Кампания “выдавливания”

Летом 1997 г. месхетинцы  почувствовали на себе ужесточившиеся репрессивные меры. Основным средством давления стали массированные и регулярные проверки “паспортного режима”. В районах, где живут турки, особенно в Крымском, проверки документов на улицах и дорогах, изъятия паспортов и соответственно штрафы за “нарушение паспортного режима” стали едва ли не повседневными1. В результате подобных проверок и штрафов турки были практически вытеснены с базаров Крымского района. Проверкой паспортов и регистрационных справок стала заниматься даже ГАИ, хотя это никак не входит в ее обязанности. В ряде случаев сотрудники ГАИ под предлогом отсутствия прописки изымают у турок водительские права, которые их владельцам приходится буквально выкупать2. Участились так называемые подворные обходы. В Крымском районе турок стали задерживать и содержать по несколько дней под стражей, в том числе женщин, под предлогом отсутствия у них регистрации или личных документов3. Так в частности, Рустам Ульфанов, житель поселка Холмского Абинского района 19 июля был задержан в Крымске, куда приехал за покупками, и посажен на девять суток в камеру в Крымском ГРОВД.

Рустам Ульфанов: “Обвиняли в том,  что прописки нет и регистрации нет. Потом, когда пришли в КПЗ, они начали писать там... Я говорю: ”Пойдемте к вашему старшему,  кто тут самый старший.  Зайдем, объяснимся, как чего было"...Потом: “Нет”, — говорит, — никуда не пойдем. Если хочешь  280 тысяч, если возможность у тебя есть заплатить сейчас,  заплати,  пожалуйста, иди.  Нет?  Так десять суток будешь сидеть". У меня не было при себе столько денег.  Не дали даже возможность сообщить домой или у  кого-то там взять,  занять что ли.  И даже не дали дать телеграмму,  чтобы они знали там. Совсем никто не знал, где я, жив ли, где нахожусь. Не дают, допустим, чисто по-человечески походить даже. Я показываю ему, он паспорт посмотрел сразу: “О, — говорит — у тебя сегодня день  рождения”. “Пожалуйста, вот паспорт оставь, — говорю, — отпусти, я хоть домой. Ну, говоришь денег? Ну, ладно за деньгами поеду”. “Нет” — говорит".

Сарвар Тедоров: “Мы не знали, мы думали, что он в Холмском был у себя дома, у матери. Девятые сутки его нет. Короче говоря, я пошел в КПЗ, фамилию проверил.  Я говорю: ”Там дней девять тому назад не  попал такой случайно?" “О, — говорит, — есть такой”. Я прочел акт, составили они,  милиционеры которые.  Прочел акт. Он там так пишет как будто, что я вот живу, нарушаю паспортный режим, там все это подтверждаю, с моих слов написано,  я не захотел взять справку.  “Он, — говорит, — так написал”.  Есть большая разница — я не захотел взять справку! Не то,  что по-другому...  Я говорю: “Вы знаете, что это незаконно вы задержали человека?” “Нет,  — говорит, — законно”. “Ведь до установления личности, да, вы можете держать человека, но почему вы не могли до Холмского... Ведь до Холмского можно сто раз съездить за девять дней. Никак нельзя было дозвониться до сельского совета,  что проживает у вас такой или нет.  Узнав,  что проживает, отпустить”. “Нет, — говорит, — пусть он едет в Узбекистан,  оттуда пусть позвонит,  что есть такой или справку пришлет”. “Он же у вас сидит, как же он туда может поехать?” В общем, откровенное издевательство, со мной разговаривали,  смеясь.  Когда я представился, что я официальный человек,  правозащитник, они опять больше начали смеяться.  Они говорят: “Нам было указание: санкция прокурора или же разрешение начальника милиции. С их санкции мы посадили,  с их разрешения только отпустим”. Начальника милиции не было.  Я пошел до прокурора. Прокурору я представился и показал протест краевого прокурора, который отменяет, что это вот изымание было незаконным,  что впредь не изымать штраф.  Он понял, что нужно отпускать человека. По телефону позвонил именно в КПЗ, именно тем людям, которые надо мной смеялись, и сказал, что личность установлена, нет надобности его дальше держать,  отпустите.  Когда я пришел опять  в  КПЗ  после прокурора, от меня потребовали письменного заявления, что прокурор, мол,  который отпускает,  пусть это напишет письменно. Я говорю: “Я стоял возле телефона.  Он, когда по телефону с вами говорил, почему не сказали: Господин прокурор, пишите письменно.  Почему вы в  кошки-мышки играете?” “Ну,  ладно,  подождите,  сейчас отпустим”. Я там стал ждать около часа. Они мимо проходят, смеются. Потом приходит дежурный, это ж КПЗ внутри.  Потом приходит дежурный с автоматом и на меня дулом тыкает так. Ткнул и говорит: “Вы чего здесь?  А,  ну, выходите”. А те дежурные прошли, смеются, как будто ты вот нарушитель пришел туда какие-то права качать: “А,  ну, выйди, мол”. Они сами этого не делали, они дежурного позвали, который с автоматом.  С автоматом меня препроводили на улицу.  Потом  я  пошел опять же до прокурора.  В письменном виде все же я взял у него,  настаивал, чтобы он дал мне письменно. Он разозлился, не знаю, на меня или на тех милиционеров, но все же написал, потому что я настаивал. Приношу,  отдаю этим капезэшника. “Нет, — говорит, — этого мало, прокурорской  этой бумаги.  Давай,  пусть начальник милиции тоже даст. Я все же ему подчиняюсь”.  Я говорю: “Почему ты в начале не говорил, что  именно начальник милиции?  Ты сказал или-или.  Вот тебе одна бумага после телефонного разговора”.  “Нет, его только”. Кихаев — зам. начальника милиции. У него был я, долго беседовал, долго стоял на очереди, долго говорил. Он как будто ничего не знает, вызывает по телефону этого и нарушителя и тех,  кто был — капезэшников, — к себе в кабинет. Я там стою в кабинете. Говорит: “Чего он натворил?” — как будто он ничего не знает, прочел акт. И я сказал, что в акте там не все правильно написано. Рустаму говорю: “Написал вот этот и так написал, что именно ты не захотел платить”. “Нет, — говорит, — я таких слов не писал”. “Видите, — говорю, — господа, — эти капезэшники, —  вы что делаете?” Ну,  короче,  бесполезно все это было.  Ну, наконец, Кихаев говорит: “Отпустите, нет нужды его дальше держать”.  Прокурорскую бумагу он  тоже увидел. Наконец, к вечеру, целый полдня или день я там потерял, к вечеру кое-как его вырвали"4.

Другой случай, рассказанный С.Тедоровым:

“Родня вот этого старика нашего Чахалидзе5, их родня. С поля с помидорами ехали домой после обработки с тяпками, в сапогах, грязные   Вот их задерживает вот  здесь  на перекрестке милиционер,  местный участковый, хотя знает в лицо, видел неоднократно. У других есть паспорта, а у одного не оказался паспорт.  Ну, дома паспорт. Его посадили в КПЗ и начали самым грубым образом там вымогать деньги. Не то, что прописки нет, нет паспорта. Почему с собой не таскаешь паспорт?  Он говорит:  ”Я ж на поле. Видишь обросший весь, грязный, с тяпками. Видишь?" Ну, короче оштрафовали его на 42 тысячи.  В КПЗ часа два-три он посидел, потом вынужден был заплатить.  Я подоспел, но уже было поздно. Он уже заплатил. Вот это просто охота на людей, охота за деньгами..."6.

Месхетинцам в местных администрациях перестали выдавать целый ряд справок, в частности, справки о приусадебных участках и наличии скота, позволяющие продавать продукты на рынке. Во всех подобных случаях следовали ссылки на отсутствие у заявителей временной регистрации на сорок пять суток. На некоторых предприятиях по требованиям сотрудников ПВС7 туркам не выдавали и не выдают заработную плату до тех пор, пока те не предъявляют справки о временной регистрации. По меньшей мере десятки турок были уволены с нескольких предприятий Крымского и Абинского районов, к примеру, девятнадцать рабочих (в основном женщины) подверглись увольнению в июле-сентябре 1997 г. на агрофирме “Кубань” (станица Варениковская Крымского района). Это же предприятие в 1997 г. перестало сдавать землю в аренду туркам, и многие семьи из Варениковской были вынуждены брать землю в аренду в Анапском районе. Так, в частности, в продлении аренды было отказано семье Васиба Бахриева. В этом, как и в других случаях, это было сделано под тем предлогам, будто земля требуется “постоянным” жителям, однако бывший участок Бахриевых в 1997 г. пустовал8. Власти прекратили выдачу и продление паспортов для месхетинцев, до настоящего времени турки могут получить только справки (временные удостоверения личности) по так называемой форме № 9.

С августа 1997 г. началось откровенное нагнетание напряженности, в основном тремя путями: посредством различных совещаний в краевой и районных администрациях, посвященных положению турок или вообще “межнациональным отношениям”; публикаций в краевой и районных газетах; сходов жителей, проводимых  по инициативе администрации или казачьих формирований. Краевые чиновники стали открыто говорить о необходимости выселения месхетинцев из края9.

Краевое руководство попыталось договориться с федеральным правительством (или сделало вид, что пытается заручиться согласием Москвы) и развязать себе руки. 10–13 сентября  в крае находилась рабочая группа  Миннаца во главе с Н.Ф.Бугаем. Группа посетила Крымский и Абинский районы, где прошли встречи с участием районных администраций, глав сельских самоуправлений и казачьих активистов. После отъезда рабочей группы Миннаца в районы, где проживают турки, было спущено указание провести совещания в районных администрациях с участием представителей милиции, местных самоуправлений и казачества (при Советской власти сказали бы — “партийно-хозяйственного актива”) и подготовить предложения о способах решения “проблемы турок”. Краевые власти к тому времени уже много раз продемонстрировали, что считают невозможной легализацию турок, а, значит, настаивают на их выселении. Районные администрации  также постоянно показывали или тихую солидарность с краевой администрацией или (как в Крымском районе) занимали более непримиримую позицию. Враждебность казаков к туркам и вообще “кавказцам” не для кого давно не является секретом, так что заранее было очевидно, как могут проходить и к каким результатам приведут подобные сходки. По сути дела, районным властям предложили провести антитурецкие демонстрации, чтобы повлиять на московское начальство и показать якобы настрой местного населения. Действительно, в Крымском и Абинском районах, еще когда в крае находилась московская делегация, началась череда совещаний и “сходов граждан”, которые проходили по сценарию “пятиминуток ненависти”. Описание нескольких таких сходок опубликовала крымская районная газета “Призыв”.

Вот выдержки из описания совещания в крымской администрации 12 сентября:

“...Если вы гости, то ведите себя по-людски, не хамите хозяину... Выступление казачьего атамана Таманского отдела И.В.Безуглого было очень эмоциональным и резким: “Мы не хотим и не позволим, чтобы гости ели наш хлеб и в нашем доме насиловали наших детей и сестер, вели себя нагло... Если лидеры турок-месхетинцев до сих пор не понимают, что они пришлые и чуждые по духу люди, то я говорю открытым текстом от имени многих кубанцев: вместе мы не уживемся”...Директор СШ [средней школы] № 11 п. Нижнебаканского Л.Г.Кан ”...Нынешние первоклассники родились здесь, в нашем районе, но родители принципиально не учат их русскому языку..." ...Глава Варениковской сельской администрации С.В.Скоробогатый: “От налогов увиливают и в то же время требуют и лечить их, и детей обучать, и ездят на своих машинах по нашим дорогам... Надо быстрее решать проблему с выездом турок-месхетинцев, иначе быть беде”... Н.Ф.Бугай (начальник Департамента Миннаца): “У вас уже есть печальный опыт событий в Узбекистане, надо извлечь из него уроки и мирным путем разрешить назревающий конфликт... Вас никто не приглашал на Кубань, вам никто ничего здесь не обещал... Вам дали возможность получить прописку и жилье в России, но вы все съехались в один район... Вы сами поставили себя вне закона, поэтому не надо кивать на Москву”... Подвел итоги этой встречи Д.Н.Цимбал (глава города Крымска и Крымского района), который сказал, что не может больше быть никаких компромиссов. Только выезд... Задача лидеров общины объяснить своим землякам, что у них нет надежды закрепиться в нашем районе. Казакам и туркам не ужиться вместе. Одним словом, гостям указали на дверь.10

Из заметки о сходе на хуторе Школьный:

“Говоря о миграционном процессе, С.В.Скоробогатый (глава Варениковской сельской администрации) отметил: если мы не отрегулируем вопросы миграции, не примем действенных мер, то через поколение (25–30 лет) славянское население в округе перейдет в разряд меньшинства. Если в 1989 году в округе насчитывалось около 800 жителей турецкой национальностей, то уже в 1997 году — свыше 2000 человек11.   Надо защитить интересы тех русских, которые изгнаны националистами из ”братских" республик и имеют право осесть в нашем крае... Выступление заместителя главы г.Крымска и Крымского района С.Д.Павлика также было посвящено недостаткам, отмеченным на сходе. Он довел до сведения собравшихся, что в решении проблем турок-месхетинцев не может быть никаких компромиссов: только выезд. И администрация г.Крымска и Крымского района готова помочь туркам продать приобретенные здесь домовладения, оформить загранпаспорта, решить вопросы с таможней"12.

В том же номере газеты помещена заметка о сходе в Западном округе города Крымска 11 ноября:

“Плавно разговор перетек в новое русло — межнациональных отношений. Турки-месхетинцы организовали несанкционированное кладбище, и нашим местным буренкам теперь негде пастись. Заместитель главы города и района по строительству Б.И.Шлатгауэр призвал жителей к патриотизму. Присутствовавший на сходе помощник атамана Таманского отдела ВКВ В.В.Медведев в ответ на жалобу граждан насчет притеснений со стороны инородцев сказал: ”А сами, что, не можете разобраться?! Речка рядом!"13

Власти и казачьи активисты постарались обеспечить максимальный резонанс от событий на хуторе Виноградный, где двух подростков десяти и одиннадцати лет обвинили в гомосексуальных развратных действиях против других детей и “сход граждан”, прошедший 29 июля по инициативе казаков из Крымска и при участии сотрудников районной и сельской администраций, а также Крымского ГРОВД, постановил выселить семьи этих подростков14. Строго говоря, месхетинцы к этому случаю не имели никакого отношения, и выселяли не месхетинцев, но районное, а вслед за ним краевое начальство постаралось направить все обвинения против турок15.  По заказу администрации Крымска и Крымского района местная независимая телестудия “Крымский экран” сняла передачу о событиях в Виноградном, и этот ролик  несколько раз был выпущен в эфир. О событиях в Виноградном написал депутат ЗСК А.И.Иванченко16.

События в Виноградном послужили поводом для нескольких “сходов граждан”, собранных  казаками в Варениковской, Нижнебаканском и других местах. Эти мероприятия не носили массового характера17 и, несмотря на агрессивный настрой организаторов,  не повлекли за собой каких-либо столкновений и беспорядков.

В октябре 1997 г. в крае с целью познакомиться с проблемой турок побывали представители Управления Верховного комиссара ООН по беженцам во главе с начальником юридического отдела регионального представительства УВКБ Адриано Сильвестри. Представители УВКБ только собирали информацию и не делали каких-либо заявлений, но местная пресса комментировала этот визит так, как будто они, ознакомившись с ситуацией, одобрили позицию краснодарских властей18 (текст  письма главы Представительства УВКБ ООН в Москве К.Дж.Карпентера на имя исполнительного директора ПЦ “Мемориал” Т.И.Касаткиной    приводится в Приложении 9).

Осенью 1997 г. и в первые месяцы 1998 г. в краевых и районных газетах было опубликовано больше материалов о месхетинцах, чем за предшествующие восемь лет. Практически все они  были выдержаны во враждебном по отношению к туркам тоне, содержали один и тот же набор стереотипов (незаконное проживание, криминальные наклонности турок, подходящее к концу терпение местного населения и т.п.)19. Вот выдержка из одной публикации:

“Сегодня их у нас проживает около 20 тысяч, подавляющее большинство не зарегистрированы и не имеют российского гражданства, а значит, сами себя сознательно обрекли на серьезные правовые ограничения и материальные лишения. Руководство Грузии пока не желает их вновь принять, а коренные кубанцы уже не выносят совместного проживания  с задержавшимися непрошенными гостями. Положение усугубляется резкими, если не назвать их антагонистическими отличиями в нормах поведения, обычаях и культуре в сочетании со сложной социально-экономической ситуацией. Все это приводит к частым конфликтам на межнациональной основе между турками и местным населением, казачеством. Администрация, Законодательное собрание края предпринимают энергичные меры по разрешению проблем переселения турок... Однако турецкая община в последнее время заметно активизировалась, пытается оказать давление на администрацию и Законодательное собрание края”20.

Начиная со 2 ноября  в течение двух с половиной месяцев милиция вместе с казаками в три этапа провела операцию “Вихрь” по проверке “паспортного режима” в ряде районов края21, включая Крымский и Абинский, то есть местах проживания турок. Массовым проверкам подвергались люди, прекрасно и давно знакомые местной милиции, тем не менее сотни месхетинцев были оштрафованы на суммы от 40 до 470 тыс. неденоминированных рублей, десятки  задержаны и провели по несколько суток в изоляторах временного содержания22. На жалобы активистов “Ватана” в ГУВД края и краевую прокуратуру были получены ответы  о правомерности  действий сотрудников милиции23.  Масштабные проверки продолжались и в январе-феврале. Журнал “Итоги” приводит слова  капитана милиции из Крымского района Сергея, не назвавшего своей фамилии:

“Турок мы задерживаем профилактически и объясняем, что им все равно придется отсюда уезжать. Это установка нашего руководства. Здесь ведь казаки живут. На таких прекрасных землях любые захотят обосноваться. А мест всем, конечно, не хватает... Я-то как раз никакой антипатии к ним не испытываю — дорогу они мне не переходили. Но я человек служивый и выполняю предписание...”24

17–21 ноября 1997 г. в крае побывала рабочая группа Министерства по делам национальностей  и федеративным отношениям РФ во главе с заместителем министра В.А.Бауэром с участием представителей МВД, ФСБ, МИД и других ведомств25. На двух совещаниях  в Крымске и Краснодаре присутствовали в основном представители краевой и районных администраций, а также казачьи активисты26. Большая часть выступлений была посвящена “несовместимости” турок с местным населением  и необходимости выезда месхетинцев. Набор основных аргументов в целом оставался неизменным, то есть собравшиеся говорили о резком “недовольстве” жителей и особенно казаков соседством с турками, об угрозе “социального взрыва” и межэтнических столкновений, поскольку у казаков закончилось терпение. Появились и новые доводы — об угрозе “стратегически важным районам” в связи с компактным поселением “иностранцев”.

Во время последующей  встречи с журналистами в Краснодаре В.А.Бауэр заявил следующее: “В следующем году начнется переселение турок-месхетинцев, которые самовольно компактно расселились в Краснодарском крае. Их пребывание здесь считается временным”27. О том же писал и официальный орган АКК газета “Кубанские новости”:

“В Краснодаре состоялась пресс-конференция рабочей группы из представителей различных властных структур, созданной по просьбе администрации Краснодарского края. Разговор шел о решении проблемы незаконного проживания турок-месхетинцев на Кубани ...В.А.Бауэр отметил, что турки-месхетинцы, незаконно проживающие на кубанской земле, не имеют какого-нибудь легитимного органа, с которым возможны переговоры. Также он подчеркнул, что и местные, и федеральные структуры в отношении дальнейшей судьбы  турок разногласий не имеют. Этим людям собираются оказать всестороннюю помощь в репатриации... Краевая администрация готова оказать репатриантам материальную помощь на оформление загранпаспортов. Грядущий 1998 год, по мнению специалистов, должен стать началом очищения Кубани от непрошеных гостей28 (курсив мой — А.О.).

“На совещании... (в Миннаце в Москве) выступил недавно побывавший в нашем крае заместитель министра по делам национальностей Владимир Бауэр. Он затронул вопрос незаконного расселения турок-месхетинцев на стратегически важных объектах, расположенных в Крымском районе. Практически неконтролируемое население — а это десятки тысяч людей, не являющихся российскими гражданами и зачастую настроенных, мягко говоря, недружелюбно к России, представляют серьезную угрозу безопасности на юге страны. По странному стечению обстоятельств именно в районах их компактного расселения расположены наиболее важные объекты — магистральные нефтепроводы, огромные нефте- и газохранилища, крупнейший на юге страны порт, многочисленные военные объекты... Кубанскому  руководству предложено обратиться к федеральному правительству с инициативой о придании Крымскому району и всей прибрежной полосе статуса стратегически важной территории. Для  принятия мер, в частности, ужесточения режима прописки, предлагается использовать в качестве законодательной базы Закон РФ ”О территориях военных городков стратегических объектов"29.

Нагнетание вражды к месхетинцам, однако, не привело к  каким-либо масштабным актам насилия, хотя в тот момент оценивать такую угрозу приходилось как весьма реальную. После ссоры семьи Бахриевых (ст. Варениковская) с соседями к Бахриевым несколько раз приезжали большими группами местные казаки и угрожали расправой, позднее во двор Бахриевых была брошена граната30. Самый крупный инцидент произошел 14 ноября, когда большая группа казаков с одобрения и при попустительстве местных властей  сорвала траурное собрание турок в ст. Варениковской, посвященное  годовщине депортации 1944 г. из Южной Грузии, хотя активисты “Ватана” получили официальное разрешение на собрание и арендовали для этого зал31. В информационном письме ПЦ “Мемориал” “Остановить этническую чистку в Краснодарском крае!” от 5.12.97 за подписью А.Г.Осипова было высказано предположение о следующих возможных сценариях развития событий:

“Краснодарские власти могут постепенно насильственно выселять малые группы турок за пределы края в расчете на то, что следом начнется их массовый отъезд. Власти могут, попустительствуя казачьим группировкам и поощряя их, сознательно довести дело до погромов и столкновений, а затем добиться ”эвакуации" турок. В обоих случаях краевая администрация может рассчитывать, что ей удастся избежать широкой огласки, навязать всем свою версию происходящего и  снять с себя ответственность за случившееся"32.

Усиленное психологическое давление на турок продолжалось и в первые месяцы 1998 г., 6 марта в газете “Кубань сегодня” появилось сразу две публикации о турках. В разделе “Вестник администрации края” была помещена статья самого губернатора Н.И.Кондратенко “Кому нужна новая кавказская война?” и  статья заместителя начальника Управления социально-политического прогнозирования АКК “Кто покровительствует незваным гостям. Осторожно — провокация!”. Поводом послужили прошедшие в Москве 27 января и 16 февраля слушания на ПППЧПКС, посвященные соблюдению прав человека, в том числе национальных меньшинств в Краснодарском крае. Суть статьи Н.И.Кондратенко: турки самовольно, вопреки решению правительства компактно поселились в “предкурортной зоне” и создали множество проблем. Эти проблемы могут быть решены только выездом турок из края. Сами турки занимают неконструктивную позицию, стремятся осесть на Кубани и оказывают давление на краевые власти. За их спиной стоит Турция, которая “похоже больше заинтересована в проживании соплеменников в  России, нежели расселении их у себя”, и “некоторые политические силы, в том числе из Москвы”.

“Население Кубани должно знать, что все это звенья одной цепи. Есть злые силы от политики, которые раздувают новую кавказскую бойню. ...А теперь они же провоцируют обострение межнациональных отношений в относительно спокойном крае, сталкивая власти и коренное население с турками-месхетинцами. Вместо того, чтобы там, в Москве, на межгосударственном уровне решать вопросы о переселении их на историческую родину, эти силы разжигают страсти, обостряют и без того сложные межнациональные отношения... Вновь обращаюсь к руководителям общественных организаций турок-месхетинцев: не будоражьте свой народ, не настраивайте людей на экстремизм и неповиновение Закону. Давайте сообща решать вопрос о переселении, а не искать обходные пути или запугивать нас судами, телерепортажами и публикациями в СМИ.”

Статья Н.В.Телегина помимо идей, изложенных губернатором, содержала и подробное разъяснение для публики, кто же такие месхетинские турки.

“Особую тревогу вызывает рост преступности, а ее злостный характер в любой момент может спровоцировать межнациональный конфликт. По сравнению с 1994 годом количество преступлений, совершенных турками-месхетинцами, возросло вдвое... Нередко звучат угрозы в адрес коренного населения... они (турки) открыто перешли к тактике запугивания, угроз, несоблюдения законов и даже заявляют о том, что в недалеком будущем прибегнут к экстремизму и террору по отношению к коренному населению. Нетрудно догадаться, что мотивы такого поведения родились не у самих турок-месхетинцев, проживающих в крае. За их спинами стоят умелые дирижеры, и не секрет, что подобные планы вынашиваются в определенных зарубежных кругах, там же отрабатываются и просчитываются. Поэтому позиция властей, коренного населения жесткая и однозначная: турки-месхетинцы являются гражданами, временно проживающими в крае, и будут из него переселены. Речь идет только о сроках выселения.”