ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Распад Советского Союза в конце 1991 г. ускорил дезинтеграционный процесс
внутри Российской Федерации. Справедливости ради стоит отметить, что «сепаратистская
мина» была заложена еще Верховным Советом СССР, принявшим 26 апреля 1990
г. Закон «О разграничении полномочий между Союзом СССР и субъектами Федерации».
Согласно этому закону выравнивался правовой статус союзных субъектов Федерации
(союзных республик) и субъектов Российской Федерации (автономных республик).
Все это делалось в связи с разгоревшейся борьбой союзного и российского
центров за власть. Не случайно в этом же году Б.Н. Ельцин, находясь в Башкирии,
произнес свою знаменитую фразу: «Возьмите ту долю власти, которую сами
сможете проглотить»15 1. И результат не заставил себя долго ждать: бывшие
российские автономии стали «глотать» суверенитет огромными кусками, часто
даже “не прожевывая”.
Лидерами в этом параде суверенных республик были Чечня, Татарстан, Башкортостан
и Якутия. В отличие от первых двух, руководство Башкортостана избрало стратегию
создания суверенной государственности «тихой сапой», step by step — шаг
за шагом. Если лидеры Чечни провозгласили независимость, а руководство
Татарстана говорило о независимости как реальной и даже желаемой перспективе,
то в Башкирии “суверенитет” понимался двойственно. В РБ сформированы органы
власти и нормативная база, которые формально уже позволяют Башкирии существовать
в качестве самостоятельного независимого государства. Принятие практически
каждого закона РБ превращается в политическую демонстрацию: нормативно-правовые
акты республики, как правило, не содержат упоминаний о федеральном законодательстве
или ссылок на него.
Нет, однако, оснований полагать, что правящие круги в Уфе вынашивают планы
реального выхода из РФ и превращения РБ в независимый субъект международного
права. Лозунг полной государственной независимости РБ выдвигался в начале
90-х годов практически только радикальными националистическими группировками.
Официальное руководство РБ подчеркивало в то время и продолжает подчеркивать,
что, отстаивая “суверенитет”, видит свою республику только в составе России,
связанной с федерацией договорными отношениями. В Конституции РБ записано:
«Отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией являются договорными.
Входя в состав Российской Федерации на договорной и равноправной основе,
Республика Башкортостан сохраняет за собой всю полноту государственной
власти на территории республики вне пределов прав, добровольно переданных
ею Российской Федерации»16. “Суверенитет” понимается, таким образом, как
неподчиненность федеральным органам государственной власти и верховенство
республиканских законов над федеральными.
ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Благодаря преимущественно российским СМИ, распространено представление
о том, что в РБ идея суверенной государственности тесно связана с идеей
национальной государственности, то есть представлениями о Башкортостане
как государстве башкир и для башкир. Если присмотреться, нетрудно увидеть,
что такие представления создаются главным образом усилиями “национальноориентированной”
башкирской интеллигенции и башкирскими национальными движениями. Можно
подобрать немало публикаций, доказывающих древнее происхождение башкир,
их “исконность” на территории современной РБ, описывающих древние традиции
башкирской государственности, урон, понесенный башкирами от “русского колониализма”,
и доказывающих исключительные “права” башкир на самоопределение и на территорию.
Среди подобных публикаций попадаются, как и в других республиках, весьма
экстравагантные. Эти вопросы, однако, не относятся к теме нашего доклада,
и мы не будем на них подробно останавливаться. Ради справедливости надо
сказать, что в выступлениях и публикациях башкирской националистически
настроенной интеллигенции и деятелей национальных движений практически
нет экстремистских лозунгов, прямых выпадов против других национальностей,
живущих в РБ или призывов к какому-либо ограничению их прав. Разумеется,
государство не несет ответственности за публицистические упражнения частных
лиц, если эти упражнения не нарушают закон.
Роль властей РБ в формировании климата этнических отношений в республике,
тем не менее, двусмысленна. С одной стороны, башкирское руководство непрерывно
подчеркивает свою приверженность сохранению межнационального мира в республике
и защите равных прав всех граждан. С другой, ему, как правило, не удается
в идеологическом плане удержаться на середине, соблюсти нейтралитет. Во
многих случаях власти вольно или невольно и по меньшей мере на символическом
уровне демонстрируют большее внимание к нуждам и запросам башкир. Пропагандисты
националистических идей — во многих случаях представители “статусной” интеллигенции,
занимающие видные посты, и их высказывания воспринимаются как позиция власти.
В то же время власти от подобных высказываний никогда не отмежевываются,
а чаще демонстрируют моральную поддержку. Особый статус башкир отражен,
как будет показано ниже, в ряде нормативно-правовых актов. Наконец, этнические
предпочтения правительства проявились и при подготовке концепций республиканской
национальной политики.
ПОПЫТКИ ВЫРАБОТКИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
«ЭТНОСЫ
БАШКОРТОСТАНА» И «НАРОДЫ БАШКОРТОСТАНА»
В Республике Башкортостан дважды, и оба раза неудачно, предпринимались
попытки разработать комплексную программу решения национальных проблем.
Еще в 1992 г. Советом Министров Республики Башкортостан объявлен конкурс
проектов государственной программы национальной политики. Победителем конкурса
стал проект программы «Этносы Башкортостана», разработанный коллективом
сотрудников кафедры социологии Башкирского государственного университета,
под руководством профессора Д.М. Гилязитдинова. Проект трижды перерабатывался,
но все равно не был утвержден как основополагающий документ по национальному
вопросу в республике, поскольку, по мнению сотрудников аппарата Президента
РБ, он имел декларативный характер и был лишен конкретики. Кроме того подчеркивалось,
что коллектив, разработавший программу, состоял в основном из социологов,
не имеющих специальной подготовки по этнополитике17.
Последний (третий) вариант проекта включал четыре раздела: 1. «Национальные
проблемы, общие у всех народов Башкортостана, и пути их решения»; 2. «Специфические
проблемы различных групп народов Башкортостана и каждого конкретного этноса
и пути их решения»; 3. «Общие межнациональные проблемы в Башкортостане
и пути их решения»; 4. «Деятельность государственных органов по решению
национальных и межнациональных проблем и их взаимодействие с политическими
и общественными организациями. Научное и информационно-аналитическое обеспечение
решения национальных и межнациональных проблем».
Национальная политика органов государственной власти Башкирии, по мнению
авторов программы, призвана решить назревшие неотложные национальные и
межнациональные проблемы путем создания «условий для возрождения и развития
этносов Башкортостана, в достижении гармонизации межнациональных отношений»18.
В первом разделе перечислялись основные направления политики государственных
органов по решению общих проблем народов Башкортостана: «достижение реального
суверенитета Башкортостана как воплощения права башкирской нации на самоопределение,
как государства, выражающего волю и интересы всего многонационального народа
республики»; сохранение Башкирии в составе Российской Федерации; осуществление
курса на равенство всех народов в республике; решение всех актуальных (социально-экономических,
демографических, экологических, политических, миграционных и др.) проблем
в Республике Башкортостан; создание необходимых условий для всестороннего
развития народов; возрождение и развитие системы национального образования
и воспитания; содействие возрождению народов Башкортостана; содействие
установлению взаимного согласия между народами, проживающими в республике;
создание оптимальных условий для деятельности национально-культурных объединений
и других национальных общественных организаций19.
Второй раздел посвящен описанию и анализу специфических проблем народов,
проживающих в Республике Башкортостан: башкир «как титульной республикообразующей
нации», «русской этнической группы», «татарской этнической группы», тюркских,
финно-угорских и славянских народов.
В третьем разделе подчеркивалось, что межнациональные отношения в Башкортостане,
в отличие от ряда субъектов Российской Федерации и стран СНГ, довольно
спокойны и стабильны. Государственные органы должны своевременно, справедливо
и научно обоснованно решать возникающие межнациональные проблемы, обеспечивая
в республике стабильную доброжелательную межнациональную ситуацию, предотвращая
обострение межнациональных отношений и перерастание их в острые конфликты20.
Затем описывались мероприятия, направленные на оптимизацию межнациональных
отношений.
Наконец, в последнем разделе изложены основные направления взаимодействия
органов государственной власти с различными национальными обществами, партиями,
движениями, национально-культурными центрами и т.д., а также научное и
информационно-аналитическое обеспечение решения национальных и межнациональных
проблем. Авторы программы предложили создать Республиканский фонд «Этносы
Башкортостана» для финансирования национально-культурных объединений. Предполагалось,
что оно будет осуществляться «справедливо» (так в тексте), за счет государственных
средств, спонсоров, благотворительных фондов и других источников21.
Последний вариант программы существенно отличался от предыдущих проектов.
Например, в первом из них подчеркивалось: «татарский язык является языком
народа, насчитывающего 1 млн. 120 тыс. человек, что составляет 28,4% населения
республики и на этом языке говорит 31,0% населения республики и его статус
должен быть установлен на уровне башкирского и русского языков»22. Данное
положение исчезло из последней версии проекта (1994 г.), в котором заявлены
два государственных языка — башкирский и русский.
Недовольство проектом Д. Гилязитдинова привело к необходимости создания
нового варианта Концепции. 6 марта 1996 г. Кабинет Министров РБ принял
Постановление № 79 «О мерах по расширению научных исследований по проблемам
национальной политики в Республике Башкортостан и разработке государственной
программы «Народы Башкортостана». Программу поручалось разработать Академии
наук Республики Башкортостан, возглавил работу член-корреспондент РАН Р.Г.
Кузеев.
Новый вариант Концепции существенно отличался от предыдущего. Руководителю
проекта удалось привлечь к работе специалистов разных областей гуманитарных
знаний: историков, этнологов, юристов, социологов и т.д. Авторский коллектив
активно сотрудничал с органами государственной власти и общественными организациями.
Программа «Народы Башкортостана» состоит из пяти разделов: в первом указываются
общие положения, цели и задачи, а также механизмы реализации; во втором
раскрываются концептуальные основы Программы; в третьем и четвертом — общие
и специфические проблемы возрождения и развития народов республики; и,
наконец, в пятом разделе описывается научно-организационная база программы.
В программе делается попытка соединить государственный патернализм с инициативой
народов, проживающих в Башкирии. Подчеркивается необходимость обеспечить
условия для «полноправного социального и национально-культурного развития
всех народов Башкортостана, укрепление у них сознания принадлежности к
единой гражданской и культурно-нравственной общности на основе прав и свобод
человека и гражданина»23. Таким образом, во-первых, в программе совмещается
принцип государственной поддержки всех народов Башкирии с деятельностью
общественных организаций и отдельных граждан в национально-культурной сфере.
Во-вторых, авторы проекта программы пытаются учесть и этнический фактор
и требования формирующегося гражданского общества и приоритет прав человека
и гражданина.
То, что обе попытки создать всеобъемлющую концепцию национальной политики
и добиться ее утверждения не были доведены до конца, вполне закономерно.
Принцип “нейтральности” государства по отношению к этническим группам,
идеи защиты индивидуальных прав и построения гражданского общества заведомо
неприемлемы для правящих кругов. Компромиссный проект, построенный на идее
коллективных прав, обречен быть невнятным и декларативным, а любой уклон
в чью-либо сторону или вызывает недовольство националистически настроенной
части государственного аппарата и башкирских национальных движений, или
грозит вспышками недовольства “нетитульного” населения.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА»
Судьба другого концептуального документа сложилась более удачно. Республиканские
власти совместно с представителями башкирского национального движения разработали
программу «Возрождение и развитие башкирского народа». Ее проект был представлен
на Всемирном курултае башкир и одобрен постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан от 6 ноября 1996 г. № 301. По этому вопросу выступил
Президент Башкирии М.Г. Рахимов.
Программа состоит из введения и трех разделов. Во введении раскрывается
актуальность программы, подчеркивается, что «башкиры нуждаются ныне в действенной
государственной поддержке», заявляется о необходимости разработать «соответствующие
программы по каждому району и городу Республики Башкортостан», а также
«несколько целевых подпрограмм»24. Объектом программы является все башкирское
население, как в Российской Федерации, так и в странах СНГ и других государствах.
Причем, несмотря на декларирование принципа «суверенитета Башкортостана
в составе Российской Федерации», в документе четко прослеживается мысль
об особом статусе Башкирии: подчеркиваются договорные (а не конституционно-договорные)
отношения между Башкирией и Россией, необходимость «дальнейшего развития
самостоятельности и наполнения суверенитета Республики реальным содержанием»25.
Во введении также описывается деятельность государственных органов «по
возрождению и развитию башкирского этноса». В программе предусмотрена поддержка
башкирского народа «в условиях вхождения в новые экономические отношения»,
создание благоприятной демографической ситуации для башкир; решение проблем
башкирской молодежи, семьи и брака; «обеспечение функционирования и развития
родного языка башкир как государственного языка Республики Башкортостан
и создание национальной системы образования и воспитания на родном языке»;
намечена «подготовка и переподготовка национальных кадров для всех отраслей
народного хозяйства, науки и культуры» и т.д.26
Первая глава — «Состояние проблемы» — излагает основные сведения о башкирах:
исторические, этнодемографические, социально-экономические, экологические,
культурные и т.д. Особый раздел посвящен проблеме укрепления целостности
и единства Российской Федерации и дружбы между народами; показана положительная
роль башкир в укреплении единства и могущества Российского государства.
Вторая глава программы — «Основные направления реализации госпрограммы»
— рассмотривает цели и задачи, а также конкретные мероприятия по улучшению
положения башкир во многих сферах жизни и деятельности: социально-экономической,
общественно-политической, культурной и т.д. Авторы затрагивают не только
вопросы развития башкирского народа, но и общегосударственные (республиканские),
такие как развитие сельского хозяйства, промышленности, строительной базы,
транспортной инфраструктуры, развитие рыночных отношений и механизмы вхождения
в рынок, проблемы экологической безопасности.
Кроме того, в этой главе предусматривается принять новую концепцию кадровой
политики, «которая призвана привести к оптимальному уровню социально-профессиональный
состав башкир в соответствии с их удельным весом в общей численности населения
республики и занимаемым политико-правовым статусом»;27 создать оптимальные
условия, правовой механизм экономического и морального стимулирования для
миграции в Башкортостан башкир; придать башкирскому языку статус государственного;
совершенствовать систему образования на родном языке (в данном случае «принцип
добровольности» признан несостоятельным) и т. д.
В программе особо подчеркивается, что Башкортостан является единственным
национально-государственным образованием в мире для башкир, поэтому республика
«должна брать на себя задачу консолидации всего башкирского народа, его
сохранения и развития»28.
Третий раздел — «Предложения и практические мероприятия по реализации госпрограммы»
— предполагает разработать 20 целевых подпрограмм по конкретным проблемам
башкир.
Государственная программа «Возрождение и развитие башкирского народа» с
большей легкостью и скоростью, нежели проекты общереспубликанской концепции
национальной политики, прошла экспертизу, одобрение и была принята Кабинетом
Министров Республики Башкортостан как руководство к действию.