ПРИМЕЧАНИЯ

    1 См., напр.: сборники газетных публикаций: Перелистывая заново страницы: По материалам газеты «Отечество». М., 1997; Чисто суверенная история. М., 1997; Над гнездом Муртазы: Газетная хроника властвования первого башкирского президента. М., 1998 и др.
    2 См., напр.: Кудряшов С. Башкиризация Башкирии // Известия. 1993. 20 июля.
    3 Коростелев А.Д. Динамика этнического состава сельских поселений Башкортостана: К проблеме татаро-башкирской межэтнической напряженности // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994.
    4 Кузеев Р.Г. История башкирского народа. М., 1974. С. 103.
    5 Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 6. Уфа, 1995. С. 35.
    6 Максютова Н.Х. Башкирские говоры, находящиеся в иноэтничном окружении. Уфа, 1996. С. 8.
    7 Там же.
    8Миржанова С.Ф. Исторические пласты диалектной лексики таныпского говора северо-западного диалекта // Материалы и исследования по лексике башкирского языка. Уфа, 1990. С. 16.
    9 Там же. С. 22.
    10 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Уфимская губерния. Тетрадь 4. 1904. С. 40-41.
    11 Роднов М.И. Численность тюркского крестьянства Уфимской губернии в начале XX века // Этнографическое обозрение. 1996. № 6. С. 121-131.
    12 Там же. С. 124.
    13 Там же. С. 126.
    14 Ганеева А.Р. Проблема этнокультурного взаимодействия башкир и татар в северо-западной Башкирии (состояние изученности) // Этнос и его подразделения. Ч. 2. М., 1992. С. 65.
    15 Выступление Б.Н. Ельцина на встрече с общественностью Уфы // Советская Башкирия. 1990. 14 авг.
    16 Конституция Республики Башкортостан. Ст. 70 // Башкортостан: выбор пути. Уфа, 1995. С. 129.
    17 Беседы с сотрудниками отдела по международным и национальным вопросам, связям с Государственным Собранием и общественными объединениями Администрации Президента Республики Башкортостан и зам. зав. социально-гуманитарным отделом Кабинета Министров Республики Башкортостан С.Ю. Кабашовым (май 1997 г., июль 1998 г.).
    18 Проект Государственной программы Республики Башкортостан по решению национальных и межнациональных проблем на современном этапе: (Государственная программа «Этносы Башкортостана»). Уфа, 1994. С. 4.
    19 Там же. С. 8—9.
    20 Там же. С. 70.
    21 Там же. С. 87—88.
    22 Проект Совета Министров Республики Башкортостан: Государственная программа по решению национальных и межнациональных проблем на современном этапе: (Государственная программа «Этносы Башкортостана»). Ч. 1. Уфа, 1993. С.104.
    23 Концепция государственной программы «Народы Башкортостана» // Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов России: (Модель Башкортостана). М., 1998. С. 15—19.
    24 Государственная программа “Возрождение и развитие башкирского народа” // Ватандаш. 1997. № 4 (7). С. 4.
    25 Там же.
    26 Там же. С. 5.
    27 Там же. С. 16.
    28 Там же. С. 25.
    29 Особенно интересен проект, подготовленный БНЦ “Урал”, где уже в ст.1 отмечалось, что Башкортостан “образуется на основе реализации башкирской нацией естественного и неотъемлемого права на самоопределение и национальный суверенитет” (Проект Декларации о государственном суверенитете, подготовленный БНЦ “Урал”).
        Несмотря на декларирование гарантий прав и свобод “всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Башкирии” (Там же. Ст. 9) и обещание руководствоваться “всеми общепринятыми международными пактами о правах человека” (Там же. Ст. 5), в документе четко прослеживается мысль о приоритете башкирского этноса над другими народами, проживающими в республике. Например, в ст. 8 отмечается: “башкирская нация является субъектом федерации (Союза ССР) и в качестве такового через своих представителей участвует в подписании Союзного договора”.
         Оригинальный проект был подготовлен известным историком Б. Юлдашбаевым, который выдвигает идею экстерриториального самоопределения башкирской нации (т.е. и той ее части, которая проживает за пределами Башкирии). Таким образом, по его мнению, возможно достижение ее межрегиональной консолидации и политической самостоятельности при сохранении башкирской территориальной автономии.
    30 Декларация о государственном суверенитете БССР, принятая Верховным Советом Башкирской ССР 11 октября 1990 г.
    31 Аринин А.Н., Уразаев Р.У. Подсказывает здравый смысл // Советская Башкирия. 1990, 29 авг. Полемизируя с общественными деятелями и учеными, выступавшими за немедленное принятие Декларации о государственном суверенитете Башкирии, авторы статьи скептически отнеслись к введению республиканского гражданства, считая, что в едином государстве достаточно лишь одного гражданства — союзного.
    32 Еникеев З. Объективная необходимость или выдумка бюрократов? // Советская Башкирия. 1990. 20 сент.
    33 Яушев К. Зигзаги суверенитета // Этнополитическая мозаика Башкортостана. Т. 1. М., 1992. С. 149—150.
    34 Губогло М.Н. Башкортостан и Татарстан: Параллели этнополитического развития: Очерк I. Плоды суверенизации. М., 1994. С. 13.
    35 Там же. С. 16.
    36 Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан.
    37 Беседа с З.И. Еникеевым, председателем Комитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по вопросам местной власти, делам национальностей, общественных и религиозных организаций (май 1997 г.).
    38 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» // Известия Башкортостана. 1998. 19 мая.
    39 Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан. Ст. 1 // Башкортостан: выбор пути. Уфа, 1995.
    40 Конституция Российской Федерации. Ст. 9. п. 1.
    41 Положительно оценивая этот договор, М.Г. Рахимов подчеркивал: «Во-первых, Договор делает значительный шаг в признании Российской Федерацией договорного характера своих отношений с Башкортостаном.. Во-вторых, Договор свидетельствует о признании Россией нашей республики суверенным государством, входящим в состав Российской Федерации.. В-третьих, fs20 ... новый Договор лишь восстанавливает историческую справедливость, открыто признает право народов на самоопределение, принципы их равноправия, добровольности и свободы их волеизъявления.. В-четвертых, Договор последовательно реализует идеи и принципы о государственном суверенитете Республики Башкортостан, Федеративного Договора и Примечания к нему от Республики Башкортостан, закрепляет многие основополагающие статьи Конституции Башкортостана». Президент Башкирии отмечает, что, таким образом новая республиканская Конституция соответствует всем предыдущим договоренностям РБ и РФ. «В-пятых .. подтверждено право Республики Башкортостан самой распоряжаться своими природными ресурсами как достоянием и собственностью народа Башкортостана. В-шестых, урегулирован вопрос о международных и внешнеэкономических отношениях Республики Башкортостан. В-седьмых, Договор закрепляет предметы ведения и полномочия самой Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации» (Советская Башкирия. 1994. 14 окт.).
     Резко отрицательно отнесся к заключению Договора Г. Шабаев, автор статьи, опубликованной в газете «Отечество», органе русского национального движения в Башкирии. Он отмечает, что “заключение межгосударственного договора (курсив наш. — Авт.) между Россией и Башкирией; введение независимой от Российской Федерации системы законодательства, суда, прокуратуры, адвокатуры и нотариата; введение гражданства Республики Башкортостан; подписание Договора на русском и башкирском языках — ведут к развалу Российской Федерации” (Шабаев Г. Еще один шаг к распаду России // Отечество. 1994. 7 окт.).
    42 Конституция Российской Федерации. Ст. 4 п. 2.
    43 Конституция Республики Башкортостан. Ст. 18.
    44 О повышении эффективности государственной власти в осуществлении преобразований: Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан // Советская Башкирия. 1996. 26 марта.
    45 Рахимов М. Исторический шаг в становлении нашего государства // Известия Башкортостана. 1995. 23 дек.
    46  Указ Президента Республики Башкортостан «О мерах по государственной и социальной защите граждан Республики Башкортостан, пострадавших в связи с событиями в Чеченской Республике».
    47 Человек, который верит в будущее // Известия Башкортостана. 1998. 6 июня.
    48 См. в кн.: Галлямов Р. Указ. соч. С. 110.
    49 Беседа с И.М. Юлбарисовым, зав. отделом международной и национальной политики Аппарата Президента Республики Башкортостан (август 1996 г.).
    50 Аранин А.Н. О нарушении гражданских прав и свобод в Республике Башкортостан // Аринин А.Н. Вера в Россию. М., 1997. С. 169.
    51 Статистические данные см.: Галлямов Р. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период // Полис. 1998. № 2. С. 110.
    52 Закон Республики Башкортостан «О политических партиях в Республике Башкортостан». Ст. 9 ч. 1.
    53 Там же. Ст. 2. п. 2.
    54 Закон Республики Башкортостан «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан». Ст. 5 п. 1.
    55 Там же. Ст. 6 п. 2.
    56 Там же. Ст. 4 п. 2.
    57 Там же. Ст. 2 п. 1.
    58 Федеральный Закон «Об общественных объединениях». Ст. 2.
    59 Там же. Ст. 14.
    60 Там же. Ст. 18.
    61 Закон Республики Башкортостан «Об общественных объединениях». Ст. 8 ч. 1.
    62 Аглетдинов А. Наемники? Нет — добровольцы // Вечерняя Уфа. 1994. 28 сент.
    63 Устав ТОЦ БАССР.
    64 Программная декларация партии «Идель-Урал».
    65 Идел-Урал. 1995. № 5 (59). Май.
    66 Аринин А.Н. О нарушениях гражданских прав и свобод в Республике Башкортостан // Аринин. Вера в Россию. С. 168.
    67 Беседа с представителем Народной партии Башкортостана (сентябрь 1996 г.).
    68 Беседа с представителями Администрации Президента Республики Башкортостан (август—сентябрь 1996 г., май 1997 г.).
    69  Закон Республики Башкортостан «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан» Ст. 1.
    70 Там же. Ст. 6 п. 8.
    71 Там же. Ст. 17 п. 1.
    72 Ленинец. 1991. 16 июля.
    73 Закон РСФСР «О языках народов РСФСР». Вводная часть.
    74 Там же. Ст. 3. п. 3.
    75 Ст. 2 п. 2 официального проекта гласит: «Государственным языком Республики Башкортостан является башкирский язык, как язык народа, сложившегося и компактно проживающего на данной территории в качестве самостоятельного этноса и давшего название данной республике». Согласно п. 3, русский язык признается в Башкирии государственным, что обусловлено Ст. 3 п. 2 Закона «О языках народов РСФСР», где декларируется государственный статус русского языка на всей территории РСФСР. В п. 4 той же статьи республиканского закона сказано: «Языки других народов Республики Башкортостан (татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский...) в Башкортостане имеют статус официальных языков в местах компактного проживания этих народов».
    Проект ТОЦа отличается лишь тем, что государственный статус предоставляется еще одному языку — татарскому, а чувашский, марийский и прочие. получают статус официального языка. При этом упоминается Конституция БАССР 1937 г., в которой предусматривалось как раз три государственных языка. Это противоречие является «камнем преткновения». По мнению представителей татарского национального движения, татарский язык должен быть конституционно защищен и иметь статус государственного языка, так как по численности татары занимают второе место в республике. Этот пункт официального проекта, где государственными языками объявляются только башкирский и русский, вызвал возмущение некоторых татарских депутатов в парламенте Башкирии и татарской общественности в целом. Это стало одной из основных причин того, что закон о языке пока не принят. Не хотел торопиться с принятием закона «О языках» и председатель Верховного Совета Башкирии М.Г. Рахимов, понимая сложность и запутанность татаро-башкирских противоречий в области языковой политики.
    76 Интересно, что лидер радикальной татарской партии Ф.Байрамова, будучи в Башкирии, не поддержала стремление татарской диаспоры в республике ввести государственное трехъязычие, а выступила за придание официального статуса только башкирскому и русскому языкам.
    77 Беседа с Р. Султановым, зам. председателя башкирского национально-культурного центра «Ак тирма» (май 1997 г.).
    78 Беседа с Р.Абдуллиным, начальником отдела национальных школ Министерства народного образования Республики Башкортостан (май 1997 г.).
    79 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 г. // Известия Башкортостана. 1998. 19 мая.
    80 См. в кн.: Губогло М.Н. Башкортостан и Татарстан: Параллели этнополитического развития: Очерк 1. Плоды суверенизации. М., 1994. С. 27.
    81 Закон РСФСР «О языках народов РСФСР». Ст. 15 п. 2.
    82 Там же. Ст.5 п.1.
    83 Закон Республики Башкортостан «Об образовании»: Введение: В статье 3 российского закона предусматривается возможность субъектам Российской Федерации иметь свое законодательство в области образования.
    84 Там же. Ст 14. п. 1.
    85 Закон Российской Федерации «Об образовании». Ст 2. п. 2.
    86 Закон Республики Башкортостан «Об образовании».
    87 Там же. Ст 6. п. 4.
    88  Там же. Ст. 6 п. 5; Закон Российской Федерации «Об образовании». Ст. 6 п. 5.
    89 Концепция развития национальных школ в РБ. Уфа, 1993. С. 3.
    90 Там же. С. 3–4.
    91 Там же. С. 8.
    92 Там же.
    93 Идел-Урал. 1995. № 9. Сентябрь.
    94 Идел-Урал. 1994. № 23/24. Декабрь.
    95 Сведения об изучении родных языков в школах Республики Башкортостан по состоянию на 1.09.1997 г. Интересно, что в данной справке нет сведений об изучении русского языка.
    96 Кызыл Тан. 1995. 22 авг.
    97 Закон Республики Башкортостан «О культуре».
    98  Закон Российской Федерации «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре». Ст.2.
    99 Закон Республики Башкортостан «О культуре». Ст. 5.
    100 Закон Республики Башкортостан «О культуре».
    101 Резолюция «По вопросу образования в составе РСФСР Уфимской области (республики)», принятая на заседании Гали Меджлиса ТОЦ БССР.
    102 Кодекс Республики Башкортостан о средствах массовой информации.
    103 Советская Башкирия. 1992. 4 июня.
    104 Хуснутдинов Э. Молчание башкирских «ягнят» //Общая газета. 1996. 22—28 авг.
    105 Кутлугаллямов М. Если это отражение, то не живем ли мы в Зазеркалье?// Известия Башкортостана. 1996. 3 февр.