Проблемы переселения в Грузию

Периодически краевое руководство публично поднимает вопрос о необходимости  “репатриации” турок в Грузию, о наличии (или о скором складывании) условий для такой репатриации и поэтому нежелательности “укоренения” месхетинцев в крае.  Обеспечение прав турок и создание условий для переселения желающих в места, где они или их предки жили раньше, — вещи, между собой  логически и юридически никак не связанные, но краевых (а как будет показано ниже, и федеральных) чиновников подобная подмена не смущает.  Первый нажим на турок в этой связи отмечался в 1992 г., после того, как в апреле в Краснодаре побывала делегация Государственного Совета и была подписана одностраничная декларация о желательности  создания условий для возращения “месхов” в Грузию, громко названная “Концептуальным планом   по репатриации населения, депортированного в 1944 г. из Месхетии и Джавахетии Грузинской ССР”. Второй раз кампания по стимулированию “репатриации” отмечалась осенью 1994 г., после подписания 16 августа межправительственного “Протокола намерений о сотрудничестве по итогам переговоров делегаций Республики Грузия и Российской Федерации по вопросу возвращения в Грузию месхетинцев и иных лиц, депортированных в 1944 г. из Самцхе-Джавахети и временно проживающих на территории России” и выхода Постановления Кабинета министров Грузии № 589 от 23.08.94 “О репатриации лиц, депортированных из Самцхе-Джавахети”. И Протокол, и Постановление представляли собой декларации о намерениях: они не определяли ни механизмов, ни условий, ни сроков, ни источников финансирования и материального обеспечения планируемого переселения. Российская делегация, побывавшая в Грузии, вывезла оттуда устные заверения ряда грузинских чиновников о возможности переселения в Цалкский район сто семей месхетинцев (позднее в представлении некоторых депутатов, должностных лиц краевой администрации и некоторых федеральных ведомств это число выросло почему-то до четырехсот1). Через месяц в Грузии благополучно забыли обо всех планах, связанных с Цалкой, а в Краснодарском крае  только начался процесс обработки турок и сбора подписей под обязательством выехать в Грузию у тех семей, которые могли бы сделать это в первую очередь2. Перспектива ехать неизвестно куда поздней осенью без каких-либо гарантий никого из месхетинцев не вдохновила, и инициатива властей ничем не закончилась. Официальные сообщения о том, что дорога в Грузию “открыта” для турок, но те не желают воспользоваться такой возможностью, спровоцировала  казачество на серию угроз и акций запугивания, но серьезных последствий эти действия не имели.

Надежды быстро “сплавить” турок в Грузию ожили после появления Указа Президента Республики Грузия № 802 от 9.12.96, утвердившего “Государственную программу решения правовых и социальных проблем депортированных и репатриированных в Грузию месхов”. Программа  оказалась мертворожденной, те ее пункты, которые предусматривали какие-то конкретные действия на 1997 и 1998 гг., оказались полностью проваленными3, но власти РФ и КК по-прежнему рассматривают со ссылкой на Указ 802 “репатриацию” в Грузию как основной путь (или с недавних пор как один из основных путей) решения проблемы месхетинцев в крае.

Собственно, позиция грузинских властей заключается в том, чтобы не брать на себя никаких конкретных обязательств, периодически выпускать ни к чему не обязывающие декларации или акты исполнительной власти о проведение неких подготовительных мероприятий, которые впоследствии остаются на бумаге. Отчасти это может быть объяснено тем, что реально проводя переселение месхетинцев, руководство Грузии неизбежно столкнется с серьезными проблемами (от необходимости новых инвестиций до сопротивления радикально-националистической оппозиции), но не получит  взамен абсолютно никаких политических дивидендов, отсюда, естественно, вытекает имитация конструктивной деятельности при отсутствии каких-либо практически значимых сдвигов.

Лидеры общества “Ватан”, настаивая на серьезной подготовке к переселению и на законодательных гарантиях, демонстрируют в принципе ответственный, но несколько наивный подход: руководство Грузии имеет все возможности, сохранив имидж правового демократического государства, не допустить масштабного переселения или свести его к минимуму, месхетинское же движение никаких рычагов влияния на правительство Грузии не имеет. Выдвинутый, обществом “Ватан” еще в 1994 г. лозунг  о необходимости принятия парламентом Грузии закона о реабилитации месхетинцев и предоставления гарантий переселения в Ахалцихский регион, откуда месхетинцев высылали в 1944 г.,  может привести совсем не к тому, о чем думают его сторонники. Во-первых, принятие именно такого закона можно откладывать до бесконечности под чисто юридическими предлогами4, а до того тормозить все инициативы, направленные на переселение. Например, требование организовать переселение месхетинцев в Ахалцихский регион вполне изящно отклоняется на том основании, что всякое законно находящееся на территории Грузии лицо может свободно выбирать место жительства на территории РГ и потому никакие особые предписания о территории расселения репатриантов не нужны. Во-вторых, проблема носит правоприменительный характер в гораздо большей степени, чем формально-правовой. В современной Грузии президент - это реальная власть, и если не выполняется Указ президента, то почему следует думать, что будет выполняться закон, принятый парламентом? Проблема заключается не только и не сколько в принятии правовых актов, сколько в том, чтобы добиться их выполнения, в частности, отмены разрешительной прописки не только на бумаге, но и в действительности. Разумеется, эта задача для успешного решения требует не одного года и не двух лет, и необходима прежде всего добрая воля властей Грузии. Пожалуй, единственной надеждой для месхетинцев как-то сдвинуть ситуацию с мертвой точки остаются европейские институты, прежде всего Совет Европы. Парламентская Ассамблея Совета Европы ставит одним из условии приема Грузии в  СЕ создание в течение двенадцати лет5 депортированным месхетинцам и их потомкам права добровольного возвращение в страну. Разумеется, все попытки краснодарских властей “вытолкнуть” турок якобы в Грузию не  имеют никакого отношения к подобным инициативам.