Дискриминация по признаку места жительства
и этническому признаку в Москве и Московской области
Август 1999 г.–декабрь 2000 г.

Доклад Правозащитного центра «Мемориал»
и благотворительной организации «Гражданское содействие»

Москва 2001

Составители доклада:
А.Ю.Буртин, Л.В.Вахнина, С.А.Ганнушкина,
В.М.Гефтер, А.Г.Осипов, О.И.Черепова

Доклад подготовлен при содействии
Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев
и Фонда Форда

Введение

Доклад посвящен систематическим и грубым нарушениям прав человека в Москве и Московской области в период с августа 1999 г. по декабрь 2000 г. Эти нарушения заключались в преследованиях граждан определенной этнической принадлежности (выходцев из Кавказского региона, и прежде всего чеченцев), в произвольных и незаконных отказах в регистрации по месту жительства и месту пребывания, в массовых милицейских проверках регистрации, сопровождавшихся произвольными задержаниями, избиением задержанных, проникновением в жилые помещения, изъятием личных документов. Наиболее острая ситуация сложилась в сентябре–октябре 1999 г. после организованных неизвестными террористами взрывов жилых домов 9 и 13 сентября, затем в марте 2000 г., а также в августе–сентябре 2000 г. – после террористического акта на Пушкинской площади. Во всех этих случаях московские власти, грубо нарушая действующее законодательство, фактически вводили в городе элементы чрезвычайного положения. Особые меры руководства Москвы совпадали с начатой МВД в масштабах страны операцией «Вихрь-антитеррор», также предполагавшей ужесточение «паспортного режима». Первый этап операции «Вихрь-антитеррор» официально проводился с 13 сентября по 6 октября 1999 г., и к середине ноября элементы чрезвычайного положения в Москве в основном были сведены на нет. Тем не менее массовые нарушения прав граждан – задержания и аресты простых чеченцев и ингушей, незаконные вторжения в их дома, обыски, погромы, оскорбления, избиения и фальсификация уголовных дел – продолжались. В связи с войной в Чечне положение чеченцев в Москве, как и в других регионах, заметно ухудшилось. Второй этап операции «Вихрь-антитеррор» проходил в марте 2000 г., третий – с 8 августа по конец сентября 2000 г. Оба они носили откровенно дискриминационный характер.  
В 90-е годы Москва устойчиво сохраняет репутацию города с крайне неблагополучным положением в области соблюдения прав человека. Наиболее острые проблемы – ограничение права на свободу передвижения и выбор места жительства посредством института регистрации, «паспортный режим» и милицейский контроль за его соблюдением, произвол со стороны милиции – незаконные задержания, избиения, угрозы выдворения из города, вымогательство денег, разные формы дискриминации по этническому признаку, в первую очередь при регистрации и при проверках личных документов, нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев. Подобные нарушения в Москве приобрели массовый и систематический характер, их главным инициатором и виновником являются городские власти, открыто пренебрегающие федеральным законодательством и международными обязательствами страны. Власти Московской области проводят ту же политику, что и власти Москвы.  
События августа–декабря 1999 г. резко выделяются даже на подобном неблагоприятном фоне. Во-первых, был использован такой способ преследования по этническому признаку, как массовая фальсификация уголовных дел. Подобная практика встречалась и раньше, но столь широкий размах она приняла впервые. Во-вторых, массовые и грубые нарушения Конституции со стороны органов власти субъекта Федерации приняли совершенно открытый и вызывающий характер. В-третьих, происшедшее продемонстрировало не только беспомощность федеральных властей перед грубыми нарушениями закона со стороны региональных властей, но и откровенное нежелание противодействовать таким нарушениям, а в ряде случаев – прямую поддержку со стороны федеральной власти, в частности, при нарушениях права на свободу передвижения и систематической дискриминации по этническому признаку. В-четвертых, события в Москве стали наиболее наглядной иллюстрацией общероссийской тенденции: власти федерального и регионального уровней все чаще стараются действовать вне каких-либо правовых рамок, по принципу «все, что прямо не запрещено законом, – разрешено», и стремятся представить неправовые действия как вполне приемлемый и даже совместимый с действующим законодательством подход.  
Вошедшие в доклад сведения в основном были собраны путем опроса лиц, пострадавших от произвола властей и обратившихся за помощью в благотворительную организацию помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» и Правозащитный центр «Мемориал», изучения нормативных актов органов государственной власти Москвы, сообщений национально-культурных обществ и других организаций, а также СМИ.