НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ

    Принятый Государственной Думой в 1996 г. Закон «О национально-культурной автономии» вызвал в Башкирии противоречивые мнения и толкования. Слово “автономия” вызывает резкое неприятие и отторжение у государственного аппарата и части общественных движений. Негативно относясь к Федеральному Закону «О национально-культурной автономии» 1996 г., государственные органы Башкирии «откликнулись» на него своим видением проблемы — законом Республики Башкортостан «О национально-культурных объединениях граждан», разработанным в Администрации Президента Республики Башкортостан.
    Представители башкирского национального движения открыто выступают против культурно-национальной автономии, так как «это исподволь ведет к подрыву в данном случае башкирской нации. Если культурная автономия будет доступна, то произойдет расчленение Башкортостана на ряд территориальных автономий под видом культурных автономий»67. С этой точкой зрения согласны и в республиканских органах власти, где полагают, что национально-культурная автономия «предполагает наличие органов самоуправления, которые ведут к созданию надтерриториальных структур. А это очень опасно». «Этот закон хорош для башкир в Оренбургской области и для татар в Пензенской — там надо соблюсти их интересы, их культуру»68.
    Идеология федерального закона в основном сохранена в республиканском законе, многие его положения дословно воспроизводят записанное в федеральном законодательном акте. В чем отличия? В республиканском законе раздражающее слово «автономия» заменено на «объединение». «Национально-культурное объединение граждан .. — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Республики Башкортостан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и культуры»69. Основа концепции федерального закона в том, что НКА есть самодеятельное и добровольное общественное объединение, занимающееся поддержкой языка и культуры определенной этнической группы и имеющее право на государственную поддержку. Такой же подход и в республиканском законе. Однако согласно федеральному закону НКА могут создавать только юридические лица, а по республиканскому это право предоставляется и физическим лицам. Закон предусматривает создание национально-культурных объединений для реализации «национальных интересов граждан как на индивидуальном (персональном), так и на коллективном (групповом) уровнях, независимо от места их проживания на территории Республики Башкортостан». Вместе с тем «право на национально-культурное объединение не является правом на национально-территориальное самоопределение»70. Данная статья слово в слово соответствует ст. 4 федерального закона.
    Закон Республики Башкортостан основан на международных и российсских нормах: «Принципы и нормы международного права, а также международные договоры Республики Башкортостан и Российской Федерации в области обеспечения прав человека и гражданина, соблюдения прав народов, национальных и этнических меньшинств на свободное развитие являются составной частью законодательства Республики Башкортостан»71.
    Национально-культурные объединения (НКО) имеют несколько организационно-правовых форм: местные (сельские, поселковые) национально-культурные объединения, районные, городские, районные в городе и республиканские национально-культурные объединения (Ст. 4.). В отличие от Федерального Закона, предусматривающего только местные, региональные и федеральные национально-культурные автономии, республиканский проект закона предусматривает более дифференцированную структуру. Однако из него «выпадает» верхний «этаж» — федеральный.
    Финансируется деятельность национально-культурных объединений в Башкирии, согласно республиканскому закону, «за счет собственных средств», в том числе и спонсорских, включая помощь иностранных государств (Ст. 15 п. 1), а также республиканского и местного бюджета. Подчеркивается, что «эти средства имеют целевой характер и используются только на конкретные мероприятия, предусмотренные программами национально-культурного развития» (Ст. 15 п. 3). Однако в местном законодательстве, как и в федеральном, не выработан механизм этого финансирования: непонятно, какое национально-культурное объединение («титульного» народа или национального меньшинства) может рассчитывать на приоритетное получение бюджетных средств.
    Принятие республиканского закона пока не имеет больших серьезеых практических последствий.