НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ
Принятый Государственной Думой в 1996 г. Закон «О национально-культурной
автономии» вызвал в Башкирии противоречивые мнения и толкования. Слово
“автономия” вызывает резкое неприятие и отторжение у государственного аппарата
и части общественных движений. Негативно относясь к Федеральному Закону
«О национально-культурной автономии» 1996 г., государственные органы Башкирии
«откликнулись» на него своим видением проблемы — законом Республики Башкортостан
«О национально-культурных объединениях граждан», разработанным в Администрации
Президента Республики Башкортостан.
Представители башкирского национального движения открыто выступают против
культурно-национальной автономии, так как «это исподволь ведет к подрыву
в данном случае башкирской нации. Если культурная автономия будет доступна,
то произойдет расчленение Башкортостана на ряд территориальных автономий
под видом культурных автономий»67. С этой точкой зрения согласны и в республиканских
органах власти, где полагают, что национально-культурная автономия «предполагает
наличие органов самоуправления, которые ведут к созданию надтерриториальных
структур. А это очень опасно». «Этот закон хорош для башкир в Оренбургской
области и для татар в Пензенской — там надо соблюсти их интересы, их культуру»68.
Идеология федерального закона в основном сохранена в республиканском законе,
многие его положения дословно воспроизводят записанное в федеральном законодательном
акте. В чем отличия? В республиканском законе раздражающее слово «автономия»
заменено на «объединение». «Национально-культурное объединение граждан
.. — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая
собой общественное объединение граждан Республики Башкортостан, относящих
себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации
в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития
языка, образования и культуры»69. Основа концепции федерального закона
в том, что НКА есть самодеятельное и добровольное общественное объединение,
занимающееся поддержкой языка и культуры определенной этнической группы
и имеющее право на государственную поддержку. Такой же подход и в республиканском
законе. Однако согласно федеральному закону НКА могут создавать только
юридические лица, а по республиканскому это право предоставляется и физическим
лицам. Закон предусматривает создание национально-культурных объединений
для реализации «национальных интересов граждан как на индивидуальном (персональном),
так и на коллективном (групповом) уровнях, независимо от места их проживания
на территории Республики Башкортостан». Вместе с тем «право на национально-культурное
объединение не является правом на национально-территориальное самоопределение»70.
Данная статья слово в слово соответствует ст. 4 федерального закона.
Закон Республики Башкортостан основан на международных и российсских нормах:
«Принципы и нормы международного права, а также международные договоры
Республики Башкортостан и Российской Федерации в области обеспечения прав
человека и гражданина, соблюдения прав народов, национальных и этнических
меньшинств на свободное развитие являются составной частью законодательства
Республики Башкортостан»71.
Национально-культурные объединения (НКО) имеют несколько организационно-правовых
форм: местные (сельские, поселковые) национально-культурные объединения,
районные, городские, районные в городе и республиканские национально-культурные
объединения (Ст. 4.). В отличие от Федерального Закона, предусматривающего
только местные, региональные и федеральные национально-культурные автономии,
республиканский проект закона предусматривает более дифференцированную
структуру. Однако из него «выпадает» верхний «этаж» — федеральный.
Финансируется деятельность национально-культурных объединений в Башкирии,
согласно республиканскому закону, «за счет собственных средств», в том
числе и спонсорских, включая помощь иностранных государств (Ст. 15 п. 1),
а также республиканского и местного бюджета. Подчеркивается, что «эти средства
имеют целевой характер и используются только на конкретные мероприятия,
предусмотренные программами национально-культурного развития» (Ст. 15 п.
3). Однако в местном законодательстве, как и в федеральном, не выработан
механизм этого финансирования: непонятно, какое национально-культурное
объединение («титульного» народа или национального меньшинства) может рассчитывать
на приоритетное получение бюджетных средств.
Принятие республиканского закона пока не имеет больших серьезеых практических
последствий.