Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 60 (специальный)
15 июля 2003 года

Тема выпуска

Законопроектный портфель в сфере этнических отношений


О российском казачестве

Попытки принятия специального законодательного акта о казачестве предпринимались неоднократно. Инициативы такого рода дважды рассматривались Думой прошлого созыва. Очередной проект федерального закона "О российском казачестве" был внесен депутатами Леонидом Иванченко (КПРФ) и Петром Свечниковым (Агропромышленная депутатская группа) в ноябре 2001 года. 23 мая 2003 года Дума отклонила его в первом чтении. "За" проголосовало 139 депутатов, представляющих левую часть палаты, при необходимых 226 голосах.

Проект определял казачество как "исторически сложившуюся культурно-этническую общность граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционную форму одежды, хозяйственный уклад и исторически сложившиеся взаимоотношения с государством". Ссылаясь, в частности, на проявившуюся в ходе переписи населения 2002 года национальную самоидентификацию казаков, авторы проекта рассматривали казачество как этнос. Но поскольку Конституция закрепляет право каждого самостоятельно определять свою национальную принадлежность без каких бы то ни было условий, наличие данных о самоопределении некоторой части населения как казаков не служит достаточным основанием для определения этой группы как этноса. При проведении переписи встречались граждане, сообщавшие о своей принадлежности, например, к хоббитам или скифам. В то же время определение казачества как этнической группы опирается не только на теоретические рассуждения, но и на сохраняющие силу положения Закона 1991 года "О реабилитации репрессированных народов", отнесшего казачество к этническим общностям.

Это не помешало Л. Иванченко, одному из авторов проекта, вступая в противоречие с собственным текстом, характеризовать эту группу населения фактически как социокультурную, а не этническую, и обращать внимание на принадлежность к казакам не только русских, но и якутов, киргизов, лиц других национальностей. В то же время выступавшие при обсуждении проекта депутаты Юрий Никифоренко (КПРФ) и Александр Чуев (вне фракций) настойчиво относили казачество именно к русскому народу.

Казачество выступало в проекте в роли вспомогательного силового ведомства, наделяемого за свою "служивость" особым статусом, льготами, признанием традиционного землевладения и землепользования.

Предлагалось узаконить составление из казаков, проходящих военную службу, специальных казачьих частей и соединений в Вооруженных Силах, внутренних и пограничных войсках, легализовать "резервные казачьи формирования" и допустить их, среди прочего, к охране общественного порядка (о нагайках, правда, в проекте не говорится). Использовать казачьи общества предлагалось и для "обеспечения отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти" и для некой "территориальной обороны".

Концепция вооруженного народа не должна, как представляется, отметаться на корню. Но вооружение граждан, т.е. свободное или более свободное, чем сегодня наделение их правом владения оружием, допустимо обсуждать применительно ко всему народу, а не отдельным кастам, равно как равными должны быть гарантии местного самоуправления. В противном случае создается опасный потенциал использования одной части вооруженного народа против другой, не вооруженной.

Ведь что бы там ни говорилось об этничности, казачество - это, видимо, сословие. А Декрет ЦИК и СНК от 10 ноября 1917 года "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" никем не был отменен и сохраняет юридическую силу (это подтверждается изданным Государственной Думой в 2003 году Справочником по российскому законодательству).

Интересно и другое. Радея на словах об интересах казаков, инициаторы проекта на самом деле предложили искусственную централизацию и управляемость казачьих обществ. Декларируя самоуправление казачества, его, по сути, намеревались этого самоуправления лишить. Если это общественное движение, то к чему, спрашивается, определять законом, когда собирается казачий круг, кто руководит казачьей общиной, как он избирается и что делает совет атаманов. Никаких специфических особенностей, выделяющих казачий круг из структуры местного самоуправления, равно как и требующих специального, помимо существующего законодательства об общественных объединениях, регулирования в отношении казачьих объединений, не существует. Попытки же включить казаков в систему государственной службы и дать им особые привилегии представляются нам не только противоречащими Конституции России и международному праву, но и опасными с практической точки зрения, учитывая националистические устремления многих казачьих лидеров и негативный опыт использования властями казачьих отрядов для административно-охранных функций, нередко сопровождавшегося насилием со стороны казаков по отношению к нерусскому населению - как в далеком прошлом, так и сегодня.

Дальше...
Оглавление выпуска