РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ВЕРУЮЩИХ

        Пришедшие к власти в 1917 году большевики объявили религию «опиумом для народа». Гонения на церковь на долгие годы стали составной частью внутренней политики страны Советов. Уже в январе 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства», а последовавшие за ним инструкции лишили все религиозные организации юридических прав и объявили их имущество народным достоянием.
        Эти акты положили начало массовому разграблению и разрушению храмов, репрессиям против священнослужителей и преследованию верующих за религиозные убеждения. А призыв Бухарина «Взять религию на штыки», с энтузиазмом подхваченный воинствующими безбожниками, окончательно развязал руки органам ОГПУ-НКВД-МГБ. Взяв на вооружение постулат Маркса, гласящий, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм», воинствующие атеисты принялись приближать свое «светлое будущее».
        По данным репрессивных органов, в 1923-1924 гг. было арестовано 2469 священнослужителей, а в 1931-1932 гг. их число достигло уже 19 812. Борцы за чистоту идеологии не делали различий: пострадали все — православные и католики, лютеране и протестанты, баптисты и меннониты, последователи ислама и буддисты.
        Трагедия Православной и Католической Церквей в России началась еще в годы гражданской войны. И белые, и красные брали священнослужителей в заложники, обвиняя в шпионаже. Десятки иерархов были тогда расстреляны без суда и следствия. С установлением советской власти бессудные расстрелы прекратились, — в борьбе с религией государство создавало видимость законности. В групповых следственных делах священнослужителей есть все атрибуты юриспруденции — постановления и ордера на арест, показания свидетелей и обвиняемых, описания вещественных доказательств, обвинительные заключения и приговоры, медицинские справки и акты о расстрелах и т.п. Другой вопрос, как велось следствие, как получались и интерпретировались свидетельские показания. Шантаж и угрозы, а позднее и физическое воздействие были нормальными методами следствия.
        Так или иначе, но ОГПУ-НКВД в период 1922-1937 годов удалось провести массу групповых процессов как над православным, так и над католическим духовенством и верующими. Аресты духовенства в период 1937-1938 годов заканчивались, в основном, расстрелами.

        Работа сотрудников «Мемориала» в архивах ФСБ и ГАРФа, а также изданные во многих регионах расстрельные списки позволили создать базу данных репрессированного духовенства как православного, так и католического.

        Отметим, что из православного духовенства в приводимые списки включены только священнослужители, арестованные и осужденные по делам Истинно-Православной Церкви, с начала 20-х годов отказывающиеся сотрудничать с советской власти, а с начала 1928 года перешедшие в активное противостояние режиму большевиков. В представленных справках по православному и католическому духовенству даются только имена расстрелянных или погибших в тюрьмах, лагерях и ссылках.

И.Осипова