СОВРЕМЕННЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

    По данным Госкомстата Республики Башкортостан, в настоящее время на ее территории проживают граждане более чем ста национальностей. Наиболее многочисленные из них: башкиры (21,91% всего населения республики), татары (28,42%), русские (39,27%), чуваши (3,01%), марийцы (2,68%), украинцы (1,90%), мордва (0,81%), удмурты (0,60%).
    Большая часть башкир расселена в южных, юго-восточных, восточных и северо-восточных районах республики (так называемое башкирское Зауралье). Наиболее однородно-башкирским регионом является Бурзянский район, где башкиры составляют 95,3% населения. Значительную долю населения составляют они и в Абзелиловском (84,8%), Баймакском (79,6%), Учалинском (75,4%), Ишимбайском (69,7%) районах. В центральных и северных районах башкиры по численности несколько уступают русским и татарам, а в западных и северо-западных районах почти или вовсе не проживают: в Белебеевском районе они составляют всего 4% населения, в Кушнаренковском — 5,5%, Шаранском — 6,4%.
    Основная масса татар, напротив, сосредоточена в западных и северо-западных районах, граничащих с Республикой Татарстан. Их процентное соотношение постепенно снижается при движении с запада на восток и юго-восток: 78% в Кушнаренковском районе, 75% — в Чекмагушевском и только 6,5% — в Ишимбайском, 3,1% — в Абзелиловском.
    Русские расселены в республике достаточно широко и равномерно. Основная их масса проживает в городах: в Уфе (54,2% населения города), Белорецке (72%), Бирске (63,7%), Кумертау (64,7%). В сельских районах русских значительно меньше.
    Чуваши достаточно компактно расселены в западных и северо-западных районах: Бижбулякском (37,5%, где они преобладают над другими этносами), Аургазинском (32,2%), Белебеевском (23,8%).
    На западе республики, примерно в тех же местах, что и чуваши, расселена мордва; территория ее компактного расселения — Федоровский район (14,6% всего населения). Марийцы населяют в основном северные и отчасти северо-западные районы республики: Калтасинский — 47% населения (преобладают над другими этносами), Шаранский — 20,3%, Краснокамский — 18,3%. Здесь же находятся и районы с наиболее высокой долей удмуртского населения: Татышлинский (22,3%), Янаульский (13,9%), Калтасинский (10,1%).

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ТАТАРЫ ИЛИ БАШКИРЫ?

    По распространенному мнению, в республиках РФ национализм “титульных наций” угрожает в первую очередь живущим в этих республиках русским или, шире, — так называемому русскоязычному населению. В Башкирии это не так. Главная проблема национальной политики в РБ известна как “татаро-башкирские противоречия”. Суть их в следующем. В республике башкир меньше, чем татар, татары живут компактно в северо-западных районах, граничащих с Татарстаном, татары и башкиры — народы, родственные по культуре и языку до такой степени, что четкую границу между ними просто невозможно провести. В этой связи среди башкирской националистически настроенной или, мягче говоря, “национальноориентированной” интеллигенции и значительной части башкирской номенклатуры складываются антитатарские фобии, не всегда, впрочем, выражаемые открыто. Вероятно, есть более или менее осознанные опасения постепенного “поглощения” башкир татарами, доминирования татар в РБ, подчинения РБ влиянию Татарстана или татарского сепаратизма. Как следствие таких представлений можно отметить заявления или действия башкирских национальных движений, представителей башкирской гуманитарной интеллигенции, а нередко и властей, направленные на то, чтобы приуменьшить роль и значение татарского населения РБ в современной жизни и истории республики и как минимум не допустить, даже на символическом уровне, признания не то что равного статуса татар как одной из “государствообразующих наций” (чего желали бы татарские активисты), но и их особого положения как одной из крупнейших национальностей РБ. Это проявляется в разных формах, прежде всего в дебатах вокруг языковой политики (о чем речь пойдет ниже), и вызывает резкие протесты татарских интеллектуалов. Претензии же татарских движений на признание равного или хотя бы особого статуса татар в РБ вызывают, в свою очередь, болезненную реакцию башкирских активистов и чиновников.
    Споры о том, кто на какое место может претендовать, как и во многих подобных случаях, переходят в область истории и этнографии. Спор об этнической принадлежности населения северо-западных районов РБ и соответственно “исторической принадлежности” этих территорий идет давно. Представители башкирского национального движения доказывают исконно башкирскую принадлежность этих земель, а наличие там татарского населения рассматривают как отклонение от нормы, результат принудительной ассимиляции и колонизации (и этим как бы дезавуируются претензии татар на особое к себе внимание). Представители татарских организаций в РБ рассматривают северо-западные территории как исконно татарские, следовательно, татары в Башкирии, по их мнению, являются “коренным” населением, заслуживая не меньшего внимания государства, чем башкиры. Научная в принципе проблема превращается в политическую и используется как инструмент пропагандистской борьбы. Разумеется, не приходится говорить о том, что в пылу этой полемики ее участники следуют требованиям объективности и научной добросовестности.
    Согласно статистическим данным, в регионах с преобладанием татарского населения, к которым относится и северо-запад, численность башкир резко сократилась. Например, в Чекмагушевском районе с 30, 40% в 1970 г. до 18,70 в 1989 г., в Кушнаренковском районе с 28,2 до 5,5% , в Шаранском районе с 13,5 до 6,4%. А процентное соотношение татар возросло соответственно с 61,8 до 75,6%, с 51,2 до 78%, с 38,9 до 51%. При этом в башкирских (восточных, юго-восточных и южных) районах виден постепенный рост численности башкирского этноса, но более медленными темпами, нежели татарского. В Бурзянском районе — с 89,4% в 1970 г. до 95,3% в 1989 г., в Абзелиловском — с 76,3 до 84,8% Учалинском — с 72,8 до 75,4%.
    Как утверждают некоторые представители башкирской интеллигенции, ассимиляция башкир татарами, начавшаяся еще в XVII в. и усилившаяся в советское время, в настоящий момент получила новое развитие. То, что население северо-западных районов говорит в основной массе по-татарски, объясняют результатом ассимиляции, из-за которой исконное башкирское население перешло на татарский язык. Причину такого положения дел лидеры башкирского национального движения видят в происках руководства республики и глав администраций районов в 60—70-е гг., когда подавляющее большинство руководящих должностей занимали татары. В то время говорящих по-татарски, но имеющих башкирское этническое самосознание записывали татарами.
    Мнения об исконно башкирской принадлежности северо-западных территорий придерживаются и некоторые представители органов государственной власти Республики Башкортостан. В своих беседах с нами они высказывали озабоченность «татарской культурной экспансией» в Башкирию, например, помощью Татарстана районам, граничащим с этой республикой, учебными и методическими пособиями по татарскому языку, татарской истории и литературе.
    Сильный негативный резонанс в правительственных и общественно-политических кругах Башкирии получило бесплатное распространение в республике историко-публицистических брошюр: Фахрутдинов Р. Золотая Орда и татары. Набережные Челны. 1993, Исхаки Г. Идель-Урал. Набережные Челны. 1993, Имамов В. Запрятанная история татар. Набережные Челны. 1994, издаваемых в Татарстане на спонсорские деньги бизнесменов Рината, Рафиса и Нафиса Кашаповых.
    Деятели татарского национального движения в Республике Башкортостан, напротив, объявляют северо-западные территории исконно татарскими, потому что население там говорит на татарском языке. То, что часть говорящих по-татарски считает себя башкирами, они объясняют следствием интенсивной башкиризации. Утверждается, что происходит принудительная запись теперь уже татар башкирами в рамках официальной политики правительства РБ, направленной на “коренизацию” аппарата управления и тотальную башкиризацию.
    Последняя оценка, по нашим наблюдениям, далека от действительности. Например, в Бакалинском и Дюртюлинском районах в книжных магазинах продаются книги на татарском, башкирском, марийском и русском языках. Во всех районах проводятся дни татарской культуры с приглашением делегаций из соседней республики. Это противоречит утверждениям деятелей татарского национального движения о преградах развитию татарской культуры со стороны федерального центра.
    Заместители глав администраций Дюртюлинского и Бакалинского районов, татары по национальности, в беседе с нами в мае 1997 г. заявили, что никаких препятствий со стороны Уфы в развитии татарской культуры нет. Правда, значительная доля литературы на татарском языке поступает благодаря экономическим и культурным связям с Республикой Татарстан. С её поддержкой проводятся и татарские культурные мероприятия. Преград подобным контактам из центра нет, что также противоречит заявлениям татарских лидеров национальных движений.
    Своими корнями вопрос об идентификации населения, проживающего на северо-западе Башкортостана, уходит в глубокое прошлое. Исследователи выделяют группу северо-западных башкир, основным занятием которых было земледелие. Один из аргументов татарских лидеров состоит в том, что башкиры занимались в первую очередь скотоводством, охотой и бортничеством, а затем уже земледелием, тогда как у татар именно земледелие было основным занятием. Однако при этом отмечают, что их культура до XVI в. была близка к культуре восточных башкир-скотоводов, но затем под влиянием Казанского ханства произошел переход к земледелию4. С первых дней русской колонизации на эти территории переселяются татары, чуваши, марийцы и представители других тюркских и угро-финских этнических групп, которые заключали с башкирами договоры об аренде земли и становились так называемыми припущенниками последних5.Важно заметить, что долгое время татары называли себя «казанлы», «булгары», «мусульмане», не пользуясь этнонимом, данным им русскими. Лишь с XVIII-XIX вв. термин «татары» стал для этого народа общепринятым. Можно предположить, что современное тюркоязычное население этого региона имеет смешанное татаро-башкирское происхождение.
    Многие лингвисты считают, что «наречие башкир на северо-западе Башкортостана представляет диалектную единицу башкирского языка»6, т. е., выделяют наряду с восточным и южным западный диалект башкирского языка. Другие авторы выделяют два диалекта: южный и северо-восточный, но в состав южного диалекта, с их точки зрения, входит несколько говоров, в числе которых и северо-восточный7. Обе позиции вовсе не исключают присутствия в регионе татарского населения и даже его численного преобладания. Ведь татарский язык также подразделяется на диалекты и говоры. В северо-западных говорах башкирского языка в лексическом плане прослеживается родство с некоторыми татарскими говорами, что свидетельствует о тесном взаимодействии двух этносов на уровне их этнических групп. Например, анализ лексики таныпского говора башкирского языка показал родство таныпских башкир с их южными и восточными зауральскими соотечественниками8. В то же время выявлено некоторое лексическое сходство таныпского говора с мишарским диалектом татарского языка и постепенное смешение и выравнивание языка таныпских башкир, мишарей и татар9. Приведённый пример свидетельствует о том, что население северо-западных районов Республики Башкортостан, как и население любого другого региона, формировалось из разных этнических компонентов. Чётко выделить, кто «чистый» башкир, а кто татарин, не представляется возможным.
    Помимо лингвистического аспекта следует обратить внимание на этническую принадлежность населения региона и изменение процентного соотношения этносов в переписях за XIX-XX вв. По данным переписи населения за 1897 г. в Уфимской губернии проживало 899 910 (41%) башкир; 839 635 (38,31%) великороссов, белорусов и украинцев; 184 817 (8,4%) татар; 20 957 (0,91%) мишарей; 39 955 (1,9%) тептярей; и 9,6% других народностей.10
    Проведённый исследователями анализ подворных карточек переписи 1917 г. по Белебеевскому, Бирскому и Уфимскому уездам показал, что колебания численности татар и башкир в переписях конца XIX —начала XX вв. очень значительны и неоднозначны11. В эту перепись количество башкир, по сравнению с 1897 годом, сильно сократилось. Так в 1897 г. по Белебеевскому уезду числилось 232 676 башкир, 2 602 мишаря, 6 889 тептярей, 47 996 татар, а в 1917 г. — 184 878 башкир, 40 258 мишарей, 138 781 тептярей, 36 731 татар. Под этнонимом башкир здесь надо понимать не только этническую принадлежность, но и сословную. С введением в 1798 г. кантонной системы управления представители различных тюркских и угро-финских групп, то есть припущенников башкир, стремились войти в башкирское воинское сословие, и часть из них стала называть себя башкирами12. В этом и кроется причина высокой численности башкир. После отмены кантонной системы сословные привилегии стали постепенно сходить на нет. При этом, начался обратный отток тюркоязычного крестьянства из башкирского сословия13.
    Из статистических данных следует, что и количество татар не увеличилось, а также снизилось, стало больше мишарей и тептярей. Это можно объяснить незавершившейся консолидацией татарского этноса, когда этническое самосознание ещё не сложилось. Этноним «татары» утвердился к тому времени только в среде интеллигенции, а не народа. В итоге приходится признать, что данная территория долгое время является этноконтактной зоной со сложными этническими процессами.
    Как известно, споры об этнической принадлежности тех или иных территорий нередко ведут к росту напряженности и способствуют разжиганию конфликтов. Мы не можем утверждать, что такая угроза в РБ реальна. В дискуссиях о принадлежности северо-запада РБ участвует очень узкий слой “национально-ориентированной” интеллигенции и активистов национальных движений. Для широких слоёв населения подобные проблемы не актуальны. Люди особенно не задумываются, кто из них башкир, а кто татарин. Многие обладают двойственным этническим самосознанием. Более того, «высокий процент межнациональных башкиро-татарских браков зачастую вообще снимает вопрос об этнической принадлежности, который в глазах населения приобретает сугубо ретроспективно-историческое значение. В западных районах Башкирии татары и башкиры не склонны различать друг друга, хотя татароязычность обусловливает совершенно определенные отношения родителей к языку обучения их детей в школе»14.