ПРИЛОЖЕНИЯ

ДОГОВОР
Российской Федерации и Республики Башкортостан
«О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан»

(Извлечение)

    Статья 1
    Республика Башкортостан — полноправный субъект Российской Федерации. Республика Башкортостан является суверенным государством в составе Российской Федерации.
    Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации.
    Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия.
    Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство.
    Статья 2
    Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором, настоящим Договором, другими договорами и соглашениями.
    Статья 3
    В ведении Республики Башкортостан находятся:
    1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств;
    2) система органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок их организации и деятельности; административно-территориальное устройство Республики Башкортостан;
    3) республиканские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Башкортостан;
    4) формирование государственного бюджета Республики; определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет Республики;
    5) решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами Республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти Российской Федерации;
    6) государственная собственность Республики Башкортостан и управление ею. Разграничение государственной собственности на республиканскую и федеральную регулируется отдельным соглашением;
    7) создание системы законодательства республики Башкортостан;
    8) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;
    9) вопросы судоустройства, прокуратуры, адвокатуры и нотариата в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации;
    10) вопросы гражданства Республики Башкортостан;
    11) помилование лиц, осужденных судами Республики Башкортостан;
    12) организация прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Башкортостан лицами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы;
    13) договоры и соглашения с республиками и другими субъектами Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;
    14) осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных договоров и соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;
    15) создание Национального банка в соответствии с отдельным соглашением;
    16) государственная служба Республики Башкортостан;
    17) государственные награды, почетные звания Республики Башкортостан;
    18) иные предметы ведения и полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Республики Башкортостан.
    Статья 4
    В совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся:
    1) соблюдение международных норм о правах и свободах человека и гражданина, о правах национальных меньшинств;
    2) защита суверенитета и территориальной целостности;
    3) согласование конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан;
    4) общие и коллизионные вопросы гражданства;
    6) координация международных и внешнеэкономических связей;
    7) координация бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики; определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; заключение межправительственных бюджетных соглашений; образование фондов регионального развития;
    11) проведение общей политики в социальной сфере: занятости населения, оплаты труда, миграционных процессов, социальной защиты, включая социальное обеспечение;
    12) координация деятельности по вопросам здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
    13) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата;
    14) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; взаимодействие судебных и правоохранительных органов; разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью;
    15) другие предметы ведения и полномочия, устанавливаемые по взаимной договоренности.
    Статья 5
    В ведении Российской Федерации находятся:
    1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
    2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
    3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование прав национальных меньшинств;
    4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
    5) федеральная государственная собственность и управление ею;
    6) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
    7) установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
    8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
    9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;
    10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;
    11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
    12) оборона и безопасность и т.д.;
    14) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
    15) федеральное коллизионное право;
    17) федеральная государственная служба;
    18) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
    Статья 6
    Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах их полномочий, действительны на территории Республики Башкортостан и всей Российской Федерации.
    Статья 7
    Российская Федерация и Республика Башкортостан не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам компетенции Российской Федерации и по вопросам, переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан.
    Органы государственной власти Республики Башкортостан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации и Республики Башкортостан, если они нарушают настоящий Договор.
    Споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.
    
    Совершено в г. Москве «3» августа 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском и башкирском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин

               

Президент Республики Башкортостан М.Рахимов

Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин

               

И.о. Премьер-министра Республики Башкортостан Р.Бакиев

    

УКАЗ Президента Республики Башкортостан
Об освобождении от налогообложения средств, направленных на проведение Всемирного курултая башкир 1-2 июня 1995 года.

    В связи с проведением в Республике Башкортостан 1-2 июня 1995 года Всемирного курултая башкир ПОСТАНОВЛЯЮ:
    1. Сумму средств, направленных предприятиями, организациями и учреждениями в благотворительных целях на специальный счет Исполнительной дирекции Всемирного курултая башкир, освободить от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и спецналога в части, поступающей в республиканский бюджет.
    2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Кабинет Министров Республики Башкортостан.
    3. Указ вступает в силу со дня подписания.
    Уфа,
Дом Республики
17 мая 1995 года

                    

    Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов

УКАЗ Президента Республики Башкортостан
О республиканских программах национально-культурного развития народов Башкортостана (Извлечение)

    В целях более полного обеспечения прав граждан на удовлетворение национально-культурных потребностей, создания необходимых условий для дальнейшего социального и духовного развития представителей всех национальностей, исходя из решений и обращений состоявшихся съездов народов республики и в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О республиканских целевых программах Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЮ:
    1. Аппарату Президента Республики Башкортостан доработать с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе согласования с министерствами, государственными комитетами и ведомствами и обсуждения с общественными, национально-культурными и научными организациями проект государственной программы «Возрождение и развитие башкирского народа» и подготовить к внесению на рассмотрение Государственного Собрания Республики Башкортостан.
    2. Кабинету Министров Республики Башкортостан завершить совместно с Академией наук Республики Башкортостан и Уфимского научного центра РАН в срок до 1 июня 1998 года разработку проекта государственной программы развития «Народа Башкортостана» и после проведения необходимой экспертизы представить его на рассмотрение Президенту Республики Башкортостан.
    4. Кабинету Министров Республики Башкортостан совместно с администрациями городов и районов, творческими союзами и национально-культурными центрами республики до 1 мая 1998 года разработать и принять:
  • комплексную программу государственной поддержки совершенствования деятельности национальных гимназий и лицеев в Республике Башкортостан, включая Аксаковскую школу-гимназию № 11 в г. Уфе, открытие татарской гимназии на базе одной из школ г. Уфы в 1998-1999 учебном году;
  • программу по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан на период до 2001 года;
  • план ежегодного проведения в регионах республики праздников башкирской, русской, татарской, чувашской, марийской, мордовской, удмуртской, украинской, белорусской, немецкой, латышской, еврейской и других национальных культур.
    5. Министерству печати и массовой информации Республики Башкортостан совместно с Министерством образования Республики Башкортостан и издательством «Китап» принять меры по увеличению выпуска учебной и художественной литературы на татарском языке.
    6. Кабинету Министров Республики Башкортостан внести предложение об издании, начиная с 1998 года, общественно-политического и литературно-художественного журнала на русском языке и республиканской газеты на удмуртском языке.
    7. Государственной телерадиовещательной компании «Башкортостан» создать самостоятельную редакцию телевизионного вещания на татарском языке, а также расширить объем передач на чувашском и других языках.
    Уфа, Дом Республики
23 января 1998 года
№ УП-27

                    

    Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов