КУЛЬТУРА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Отношения в области культуры в РБ регулируются Законом Республики Башкортостан «О культуре», принятым 13 июля 1993 г. Одно из основных положений этого нормативного акта — «сохранение национальной самобытности народов Республики Башкортостан». В законе отмечается «неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщение к ним народа с возрождением национального самосознания.. и укреплением суверенитета Республики Башкортостан». Выражается стремление к «интеграции национальной культуры Башкортостана в мировую культуру и связи с культурой народов России и суверенных республик»97. Важно, что, в отличие от многих законодательных актов, в данном нормативном документе упоминается Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в качестве «руководства к действию» (последний предусматривает наличие «законов республик в составе Российской Федерации о культуре»98.
    Вместе с тем республиканский закон провозглашает суверенитет Республики Башкортостан в области культуры с приоритетом норм международного права99.
    Культура любого этноса, проживающего в Башкирии, провозглашается равноправной с культурами других этносов, она защищена законом и получает поддержку от государства для своего развития. Так, в ст. 3 Закона Республики Башкортостан декларируется «достоинство культуры народов и национальных групп — признание их ценностей и проявление уважения к ним». В ст. 6 закрепляется равноправие культур всех народов в республике: «Республика Башкортостан признает равное достоинство культур всех проживающих в ней народов и этнических общностей и способствует созданию равных условий для их сохранения и развития». В Ст. 4 запрещается культурная деятельность, направленная на пропаганду расовой, национальной и религиозной розни. Согласно Ст. 20, все народы, этнические и этноконфессиональные группы РБ имеют право на сохранение и развитие культуры. «Политика в области создания, сохранения и распространения культурных ценностей не должна наносить ущерб культуре других национальностей, проживающих на территории РБ»100.

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

    На практике в реализации основных положений Закона Республики Башкортостан «О культуре» существуют определенные противоречия. Часто приоритет в развитии отдается именно башкирской культуре как культуре государствообразующего этноса. Такой точки зрения придерживаются не только представители национальных организаций (татарских и русских), но и некоторые руководящие работники небашкирской национальности. Например, руководитель отдела по культуре администрации Зилаирского района отмечал, что «политика Министерства культуры Республики Башкортостан направлена на 90% на поддержку башкирской культуры. Если мы участвуем в республиканских мероприятиях, от нас требуют, чтобы на 99 % была представлена башкирская культура. А у нас половина населения — русские».
    Еще в 1991 г. в Резолюции, принятой на заседании Гали Меджлиса ТОЦ БССР, по вопросу образования в составе РСФСР Уфимской области (республики) отмечалось: «Усилия татарской общественности по возрождению ликвидированных после 1920-22 годов национального театра, издательского дела, просвещения .. по-прежнему не только не находят поддержки в органах государственной власти и управления, а, наоборот, встречают открытое противодействие.. Активно распространяется через средства массовой информации историческая, демографическая, статистическая дезинформация, ведущая к искусственной конфронтации между двумя родственными народами.. В то же время на радио и телевидении не находится времени для постоянных передач на татарском языке»101. Степень ущемления интересов татарского народа в этом документе преувеличена. Так, в Указе Президента Республики Башкортостан от 23 января 1998 г. «О республиканских программах национально-культурного развития народов Башкортостана» предполагалось «принять меры по увеличению выпуска учебной и художественной литературы на татарском языке», «создать самостоятельную редакцию телевизионного вещания на татарском языке» и т. д.
    В Постановлении Совета Министров Республики Башкортостан от 6 января 1993 г. в п. 4.3 намечено «рассмотреть вопрос о заказе проектно-сметной документации для строительства здания государственного татарского театра “Нур”». Ответственным за выполнение пункта Постановления была назначена Уфимская мэрия. Срок исполнения — 1993 год. Кроме того, в п. 4.12 предлагалось принять меры «по укреплению материально-технической базы и вопросов помещения татарских театров в городах Уфа, Туймазы и башкирских в городах Сибае, Стерлитамак, Салават». По данным Госкомстата республики в 1995 г. в Башкирии насчитывалось 11 театров, в том числе два татарских (в Уфе — «Нур» и в Туймазах). Однако решение вопроса о строительстве помещения для театра «Нур» затягивается — труппе негде выступать, т.е. наличие театральной труппы еще не говорит о том, что театр существует.