений встречались некоторые серьезные различия. В 1928 г. аппараты ПП ОГПУ, как правило, состояли из двух управлений — Секретно-оперативного (СОУ) и Административно-организационного (АОУ) (заместитель полпреда ОГПУ обычно одновременно являлся и начальником СОУ). Однако аппарат ПП ОГПУ Украины был организован иначе: по утвержденному 2 октября 1928 г. штату в нем были четыре управления — СОУ, АОУ, Экономическое (ЭКУ) и Учетно-осведомительное (УОУ). Существовало ЭКУ (подчиненное непосредственно полпреду) и в ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю.
Начальник СОУ (или СОЧ) одновременно являлся и заместителем начальника местного ГПУ (полпредства, губернского отдела и т.д.), а с 1 февраля 1927 г. должности начальников СОЧ местных органов ОГПУ (ОКРО, губернских отделов и т.д.) были переименованы в должности помощников начальника соответствующего ГПУ. Лишь в некоторых ПП ОГПУ сохранились две самостоятельные должности — начальник СОУ и помощник начальника территориального ГПУ.
Обычно в СОУ полпредства ОГПУ входили следующие отделы или отделения: Специальное отделение (шифровальная связь), СО, ОО, КРО, ЭКО, ИНФО, Регистрационно-статистический отдел (РСО). Во многих местных органах ОГПУ отделы ОО и КРО были слиты в один, именовавшийся ОО—КРО.
В ряде ПП в СОУ входили и другие отделы. Так, в ПП ОГПУ Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии был Восточный отдел (ВО), в ПП ОГПУ по Закавказью, кроме того, — объединенный иностранный (разведка) и контрразведывательный отдел (КРО—ИНО), в некоторых ПП существовали объединенные отделы контрразведки и обслуживания военных частей (ОО—КРО). Часто сливались информационный и регистрационный отделы (отделения), получавшие наименование Информационно-регистрационный (ИРО) отдел (отделение). Встречаются и иные варианты устройства и наименований отдела, ведавшего информационно-агентурной и статистической работой: в 1930 г. в СОУ ПП ОГПУ Урала был Информационно-агентурный отдел (ИНФАГО), в полпредствах ОГПУ по Ленинградскому ВО, УССР, Западно-Сибирскому краю — ИНФО—ПК (так, как это было и в центральном аппарате ОГПУ).
Анализ утвержденных 2 октября 1928 г. штатов местных органов показывает, что численность аппаратов полпредств ОГПУ была очень разной. Если не учитывать подчиненные органы и отделы погранохраны и войск ОГПУ, которые шли по отдельному штату, в аппаратах ПП ОГПУ работало: в Ленинграде — 477 человек, в УССР — 429, в БССР — 179, в Нижне-Волжском крае — 98, в Центрально-Черноземной области — 74, в Северо-Кавказском крае — 227, в Средней Азии — 185.
На основании приказа ОГПУ № 475/224 от 30 декабря 1930 г. о передаче ОГПУ функций оперативного руководства органами милиции в ПП ОГПУ с 1 января 1931 г. в полпредствах были образованы Управления милиции и уголовного розыска (УМ и УГРО). В некоторых ПП это подразделение называлось Особая инспекция (или просто инспекция) по милиции и УГРО. В марте 1931 г. руководители УМ и УГРО были назначены одновременно и помощниками полпредов ОГПУ по милиции в соответствующих ПП ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 97/56 от 5 марта 1931 г. оперативный отдел был выведен из состава СОУ ОГПУ. Во всех периферийных органах — ПП, оперативных секторах, областных отделах, ГПУ республик — были организованы оперативные отделения. При этом не следует забывать, что в некоторых полпредствах, например по Московской области, оперативные отделы существовали с момента организации ПП, то есть с февраля 1930 г.
Приказом ОГПУ № 160/96 от 1 апреля 1931 г. экономические аппараты ПП ОГПУ были выведены из подчинения СОУ и непосредственно подчинены полпреду. В полпредствах, где были экономические отделения, они преобразовывались в отделы.
18 августа 1931 г. в ОГПУ СССР было ликвидировано Административно-организационное управление (АОУ). То же произошло и в аппаратах ПП ОГПУ. Приказом ОГПУ № 615/335 от 26 октября 1931 г. были объявлены штаты общих отделов ПП ОГПУ, вводимых вместо АОУ. Общий отдел полпредства, по аналогии с Управлением делами (УД) в центре, состоял из комендатуры и следующих отделов: связи, хозяйственного, инженерно-строительного, тюремного и санитарного. В это же время в аппаратах ПП ОГПУ были организованы самостоятельные, подчиненные полпреду отделы кадров.
Приказом ОГПУ № 285/162 от 3 июня 1931 г. для чекистского наблюдения за районами выселения “кулаков” в составе ГУЛАГа ОГПУ СССР был сформирован отдел по спецпереселениям (ОСП). В течение 1931 г. в соответствии с отдельными приказами ОГПУ в ряде ПП, на территории которых располагались спецкомендатуры и поселки для административно высланных и ссыльных, создавались инспекции по спецпереселенцам или отделы (ОСП).
Приказом ОГПУ № 91/с от 4 февраля 1932 г. в структуре ПП ОГПУ были созданы инспекции при уполномоченных Комитета резервов СТО по соответствующим республикам, краям и областям. Инспекции подчинялись полпредам ОГПУ, одновременно являвшимся уполномоченными Комитета резервов СТО, и находились под непосредственным руководством начальников ЭКО ПП ОГПУ. Штат инспекции резервов (ИР) ПП ОГПУ комплектовался из местных партийно-советских работников, при этом сотрудники ИР не входили в личный состав органов ОГПУ и содержались за счет СТО СССР.
Приказом ОГПУ № 236/с от 17 марта 1932 г. упразднялись с 20 марта 1932 г. СОУ ПП ОГПУ. Следом приказом ОГПУ № 294/с от 4 апреля 1932 г. были ликвидированы с 1 апреля СОЧ в структурах ГПУ республик и областных отделов ОГПУ. Теперь отделы, ранее входившие в СОУ ПП ОГПУ, подчинялись напрямую полпреду, и уже не было таких значительных различий в организационном устройстве полпредств ОГПУ разных регионов, как в 1928 г. Структура ПП стала проще и в какой-то степени была унифицирована. Хотя, конечно же, в ряде ПП ОГПУ оставались подразделения, не встречающиеся в других полпредствах. Это относится прежде всего к иностранному отделению или отделу (разведка за границей), который существовал в ПП ОГПУ Белоруссии, ЛВО, Закавказья, Украины, Дальневосточного края и некоторых других. То же можно сказать и об управлениях пограничной охраны и войск ОГПУ (УПО и войск ОГПУ), существовавших только в приграничных ПП ОГПУ (в остальных были только управления войск ОГПУ). В наиболее крупных ПП ОГПУ, например ЛВО, вместо общего отдела функционировали управления делами (УД), по примеру центрального аппарата ОГПУ.
Итак, типовая структура и функции оперативных отделов ПП ОГПУ 1933—1934 гг. были следующими:
В некоторых ПП ОГПУ были также:
Типовая структура НКВД республик и УНКВД краев и областей была объявлена приказом НКВД № 0044 от 21 августа 1934 г. и была такова: Управление государственной безопасности (УГБ), подразделяемое на отделы (или отделения) СПО, ЭКО, ОО и т.д. по “линиям” работы, Инспекция войск внутренней охраны (там, где они были предусмотрены), Управление милиции, Инспекция резервов, Инспекция противопожарной охраны, Отдел актов гражданского состояния, Отдел связи, Финансовое отделение, Секретариат, Хозяйственный отдел. В некоторых УНКВД также предусматривались отделы (отделения) трудовых поселений.
В полном соответствии с реорганизациями (28 ноября 1936 г. и последующими) отделов центрального аппарата НКВД была перестроена и структура местных НКВД—УНКВД. Типовой штат Наркомата или Управления НКВД республики, края и области на конец 1937 г. включал:
Перестройка местных органов НКВД в соответствии с объявленной 9 июня 1938 г. (приказ № 00362) структурой центрального аппарата не была проведена до конца. Исключение составили несколько крупных НКВД—УНКВД, где новую структуру утвердили приказами НКВД СССР. Так, согласно приказу № 00542 от 20 августа 1938 г., были утверждены новые штаты УНКВД Ленинградской области. Теперь УНКВД состоял из 1-го управления (отделы: 1-й — охрана руководителей, 2-й — оперативный, 3-й — контрразведывательный, 4-й — секретно-политический, 6-й — “обслуживание” военизированных организаций, 7-й — “обслуживание” оборонной промышленности, 8-й — “обслуживание” промышленности и 9-й — “обслуживание” сельского хозяйства); 3-го управления (в нем только один отдел: 3-й — чекистская работа на воздушном транспорте и шоссейных дорогах). Кроме того, в УНКВД входили самостоятельные подразделения: 1-й спецотдел — учетно-архивный, 2-й спецотдел — оперативной техники, 3-й спецотдел — шифровальный, а также музей УНКВД, тюрьма УНКВД, отдел кадров, аппарат особоуполномоченного, инспекторская группа при начальнике УНКВД, финансовый отдел, административно-хозяйственное управление, особое конструкторское бюро (использовало труд заключенных специалистов). Всего по этому штатному расписанию (включая районные и городские отделы области) в УНКВД Ленинградской области числилось 2287 человек. Отсутствие 2-го управления (особых отделов) объясняется тем, что в это время создавался подчиненный непосредственно Москве Особый отдел Ленинградского военного округа. Не было в составе УНКВД и аппарата для “чекистского обслуживания” железнодорожного транспорта, так как существовали самостоятельные дорожно-транспортные отделы (ДТО) ГУГБ НКВД железных дорог. Штат отдела водного транспорта УНКВД Ленинградской области был объявлен отдельным приказом.
До 1939 г. в большинстве НКВД—УНКВД сохранялись 11е отделы (водного транспорта). Приказом НКВД № 00422 от 22 апреля 1939 г. было объявлено их преобразование с 1 апреля 1939 г. в водные отделы (отделения) НКВД—УНКВД. Теперь они подчинялись 2-му отделу Главного транспортного управления НКВД СССР.
В соответствии с изменением 29 сентября 1938 г. структуры центрального аппарата НКВД была введена новая структура местных НКВД—УНКВД, включавшая управления госбезопасности (УГБ), в которые входили отделы: 2-й (секретно-политический), 3-й (контрразведывательный), 6-й (обслуживание военизированных организаций; был повсеместно упразднен в декабре 1938 г.), 7-й (шифровальный; в большинстве УНКВД — 7е отделение). В некоторых УГБ НКВД—УНКВД были созданы отделы: 1-й (охрана руководителей; существовал там, где среди руководителей были члены или кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б), например в Ленинграде и на Украине) и 5-й (иностранный). Помимо этого в составе НКВД—УНКВД были экономические управления (ЭКУ) или отделы, которые, в свою очередь, состояли из отделов или отделений; водно-транспортный отдел; следственная часть; 1-й спецотдел (учетно-архивный); 2-й спец-отдел (оперативной техники) и 3-й спецотдел (оперативный). Как правило, экономические управления НКВД—УНКВД состояли из двух отделов (в некоторых областях из трех), чьи функции, согласно приказу НКВД № 00605 от 28 мая 1939 г., были следующими: 1-й отдел ЭКУ — “обслуживание” легкой, пищевой, тяжелой, лесной и местной промышленности; 2-й отдел ЭКУ — “обслуживание” оборонной промышленности.

Районные и городские органы госбезопасности

В июле 1930 г. XVI съезд ВКП(б) одобрил решение об упразднении округов. В резолюции съезда говорилось “об укреплении района как основного звена социалистического строительства в деревне, что должно привести к решительному приближению партийно-советского аппарата к селу, к колхозам, к массам” (ВКП(б) в резолюциях... Изд.5. Т.2. М., 1936. С.405).
Ликвидация округов — промежуточного административного звена между республикой, областью, краем и районами — естественным образом означала и реорганизацию системы местных органов ОГПУ. Было принято решение на территории двух-трех ликвидируемых округов создавать оперативный сектор ОГПУ для руководства районными аппаратами органов госбезопасности. Делалось это потому, что некоторые края и области насчитывали более сотни районов, зачастую находившихся на достаточно удаленном от центра расстоянии. К 1 октября 1930 г. подавляющее большинство окружных отделов ОГПУ были ликвидированы (они сохранялись только в нескольких не затронутых реформой административных округах, например в Мурманском), а вместо них введены новые штаты оперативных секторов ОГПУ и аппаратов ОГПУ районного уровня. О масштабах перестройки местных органов госбезопасности мы можем судить по данным докладной записки, где описывались построение и численность ОГПУ до и после реорганизации (ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.9. Д.183).

До 30 октября 1930 г.

Территориальные органы

 

20 ПП ОГПУ, 3 ГПУ АССР, подчиненные Центру

3287 чел.

190 окружных отделов ОГПУ

4273 чел.

2059 районных аппаратов ОГПУ

2372 чел.

31 ГПУ автономных областей и АССР, подчиненные ПП ОГПУ

1042 чел.

9 окружных отделов национальных округов

83 чел.

1200 военных округов и флотов

360 чел.

90 полевых ОО (корпусов, дивизий и т.п.)

992 чел.

Транспортные органы на периферии (ДТО, водные ТО и т.п.)

5067 чел.

Центральный аппарат ОГПУ

 

ОГПУ центра

1927 чел.

Внутренняя тюрьма

97 чел.

Бутырская тюрьма

270 чел.

Политизоляторы

173 чел.

Школа внутренней охраны (ВНО) ОГПУ

200 чел.

Транспортная школа ОГПУ

612 чел.

Центральная школа ОГПУ

1425 чел.

   

ИТОГО по штату в органах ОГПУ

22 180 чел.

К 1 октября 1930 г. сформировано

106 Оперативных секторов ОГПУ

3283 чел.

93 ГО ОГПУ

624 чел.

15 РО—ГО (РГО) ОГПУ

98 чел.

267 Районных отделений (РО) ОГПУ

1219 чел.

2518 аппаратов районных уполномоченных (РУП) ОГПУ

4774 чел.

Общая штатная численность органов ОГПУ после проведенной реорганизации составила 25 288 человек с учетом оставшихся без изменений штатов Центрального аппарата, ПП, транспортных органов и особых отделов.

Реорганизация затронула только низовое звено органов госбезопасности. В отличие от прежнего устройства, теперь во всех административных районах создавались аппараты районных уполномоченных ГПУ (сокращенно — РУП ГПУ), в городах с самостоятельным городским Советом — городские отделения ГПУ (ГО ГПУ). Для “оперативного охвата” территории создавались оперативные секторы ГПУ. Исключение составила Ивановская область, где оперативные секторы не организовывались. Были введены три штатные категории для районных аппаратов ГПУ. В зависимости от размеров и значимости района штат РУП ГПУ составлял от 1 до 3 человек. В ГО ГПУ по штату планировалось от 3—5 до 7 человек, а в крупных городах и больше. Оперативные секторы в среднем имели в штате 33 человека, хотя и они подразделялись на крупные (когда в их структуре были предусмотрены отделения СО, ЭКО и ИНФО) и небольшие (когда вместо указанных отделений были лишь уполномоченные по соответствующим линиям работы). Штаты окружных и областных отделов ГПУ национальных округов и областей, не затронутых реформой 1930 г., не пересматривались.
К 1 октября 1930 г. планировалось создать 2982 районных аппарата ГПУ с общим штатом 5665 человек, 204 городских отделения ГПУ с общим штатом 1022 человека и (ориентировочно) 75 оперативных секторов ГПУ с общим штатом 2488 человек (Там же). В результате общий штат органов ОГПУ СССР должен был вырасти примерно на 3 тысячи человек.
В действительности к 1 октября 1930 г. было расформировано 190 окружных отделов ОГПУ и 60 полевых ОО ОГПУ. Последние были объединены с аппаратами вновь созданных оперативных секторов ОГПУ1.
На 1931 г. в 30% районов был всего один районный уполномоченный, в 50% — два и в 20% — три.
Приказ ОГПУ № 159/95 от 1 апреля 1931 г. “Об укреплении райаппаратов ОГПУ” предписывал все аппараты со штатом в три человека переименовать в районные или городские отделения ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 205/125 от 23 апреля 1931 г. все районные и городские аппараты ОГПУ, расположенные в одном населенном пункте, были слиты в единые районно-городские отделения (РГО) ОГПУ. Это объяснялось тем, что к 1 октября 1930 г. в крупных городах были созданы ГО ОГПУ, хотя еще не было ясности, где при новом районировании будут районные центры. Для “обслуживания” района, само собой разумеется, также создавался аппарат ОГПУ. В список городов, в которых происходило слияние, включены были Псков, Новгород, Коломна, Калуга, Серпухов, Рязань, Ставрополь и др. Теперь по типовому штатному расписанию в этих населенных пунктах РГО ОГПУ должны были состоять из 6—9 человек, а в некоторых и больше (в Ярославле — 12, в Рязани — 14). Не надо забывать, что в этих городах, кроме того, располагался и аппарат оперативного сектора ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 190/115 от 14 апреля 1931 г. все городские и районные аппараты ОГПУ, расположенные в приграничной полосе, были переданы в подчинение и слиты с аппаратом находившихся в тех же населенных пунктах пограничных отрядов и комендатур. Теперь начальники пограничных отрядов и комендатур одновременно являлись руководителями органов ОГПУ на своей территории. В населенных пунктах, где дислоцировалось руководство пограничного отряда, никаких иных территориальных аппаратов (районных или городских отделов ГПУ) более не существовало, а начальник отряда был наделен правами начальника оперативного сектора ОГПУ. Эта практика была не нова: еще с середины 1920-х годов было принято совмещать должности начальников пограничных отрядов ОГПУ с должностями руководителей приграничных территориальных ГПУ — окружных отделов, а затем оперативных секторов.
Наконец, 16 октября 1931 г. приказом ОГПУ № 591/322 были упразднены все районные и городские отделения (отделы) ГПУ в населенных пунктах, где находился оперативный сектор ОГПУ.
Существенное расширение прав местных органов госбезопасности произошло в 1932 г. приказом ОГПУ № 471/с от 22 мая 1932 г. ряд районных и городских отделений ОГПУ был преобразован в отделы. Теперь им разрешалось вести следственные дела и “углубленные агентурно-оперативные разработки”, при этом предписывалась необходимость координации действий с ПП ОГПУ на стадии завершения дел. Для аппаратов районных уполномоченных ОГПУ запрет на ведение следствия оставался в силе.
Четкая система организации органов госбезопасности в районах и городах была изложена в приказе ОГПУ № 00393 от 16 декабря 1933 г. Городское отделение (отдел) (ГО ОГПУ) создавалось в городе, выделенном в соответствии со ст.2 Постановления Президиума ЦИК от 9 августа 1930 г. в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением городского Совета непосредственно ЦИК республики или краевому (областному) исполкому. Районно-городское отделение (отдел) (РГО ОГПУ) создавалось в городе, выделенном в самостоятельную административно-хозяйственную единицу в соответствии со ст.2 того же Постановления Президиума ЦИК, когда город являлся одновременно и центром прилегающего к нему самостоятельного района. Районное отделение (отдел) (РО ОГПУ) или аппарат районного уполномоченного (РУП ОГПУ) создавались в центрах самостоятельных административных районов. Поселковый аппарат ОГПУ (поселковое отделение, аппарат поселкового уполномоченного) создавался в рабочем поселке, выделенном в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением ЦИК республики или краевому (областному) исполкому.
По такому же принципу были организованы аппараты местных органов госбезопасности при образовании в июле 1934 г. НКВД СССР. Приказом НКВД № 001 от 13 июля 1934 г. (с поправкой в приказе НКВД № 0028 от 15 августа 1934 г.) были созданы: городские отделения НКВД в населенных пунктах, имеющих горсоветы, подчиненные непосредственно ЦИК республик или краевым и областным исполкомам; районные отделения НКВД в центрах самостоятельных районов; городские отделы или районные отделы НКВД в отдельных районах и городах, имеющих особое значение (по списку, утвержденному в НКВД СССР). Эта система районных и городских органов госбезопасности сохранилась и в 1940—1950-е годы. Только со временем все большая часть городских и районных отделений НКВД переводилась в категорию отделов, то есть повышался их статус и расширялся штат. В нашем справочнике мы не делаем различий между районными (городскими) отделениями и отделами, обозначая их сокращенно: районный (городской) отд. НКВД.
Оперативные секторы ОГПУ были, по сути, внетерриториальными образованиями. Они не имели какого-либо аналога с принятой в то время системой административно-территориального деления и являлись специфическим, присущим только госбезопасности промежуточным звеном в системе управления. При возникновении в составах республик и краев новых областей или округов оперативные секторы немедленно преобразовывались в областные или окружные отделы ОГПУ. Так, с организацией областей на Украине и в Казахстане приказом ОГПУ № 140/с от 14 февраля 1932 г. оперативные секторы в указанных ПП ОГПУ были расформированы и, в полном соответствии с новым административно-территориальным делением, созданы областные отделы ГПУ. Точно так же в Дальневосточном крае приказом ОГПУ 9 мая 1933 г. оперативные секторы и ряд окружных отделов ОГПУ были преобразованы в областные отделы ОГПУ.
Оперативные секторы ОГПУ (а с июля 1934 г. — оперативные секторы НКВД) просуществовали в большинстве регионов до 1935 г., а в отдельных удаленных от областных и республиканских центров городах функционировали и позже (например, Алданский оперативный сектор существовал и в 1937 г.). Уже в 1934 г. началась постепенная их ликвидация. Это напрямую было связано с происходившим тогда же разукрупнением областей и краев. Вместо оперативных секторов ОГПУ в пунктах их бывшей дислокации организовывались РГО и РО ОГПУ. Решения принимались для каждой области или края отдельным приказом. Так, приказами ОГПУ—НКВД № 1182 от 5 июня 1934 г. были расформированы оперативные секторы в ПП ОГПУ Западной области, № 00261 от 13 июля 1935 г. — в УНКВД Ленинградской области, № 00262 от 14 июля 1935 г. — в Азово-Черноморском крае и т.д.
Приказом НКВД № 0044 от 21 августа 1934 г. были установлены структура и принципы подчинения местных органов НКВД. Районное отделение (отдел), согласно этому приказу, состояло из: аппарата УГБ (формировался штатами бывшего районного отделения ОГПУ или аппарата районного уполномоченного и выполнял те же задачи), отделения милиции, аппарата инспекции резервов (где таковой предусмотрен), инспектора противопожарной охраны, инструктора актов гражданского состояния (АГС), аппарата связи и секретариата. Начальник РО НКВД непосредственно руководил работой УГБ РО НКВД, в штат которого входили уполномоченные и помощники уполномоченных. По этому же принципу были организованы и городские отделения (отделы) НКВД (с той лишь разницей, что их штат был большим), и УГБ городского отдела уже могло подразделяться на отделения — СПО, ЭКО и т.д. по “линиям” работы. Подчинялись органы НКВД районного и городского звена напрямую по территориальности НКВД республик или УНКВД краев и областей.
Такое построения аппаратов РО и ГО НКВД в основном сохранилось вплоть до 1941 г. (до образования НКГБ и его органов на местах). Постепенно происходило разрастание штатов и укрепление местных органов, и многие городские и районные отделения переводились в разряд отделов. В каждом подобном случае это закреплялось приказом по НКВД СССР. Штаты районных и городских отделов НКВД всегда объявлялись вместе с вновь утверждаемыми штатами тех НКВД республик и УНКВД краев и областей, куда они входили согласно административно-территориальному делению.

ОРГАНЫ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

7 августа 1918 г. СНК РСФСР постановил организовать при ВЧК железнодорожный отдел для “регулирования борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на всей сети железных дорог”. При всех местных ЧК создавались железнодорожные отделы, на крупных станциях — отделения, на небольших — вводились должности комиссаров ЧК. 11 мая 1919 г. в связи с реорганизацией округов путей сообщения и созданием вместо них дорожных управлений НКПС железнодорожные отделы были выведены из подчинения местных органов ВЧК и преобразованы в транспортные чрезвычайные комиссии (ТЧК), которые управляли всеми отделениями ЧК на станциях в границах соответствующего управления железной дороги НКПС (эта территория никак не соответствовала административному делению и могла иметь протяженность по нескольким губерниям). Создавались также транспортные ЧК, обслуживавшие территорию сразу двух и более железных дорог или водных бассейнов, — районные транспортные ЧК (РТЧК), а при крупных депо — участковые транспортные комиссии (УТЧК). Периферийные транспортные органы госбезопасности (РТЧК железной дороги или водной системы) напрямую подчинялись Транспортному отделу (ТО) ВЧК в Москве, положение о котором было утверждено 10 мая 1919 г. Дзержинским.
В 1921 г. произошло укрупнение периферийных транспортных ЧК. Приказом ВЧК № 26 от 31 января 1921 г. “в целях более планомерной борьбы с контрреволюцией, саботажем, преступлениями по должности” в центрах округов путей сообщения были организованы окружные транспортные ЧК (ОКТЧК): Петроградская, Смоленская, Южная, Сибирская, Туркестанская и Кавказская, а также Областная водная ТЧК рек Волжского бассейна. РТЧК в этих округах упразднили, а на каждой дороге создали дорожно-транспортные ЧК (ДТЧК), подчиненные ОКТЧК. ОКТЧК были приравнены в правах к губернским ЧК (а их начальники непременно входили в состав коллегии губернской ЧК, при этом начальник губернской ЧК являлся членом коллегии ОКТЧК). Начальники ДТЧК в тех городах, где не было ОКТЧК, включались в состав коллегии губернской ЧК. ДТЧК, согласно приказу, сохраняли за собой судебные функции, имевшиеся ранее у РТЧК. Таким же образом приказом ВЧК № 151 от 23 мая 1921 г. РТЧК центра была преобразована в Окружную транспортную ЧК Московского округа, куда вошли ДТЧК Московско-Казанской, Александровской, Северной и Московско-Балтийской железных дорог.
В соответствии с приказом ГПУ № 10 от 13 марта 1922 г., утвердившим Положение о транспортных органах ГПУ, периферийные органы ТО ГПУ—ОГПУ на железнодорожном транспорте состояли из окружных транспортных отделов (ОКТО), дорожно-транспортных отделов (ДТО) и линейных транспортных отделов (на крупных железнодорожных узлах), состоявших из отделений (в крупных депо) и оперативных пунктов (на станциях). На водном транспорте существовали областные и районные транспортные отделы ГПУ и их оперативные пункты на пристанях.
В 1923—1924 гг. происходило разукрупнение ОКТО ГПУ. Например, 15 декабря 1923 г. Московский окружной транспортный отдел ОГПУ был расформирован и вместо него организованы ДТО ОГПУ четырех входивших в его состав железных дорог, 6 ноября 1924 г. были упразднены Южный окружной транспортный отдел (ЮЖОКТО) и Дальневосточный ОКТО ОГПУ, а входившие в их состав ДТО ОГПУ железных дорог были подчинены непосредственно ТО ОГПУ.
И в 1920-е, и в 1930-е годы постоянно реорганизовывалось управление низовыми звеньями ТО ОГПУ. То несколько ДТО ОГПУ железных дорог объединялись и один аппарат ДТО обслуживал сразу несколько дорог, то, напротив, происходило дробление объединенных ДТО ОГПУ. Так, 5 апреля 1929 г. из четырех ДТО ОГПУ — Московско-Казанской, Северной, Московско-Белорусско-Балтийской и Курской железных дорог — были образованы два органа: ДТО ОГПУ Московско-Казанской и Северной железных дорог и ДТО ОГПУ Московско-Курской и Московско-Белорусско-Балтийской. Однако уже 8 апреля 1931 г. последнее ДТО ОГПУ вновь было разделено на два самостоятельных: Московско-Курской железной дороги и Московско-Белорусско-Балтийской.
Реорганизация (ликвидация или появление новых) ДТО ОГПУ и водных отделов (ВТО), всегда существовавших в привязке к конкретным управлениям железных дорог или пароходствам, происходила, кроме того, и тогда, когда менялась структура управления транспортом.
После образования 10 июля 1934 г. НКВД СССР низовые звенья транспортных органов госбезопасности (дорожные, водные и морские транспортные отделы) не претерпели изменений, но именоваться стали иначе — ДТО, ВТО или МОРТО ГУГБ НКВД СССР, что четко указывало на их прямую подчиненность центральному аппарату НКВД.
Заметное сокращение числа самостоятельных, непосредственно подчиненных центру транспортных отделов НКВД железных дорог, морских и речных бассейнов произошло 26 февраля 1935 г. Приказом НКВД № 0087 дорожно-транспортные отделы (ДТО), водно-транспортные отделы (ВТО) и морские транспортные отделы (МОРТО) ГУГБ, дислоцировавшиеся там, где находились НКВД республик и УНКВД краев и областей, были реорганизованы в транспортные отделы (ТО) соответствующих территориальных НКВД—УНКВД (в декабре 1936 г., после введения нумерации, они получили наименование 6-х отделов УГБ НКВД—УНКВД). В качестве самостоятельных транспортных органов на местах, подчиненных ГУГБ НКВД СССР, сохранились дорожно-транспортные отделы железных дорог Московского узла, Западных железных дорог и ВТО Московско-Окского пароходства. Сохранились также МОРТО Черноморского бассейна и ДТО Юго-Западных железных дорог, хотя теперь они подчинялись Транспортному отделу УГБ НКВД УССР. Большинством же местных транспортных органов НКВД СССР руководил через местные НКВД—УНКВД. Как объяснялось в приказе № 0087, цель реорганизации состояла в “усилении повседневного оперативного руководства” транспортными органами госбезопасности и в “повышении качества оперативной работы, при сохранении целостности обслуживаемых объектов (дорог—бассейнов)”.
Приказом НКВД № 00158 от 26 апреля 1935 г. во всех НКВД—УНКВД республик, краев, областей и оперативных секторов организовывались транспортные отделы (или отделения), в состав которых передавались аппараты ликвидируемых самостоятельных транспортных органов НКВД2. Исключение составили ДТО Московского узла железных дорог и ВТО Московско-Окского пароходства.
После того как февральско-мартовский (1937) Пленум ЦК ВКП(б) 3 марта принял резолюцию, предписывавшую: “...реорганизовать 6-й отдел Главного Управления Государственной Безопасности НКВД СССР (отдел транспорта и связи), выделив для обслуживания железнодорожного транспорта специальный отдел. Возложить на этот отдел борьбу со всеми видами контрреволюции на транспорте, в первую очередь, с вредительской, диверсионной и шпионской деятельностью врагов Советской власти. Освободить Транспортный отдел ГУГБ от функций охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте, несения дежурств на вокзалах, борьбы с хищением социалистической собственности, хулиганством и детской беспризорностью” [Впервые опубликовано: Вопросы истории. 1995. № 2. С.25.], Ежов направил Сталину, Молотову и Ворошилову проекты положения о транспортных органах НКВД и постановления об их организации. Предусматривалось создание железнодорожной милиции и 11-го отдела ГУГБ по обслуживанию водного транспорта (ЦА ФСБ. Ф.3. Оп.4. Д.95. Л.275—277).
Приказом НКВД № 00408 от 14 июля 1937 г. в структуре НКВД—УНКВД были образованы отделы водного транспорта — 11е отделы УГБ. Этим же днем датируется приказ НКВД № 00409 о реорганизации 6го отдела ГУГБ и создании ДТО ГУГБ НКВД на всех железных дорогах. 6е отделы УГБ в НКВД—УНКВД республик, краев и областей были расформированы. В течение августа 1937 г. были утверждены штаты создаваемых вновь ДТО железных дорог, с непосредственным их подчинением 6-му отделу ГУГБ НКВД СССР, минуя местные органы.
По объявленной циркуляром НКВД СССР (№ 53сс от 25 апреля 1939 г.) дислокации органов НКВД на 1 мая 1938 г. существовали следующие ДТО ГУГБ НКВД на железных дорогах:

Амурская ж.д.

г.Свободный

Ашхабадская ж.д.

г.Ашхабад

Белорусская ж.д.

г.Гомель

ж.д. им.Ворошилова

г.Ростов-на-Дону

Восточно-Сибирская ж.д.

г.Иркутск

Горьковская ж.д.

г.Горький (ныне Нижний Новгород)

ж.д. им.Дзержинского

г.Москва (включало ОДТО Тулы и Орла)

Дальневосточная ж.д.

г.Хабаровск

Закавказская ж.д.

г.Тбилиси

Западная ж.д.

г.Смоленск

ж.д. им.Кагановича

г.Свердловск (ныне Екатеринбург)

Казанская ж.д.

г.Казань

Калининская ж.д.

г.Ржев

Кировская ж.д.

г.Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

Красноярская ж.д.

г.Красноярск

Куйбышевская ж.д.

г.Куйбышев (ныне Самара)

Ленинская ж.д.

г.Москва (включало ОДТО Ряза- ни и Тамбова)

Метрополитен им.Кагановича

г.Москва

ж.д. им.Молотова

г.Чита

Московско-Донбасская ж.д.

г.Воронеж

Московско-Киевская ж.д.

г.Калуга

Московская Окружная ж.д.

г.Москва

Одесская ж.д.

г.Одесса

Октябрьская ж.д.

г.Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

Омская ж.д.

г.Омск

ж.д. им.Орджоникидзе

г.Орджоникидзе (ныне Ставрополь)

Оренбургская ж.д.

г.Чкалов (ныне Оренбург)

Рязано-Уральская ж.д.

г.Саратов

Северная ж.д.

г.Вологда

Северо-Донецкая ж.д.

г.Артемовск

Сталинградская ж.д.

г.Сталинград (ныне Волгоград)

Сталинская ж.д.

г.Днепропетровск

Ташкентская ж.д.

г.Ташкент

Томская ж.д.

г.Новосибирск

Туркестано-Сибирская ж.д.

г.Алма-Ата

Юго-Восточная ж.д.

г.Воронеж

Юго-Западная ж.д.

г.Киев

Южная ж.д.

г.Харьков

Южно-Донецкая ж.д.

ст.Ясиноватая

Южно-Уральская ж.д.

г.Челябинск

Ярославская ж.д.

г.Ярославль

   
В дальнейшем число ДТО НКВД росло. Так, приказом НКВД № 001432 от 25 ноября 1939 г. были организованы ДТО НКВД Белостокской, Брест-Литовской, Ковельской и Львовской железных дорог. Суммарный штат этих ДТО составил 455 человек.
Аппарат ДТО размещался в том же городе, где находилось управление дороги. На местах — в отделениях, на станциях и депо — создавались подразделения, подчиненные непосредственно данному ДТО (подразделения эти могли находиться и на станциях, относящихся к другой области, краю или республике), на крупных станциях и железнодорожных узлах — отделения ДТО (ОДТО), на остальных — оперативные пункты или группы ДТО ГУГБ НКВД.
Существенная реорганизация органов госбезопасности на водном транспорте произошла 28 декабря 1940 г., когда приказом НКВД № 001615 были созданы водные отделы НКВД по обслуживанию морских и речных пароходств, непосредственно подчинявшиеся Главному транспортному управлению НКВД СССР. Водные отделы большинства местных НКВД—УНКВД были упразднены. Сохранились они лишь в девятнадцати НКВД—УНКВД по особому списку.

Органы госбезопасности в Вооруженных силах
(особые отделы)

Одной из важнейших функций ЧК, по замыслу Дзержинского, должна была стать “борьба с контрреволюционными элементами в армии”. Президиум ВЧК 9 апреля 1918 г. возложил эти задачи на одно из отделений Отдела по борьбе с контрреволюцией центрального аппарата ВЧК. С началом гражданской войны в Красной Армии были созданы фронтовые чрезвычайные комиссии. В то же время существовала военная контрразведка — Военный контроль в системе Наркомата по военным и морским делам. Решением ЦК РКП(б) от 19 декабря 1918 г. эти органы были слиты и образован Особый отдел (ОО) ВЧК — как единый орган военной контрразведки, призванный бороться со “шпионажем, изменой Родине и другими контрреволюционными преступлениями в частях и учреждениях Красной Армии” (первоначально он назывался Военным отделом). 6 февраля 1919 г. Президиум ВЦИК утвердил Положение об Особом отделе ВЧК и его местных органах, согласно которому (помимо ОО ВЧК в центре) создавались ОО фронта, ОО армии, особые отделения в дивизиях и в аппаратах губернских ЧК. По окончании гражданской войны ОО были созданы и в территориальных органах ВЧК—ГПУ. Постепенно они вобрали в себя самостоятельные ОО фронтов и военных округов.
Приказом ВЧК № 145 от 20 мая 1921 г. были созданы ОО в секретно-оперативных частях (СОЧ) губернских ЧК в приграничных губерниях, а кроме того в СОЧ Казанской, Самарской, Екатеринбургской и Орловской губернских ЧК, а в остальных губерниях — особые отделения. В приказе подчеркивалось, что особые отделы и отделения СОЧ губернских ЧК “находятся в оперативном и директивном подчинении” соответствующих ОО военных округов.
Приказом ГПУ № 77 от 17 мая 1922 г. самостоятельные ОО военных округов ликвидировались, предписывалось слить их с аппаратами соответствующих ПП ГПУ. Так, ОО Петроградского, Западного, Юго-Западного, Северо-Кавказского военных округов и ОО Туркестанского фронта были слиты с соответствующими ПП ГПУ (правда, вскоре приказом ГПУ № 148 от 24 июля 1922 г. было, в качестве исключения, признано необходимым сохранить самостоятельным ОО Туркестанского фронта). Теперь полпред ГПУ или начальник губерн-ского отдела ГПУ, как правило, являлся по совместительству и начальником ОО военного округа, штаб которого дислоцировался в том же населенном пункте. Этот порядок постепенно был распространен и на низовые звенья особых отделов. Приказом ОГПУ № 78/32 от 10 марта 1925 г. ОО стрелковых корпусов, расположенные в одном городе с подчиненными им ОО стрелковых дивизий, были слиты в один аппарат. В свою очередь, ОО дивизий были слиты с ОО соответствующих губернских отделов ГПУ. Так, приказом ОГПУ № 160/77 от 27 июня 1925 г. на территории расположения частей МВО были объединены: ОО 17-й дивизии с ОО Нижегородского губернского отдела ГПУ, ОО 81-й дивизии с ОО Калужского губернского отдела ГПУ, ОО 18-й дивизии с ОО Ярославского губернского отдела ГПУ, ОО 48-й дивизии с ОО Тверского губернского отдела ГПУ и ОО 84-й дивизии с ОО Тульского губернского отдела ГПУ. Начальниками этих ОО стали по совместительству начальники соответствующих губернских отделов ГПУ. То же происходило и на уровне округов, где начальник окружного отдела ГПУ одновременно стал начальником ОО дислоцированных тут же дивизии или корпуса.
Особый отдел Балтийского флота с 1 марта 1924 г. был реорганизован в морское отделение ОО ПП ОГПУ по ЛВО (приказ ОГПУ № 115/40 от 19 февраля 1924 г.), то есть вошел в аппарат особого отдела полпредства. Сохранил независимость ОО Черноморского флота. Он был лишь переименован (приказом ОГПУ № 164/59 от 9 августа 1926 г.) в ОО ОГПУ Морских сил и береговой обороны Черноморского и Азовского морей (ОО ОГПУ БОЧАМ).
Приказом ОГПУ № 2/1 от 2 января 1931 г. все ОО корпусов и дивизий, дислоцированные в краевых и областных центрах, были слиты с аппаратом ОО ПП ОГПУ. Так же были объединены все ОО оперативных секторов ОГПУ и ОО дивизий и корпусов, находившихся в том же населенном пункте. В этом случае они стали именоваться как ОО оперативного сектора ОГПУ и соответствующей дивизии (корпуса). В населенных пунктах, где располагался ОО дивизии (корпуса), но не было оперативного сектора ОГПУ, объединение с аппаратом городского или районного ГПУ не производилось, но начальником ГО (РО) ОГПУ и ОО соответствующей дивизии (корпуса) становился один человек.
При образовании НКВД принципы построения особых органов госбезопасности (военной контрразведки) не изменились. Так, приказом НКВД № 00216 от 10 июня 1935 г. в связи с преобразованием Украинского ВО в Киевский и Харьковский военные округа были сформированы единые аппараты: ОО ГУГБ НКВД по Харьковскому ВО — ОО УГБ УНКВД Харьковской области и ОО ГУГБ НКВД по Киевскому ВО — ОО УГБ НКВД УССР. Руководителем ОО новых военных округов назначался по совместительству начальник местного НКВД, где располагался штаб округа. Хотя бывали и исключения: начальником ОО ГУГБ НКВД Уральского ВО был назначен помощник начальника УНКВД Свердловской области В.П.Горбак.
Вновь самостоятельные особые отделы военных округов были сформированы при реорганизации структуры органов НКВД, объявленной приказом НКВД № 00362 от 9 июня 1938 г. В приказе говорилось об организации ОО военных округов и флотов. При этом 5е отделы (ОО) УГБ территориальных органов НКВД были упразднены. Таким образом, периферийные органы военной контрразведки стали напрямую подчиняться (минуя местные НКВД—УНКВД) Управлению особых отделов НКВД, а с сентября 1938 г. — 4му отделу ГУГБ НКВД СССР. В августе 1938 г. приказами НКВД СССР были утверждены штаты вновь образуемых ОО военных округов, существовавших на тот момент в системе Наркомата обороны СССР. В дальнейшем с образованием новых военных округов образовывались и “обслуживавшие” их ОО.
Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 февраля 1941 г. органы военной контрразведки (ОО) были переданы в Наркомат обороны и Наркомат военно-морского флота. В их структуре были созданы управления военной контрразведки (3и управления): 3е управление НКО и 3е управление НКВМФ. О ликвидации ОО ГУГБ было объявлено совместным приказом НКВД и НКГБ СССР № 00151/003 от 12 февраля 1941 г.