Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 60 (специальный)
15 июля 2003 года

Тема выпуска

Законопроектный портфель в сфере этнических отношений


О государственном языке Российской Федерации

5 февраля 2003 года Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", разработанный Комитетом Госдумы по культуре и внесенный большой группой депутатов - членов всех фракций (кроме СПС, "Яблоко" и ЛДПР).

Позитивной задачей такого проекта уместно было бы считать обозначение сферы применения русского языка как государственного (официальная переписка, наименования географических объектов, почтовая связь, путевые указатели и т.п.). Однако в проекте перечень зон обязательного применения государственного языка распространился и на иные, не подлежащие государственному регулированию территории. Так, если использование русского языка в официальной переписке необходимо, то совершенно непонятно, почему любая деятельность всех без исключения организаций, независимо от их форм собственности, должна сопровождаться только русской, государственной речью. Также невозможно объяснить, почему взаимоотношения всех организаций и граждан, а также иностранцев, должны осуществляться исключительно по-русски, если юридическое и физическое лица согласны общаться на ином, удобном им языке. Столь же неправомерно навязывание использования русского языка в рекламе: рекламодатель вправе выстраивать свой бизнес в расчете на покупателя, который может не быть русскоговорящим.

Запрет же на использование в русском языке как государственном "иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке" вовсе лишен юридического смысла, поскольку официально утвержденных нормативов общеупотребительного применения слов не существует.

Все эти запреты и недопущения, по сути, противоречат Конституции, которая допускает ограничение прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Не соответствует предложенный законом о государственном языке подход и Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств от 5 ноября 1992 года (хотя Россия и не является Стороной хартии). Хотя хартия исходит из того, что поддержка защищаемых ею языков не должна проводиться в ущерб официальным языкам, ее 10 статья рекомендует административным органам вести переписку с иноязычным населением на их языках. А в тех областях, в которых проживает достаточное число носителей региональных языков и языков меньшинств, - использовать эти языки в рамках региональной и местной административной деятельности. Хартия предусматривает также обязательство Стороны исключить из своего законодательства любое положение, запрещающее или ограничивающее без веских причин использование региональных языков и языков меньшинств в документах, относящихся к экономической и социальной жизни.

Закон отклонен Советом Федерации. Для преодоления разногласий 5 марта 2003 года создана согласительная комиссия.

Дальше...
Оглавление выпуска