КУЛЬТУРА
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Отношения в области культуры в РБ регулируются Законом Республики Башкортостан
«О культуре», принятым 13 июля 1993 г. Одно из основных положений этого
нормативного акта — «сохранение национальной самобытности народов Республики
Башкортостан». В законе отмечается «неразрывная связь создания и сохранения
культурных ценностей, приобщение к ним народа с возрождением национального
самосознания.. и укреплением суверенитета Республики Башкортостан». Выражается
стремление к «интеграции национальной культуры Башкортостана в мировую
культуру и связи с культурой народов России и суверенных республик»97.
Важно, что, в отличие от многих законодательных актов, в данном нормативном
документе упоминается Закон Российской Федерации «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре» в качестве «руководства к действию» (последний
предусматривает наличие «законов республик в составе Российской Федерации
о культуре»98.
Вместе с тем республиканский закон провозглашает суверенитет Республики
Башкортостан в области культуры с приоритетом норм международного права99.
Культура любого этноса, проживающего в Башкирии, провозглашается равноправной
с культурами других этносов, она защищена законом и получает поддержку
от государства для своего развития. Так, в ст. 3 Закона Республики Башкортостан
декларируется «достоинство культуры народов и национальных групп — признание
их ценностей и проявление уважения к ним». В ст. 6 закрепляется равноправие
культур всех народов в республике: «Республика Башкортостан признает равное
достоинство культур всех проживающих в ней народов и этнических общностей
и способствует созданию равных условий для их сохранения и развития». В
Ст. 4 запрещается культурная деятельность, направленная на пропаганду расовой,
национальной и религиозной розни. Согласно Ст. 20, все народы, этнические
и этноконфессиональные группы РБ имеют право на сохранение и развитие культуры.
«Политика в области создания, сохранения и распространения культурных ценностей
не должна наносить ущерб культуре других национальностей, проживающих на
территории РБ»100.
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
На практике в реализации основных положений Закона Республики Башкортостан
«О культуре» существуют определенные противоречия. Часто приоритет в развитии
отдается именно башкирской культуре как культуре государствообразующего
этноса. Такой точки зрения придерживаются не только представители национальных
организаций (татарских и русских), но и некоторые руководящие работники
небашкирской национальности. Например, руководитель отдела по культуре
администрации Зилаирского района отмечал, что «политика Министерства культуры
Республики Башкортостан направлена на 90% на поддержку башкирской культуры.
Если мы участвуем в республиканских мероприятиях, от нас требуют, чтобы
на 99 % была представлена башкирская культура. А у нас половина населения
— русские».
Еще в 1991 г. в Резолюции, принятой на заседании Гали Меджлиса ТОЦ БССР,
по вопросу образования в составе РСФСР Уфимской области (республики) отмечалось:
«Усилия татарской общественности по возрождению ликвидированных после 1920-22
годов национального театра, издательского дела, просвещения .. по-прежнему
не только не находят поддержки в органах государственной власти и управления,
а, наоборот, встречают открытое противодействие.. Активно распространяется
через средства массовой информации историческая, демографическая, статистическая
дезинформация, ведущая к искусственной конфронтации между двумя родственными
народами.. В то же время на радио и телевидении не находится времени для
постоянных передач на татарском языке»101. Степень ущемления интересов
татарского народа в этом документе преувеличена. Так, в Указе Президента
Республики Башкортостан от 23 января 1998 г. «О республиканских программах
национально-культурного развития народов Башкортостана» предполагалось
«принять меры по увеличению выпуска учебной и художественной литературы
на татарском языке», «создать самостоятельную редакцию телевизионного вещания
на татарском языке» и т. д.
В Постановлении Совета Министров Республики Башкортостан от 6 января 1993
г. в п. 4.3 намечено «рассмотреть вопрос о заказе проектно-сметной документации
для строительства здания государственного татарского театра “Нур”». Ответственным
за выполнение пункта Постановления была назначена Уфимская мэрия. Срок
исполнения — 1993 год. Кроме того, в п. 4.12 предлагалось принять меры
«по укреплению материально-технической базы и вопросов помещения татарских
театров в городах Уфа, Туймазы и башкирских в городах Сибае, Стерлитамак,
Салават». По данным Госкомстата республики в 1995 г. в Башкирии насчитывалось
11 театров, в том числе два татарских (в Уфе — «Нур» и в Туймазах). Однако
решение вопроса о строительстве помещения для театра «Нур» затягивается
— труппе негде выступать, т.е. наличие театральной труппы еще не говорит
о том, что театр существует.