Новые меры властей
Ситуация в КК изменилась в середине марта 1998 г., этот момент с рядом оговорок можно считать рубежом, после которого власть “сбросила обороты” и если не прекратила нагнетание напряженности вокруг турок, то заметно снизила его интенсивность. Уже в упомянутой выше статье Н.И.Кондратенко содержались призывы “сохранять мир и спокойствие”, не допускать никаких столкновений на национальной почве, защищать “честь и достоинство каждого жителя, в том числе и турка-месхетинца”1. Ночью 16 марта четверо вооруженных налетчиков вломились в турецкий дом в пос. Ахтырском, расположенном на трассе Краснодар—Новороссийск. Почему для разбойного нападения была выбрана бедная месхетинская семья — неизвестно, возможно, преступники просто перепутали дома. В Абинском РОВД получили сообщение о неизвестной вооруженной группе в Ахтырском, и к месту происшествия выехала оперативная группа. Когда милиционеры вошли во двор, завязалась перестрелка, в результате которой погиб один сотрудник милиции (Владимир Кузнецов) и два налетчика, двое оставшихся бандитов были задержаны. Турецкая семья не пострадала. На следующий день в Ахтырский приехали глава администрации края Н.И.Кондратенко и руководители ГУВД. Губернатор заявил о том, что налет на турок является не случайным инцидентом, а хорошо спланированной и далеко идущей провокацией, направленной на то, чтобы разжечь вооруженный конфликт между месхетинцами и казаками, свалив вину за налет на казаков2.
18 марта Н.И.Кондратенко провел пресс-конференцию, на которой заявил, что “спецслужбы США вместе с ”пятой колонной" взяли курс на дестабилизацию ситуации в крае". “Губернатор призвал всех людей, живущих в крае, — русских, казаков, турок-месхетинцев, армян, греков, адыгов-шапсугов — к благоразумию, мудрости”3. “Ситуацию нужно заморозить, не дать ей обостриться. Это, впрочем, касается и других диаспор. Я им говорю: не зовите в край своих соотечественников.”4 После этого тональность выступлений чинов краевой администрации и подконтрольных ей средств массовой информации смягчилась. Полностью прекратились прямые нападки на месхетинцев, упоминания о каких-либо национальных группах сократились до минимума, а на первый план вышли рассуждения о необходимости “предотвращения конфликтов”. Сократились “проверки паспортного режима”, и почти прекратились агрессивные выходки казаков против турок. Принципиально ситуация, впрочем, не изменилась: проверки документов, задержания и штрафы продолжались. Задержанных турок иногда избивают5. Во многих случаях месхетинцев, приходящих регистрироваться “по месту пребывания”, вынуждают заплатить кроме сбора за регистрацию еще и штраф за отсутствие регистрации в предшествующие месяцы. Весной 1998 г. туркам, живущим в ст. Варениковской, агрофирма “Кубань” сдала землю в аренду, но через месяц земельные участки у них забрали назад, и тем самым лишили их возможности что-либо заработать в этот сезон.6 Весной 1998 г. краевые власти начали кампанию по выселению месхетинцев в Турцию (см. ниже).
10 сентября 1998 г. было принято Постановление ГАКК № 511 “О временной регистрации лиц турецко-месхетинской национальности на территории Краснодарского края”, которое предписывало ГУВД КК “в месячный срок осуществить регистрацию по месту пребывания сроком на один год лиц турецко-месхетинской национальности, фактически проживающих на территории Краснодарского края, с проставлением оттиска штампа в основном документе, удостоверяющем личность”, за эту операцию предполагалось брать с каждого совершеннолетнего сумму в размере минимальной зарплаты. Постановление, однако, уже 24 сентября было отменено новым ПГАКК № 555 под предлогом его несоответствия Закону 9-КЗ7. Постановление 511 противоречило федеральному законодательству, так как сохраняло особый режим для отдельной этнической группы, который не предполагал соблюдение всех предусмотренных законом прав граждан. Но если бы оно было введено в действие, то заметно облегчило бы положение турок, по крайней мере, можно было ожидать прекращения изматывающих “проверок паспортного режима”. Этого, однако, не произошло, и остается неизвестным, зачем АКК понадобилось подобное представление. Есть только предположения: а) Постановление 511 было принято без намерения выполнять его, а лишь с целью смягчить возможную критику на объединенной коллегии Генеральной прокуратуры и МВД РФ, где должно было обсуждаться, как соблюдается в регионах федерального законодательства о праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства; б) это было сделано с той же целью перед началом работы Межведомственной комиссии при Правительстве РФ по проблемам месхетинских турок; в) это было сделано для того же к сентябрьской встрече в Гааге представителей международных организации по проблемам месхетинцев. До конца неясно, почему постановление было отменено. По имеющимся сведениям, ГУВД КК было его инициатором и стояло за его выполнение, но против постановления резко выступили главы администраций Крымского и Абинского районов.
Разумеется, в 1998 г. туркам продолжали отказывать в регистрации по месту жительства, причем отказы происходили как на уровне ПВС, так и на уровне комиссий миграционного контроля. И хотя в качестве одного из основных предлогов отказа выдвигают якобы отсутствие у заявителей российского гражданства, но отказывают также тем туркам, которые оформили гражданство РФ в порядке регистрации в других регионах России или в российских консульствах в Узбекистане8. Многочисленные обращения месхетинцев в районные ПВС в сентябре 1998 г. были просто проигнорированы.
С августа 1998 г. от краевой организации общества “Ватан” в ПЦ “Мемориал” поступают сообщения о том, что туркам в Крымском районе стали выдавать некие “Временные удостоверения личности” с подзаголовком “Гражданином Российской Федерации не является”9. Милиция фактически стала заниматься толкованием закона о гражданстве, решая, кто является, а кто не является гражданином РФ, не только в отношении турок. В прессе описан случай10, когда “Временное удостоверение негражданина” было выдано в Ейске жителю Ярославля, случайно оставшемуся без документов. Сообщения “Ватана” о том, что при регистрации новорожденных детей в свидетельства о рождении ставится штамп “не является гражданином Российской Федерации”, пока не подтвердились. В 1998 г., официально объявленный в РФ Годом прав человека, избирательные комиссии в Крымском и Абинском районах отказались допустить месхетинцев к участию в выборах в ЗСК, которые прошли 22 ноября, а администрация пос. Нижнебаканского запретила туркам коллективную молитву в местном клубе. 1999 г. начался новыми кампаниями “проверок паспортного режима”, штрафов и изъятий документов, в том числе водительских прав. В Крымском районе сотрудники милиции открыто говорят месхетинским активистам, что давление усиливается в ответ на жалобы в вышестоящие органы власти и в суд.
Положение месхетинцев ухудшается и без специальных усилий администрации. В 2000 г. истекает срок действия водительских прав старого образца, а новые туркам не выдают из-за отсутствия прописки. Месхетинцы не получают новых внутренних паспортов Российской Федерации и после истечения срока действи паспортов СССР рискуют остаться вообще без личных документов.