Выселение в Турцию
Переселить месхетинцев из края под любым предлогом1 в любом направлении стремились еще тогда, когда парламент Турции принял Закон № 3835 “О приеме и расселении в Турции ахалцихских турок” (“Ahisha Turklerinin Turkiye’ye Kabulu ve Iskanina dair Kanun”) от 2.07.92. Закон носил “рамочный” характер, в течение трех последующих лет переселение в ограниченном масштабе проводилось на основе ежегодных квот, устанавливаемых правительством. В 1992–1994 гг. из бывшего СССР в Турцию переехало около трехсот семей месхетинцев, в том двадцать одна семья из Краснодарского края в конце 1993 — начале 1994 г., но позднее процесс переселения был прекращен. Интересно отметить, что хотя органы внутренних дел в КК не выписывали месхетинцам паспорта и водительские удостоверения из-за отсутствия прописки, но они получили санкцию краевой администрации и федерального МВД на выдачу туркам-месхетинцам заграничных паспортов для выезда на постоянное место жительства и делали это по крайней мере с 1993 г.2 (таким образом, турки получали документы на одноразовый выезд; простые загранпаспорта туркам не выписывают). То есть все вновь было направлено на стимулирование выезда месхетинцев.
Еще осенью 1997 г. в краевой и районных администрациях возобновились разговоры о переселении турок в Турцию, а весной 1998 г. краевая власть сделала на это основную ставку. В начале года Федеральная миграционная служба РФ приняла решение о выделении средств для приобретения жилых домов у турок, желающих выехать из края, чтобы в дальнейшем предоставлять это жилье вынужденным переселенцам. Однако в феврале поступили сведения, что администрация Крымского района фактически запретила жителям покупать дома у турок, предупредив: в турецких домах никого не будут прописывать3. В Крымском районе были отобраны девяносто пять семей, готовых уехать в Турцию. В “Кубанских новостях” появилась заметка под “дружелюбным” названием “Потомки янычар пакуют чемоданы”4, в которой утверждалось, что начат процесс переселения в Турцию и туркам, как выходцам из Турции, нужно переселяться туда, на историческую родину" в их же собственных интересах. Высказывания краевой администрации поменяли направленность: если осенью 1997 и зимой 1998 г. шли разговоры о том, что по решению правительства РФ вот-вот произойдет “добровольно-принудительное” переселение турок в “отведенные им области” и в Грузию, то после краевая власть стала делать вид, что “проблема месхетинцев” полностью решена и турки скопом уезжают в Турцию. Очевидно, именно краевая администрация стала распространять слухи о том, что месхетинцы — эмигранты из Турции, эти утверждения попали даже в претендующую на солидность “Независимую газету”5.
Двадцать три семьи, в основном из пос. Нижнебаканского и хут. Новоукраинского (примерно 130 чел.), продав дома районным властям и получив российские заграничные паспорта, без всякого согласования с турецкой стороной в начале июля были отправлены в Турцию. Эти люди, разумеется, дали согласие на переселение, но говорить о добровольности выезда, учитывая сильнейшее давление, которому подвергаются месхетинцы, не приходится. Документы этим людям были выданы с нарушениями обычного порядка оформления заграничных паспортов: во-первых, срок их действия был ограничен одним годом, вместо положенных пяти, во-вторых, в паспорта был проставлен штамп о том, что владельцы не являются гражданами РФ, в-третьих, была внесена без каких-либо оснований отметка о том, что владельцы выезжают “на постоянное место жительства”. У отъезжающих были изъяты внутренние советские паспорта и трудовые книжки, то есть было сделано все, чтобы эти люди не смогли вернуться обратно в РФ. По истечении месяца — срока действия гостевых виз — они оказались фактически на нелегальном положении. На обращения депутата ГД РФ В.В.Игрунова из Генеральной прокуратуры РФ пришел ответ о том, что группа турок выехала из Крымского района “в частном порядке по собственной инициативе”, а “лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации и не имеющим регистрации по месту жительства, заграничные паспорта оформлены сроком на один год на основании инструктивно-распорядительных документов МВД Российской Федерации и МВД СССР, законность которых проверяется”6. В ответе, поступившем из МВД РФ, была дана ссылка на “упрощенный порядок выезда за границу лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства и статуса беженца, который был установлен во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1993 г. № 1049"7. Позднее, в конце января 1999 г., в Турцию была отправлена вторая группа — двадцать семей из Крымского района8.