РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ВЕРУЮЩИХ
Пришедшие к
власти в 1917 году большевики объявили религию «опиумом для народа». Гонения
на церковь на долгие годы стали составной частью внутренней политики страны
Советов. Уже в январе 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви
от государства», а последовавшие за ним инструкции лишили все религиозные
организации юридических прав и объявили их имущество народным достоянием.
Эти акты положили
начало массовому разграблению и разрушению храмов, репрессиям против священнослужителей
и преследованию верующих за религиозные убеждения. А призыв Бухарина «Взять
религию на штыки», с энтузиазмом подхваченный воинствующими безбожниками,
окончательно развязал руки органам ОГПУ-НКВД-МГБ. Взяв на вооружение постулат
Маркса, гласящий, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет
развиваться социализм», воинствующие атеисты принялись приближать свое
«светлое будущее».
По данным
репрессивных органов, в 1923-1924 гг. было арестовано 2469 священнослужителей,
а в 1931-1932 гг. их число достигло уже 19 812. Борцы за чистоту идеологии
не делали различий: пострадали все — православные и католики, лютеране
и протестанты, баптисты и меннониты, последователи ислама и буддисты.
Трагедия Православной
и Католической Церквей в России началась еще в годы гражданской войны.
И белые, и красные брали священнослужителей в заложники, обвиняя в шпионаже.
Десятки иерархов были тогда расстреляны без суда и следствия. С установлением
советской власти бессудные расстрелы прекратились, — в борьбе с религией
государство создавало видимость законности. В групповых следственных делах
священнослужителей есть все атрибуты юриспруденции — постановления и ордера
на арест, показания свидетелей и обвиняемых, описания вещественных доказательств,
обвинительные заключения и приговоры, медицинские справки и акты о расстрелах
и т.п. Другой вопрос, как велось следствие, как получались и интерпретировались
свидетельские показания. Шантаж и угрозы, а позднее и физическое воздействие
были нормальными методами следствия.
Так или иначе,
но ОГПУ-НКВД в период 1922-1937 годов удалось провести массу групповых
процессов как над православным, так и над католическим духовенством и верующими.
Аресты духовенства в период 1937-1938 годов заканчивались, в основном,
расстрелами.
Работа сотрудников «Мемориала» в архивах ФСБ и ГАРФа, а также изданные во многих регионах расстрельные списки позволили создать базу данных репрессированного духовенства как православного, так и католического.
Отметим, что из православного духовенства в приводимые списки включены только священнослужители, арестованные и осужденные по делам Истинно-Православной Церкви, с начала 20-х годов отказывающиеся сотрудничать с советской власти, а с начала 1928 года перешедшие в активное противостояние режиму большевиков. В представленных справках по православному и католическому духовенству даются только имена расстрелянных или погибших в тюрьмах, лагерях и ссылках.
И.Осипова