Дискриминация по признаку места жительства
и этническому признаку в Москве
и Московской области
Август 1999 г.–декабрь 2000 г.
Доклад Правозащитного центра «Мемориал»
и благотворительной организации
«Гражданское содействие»
Москва 2001
Составители доклада:
А.Ю.Буртин, Л.В.Вахнина, С.А.Ганнушкина,
В.М.Гефтер,
А.Г.Осипов, О.И.Черепова
Доклад подготовлен при содействии
Управления Верховного Комиссара ООН по
делам беженцев
и Фонда Форда
Введение
Доклад посвящен систематическим и грубым нарушениям прав человека в Москве
и Московской области в период с августа 1999 г. по декабрь 2000 г. Эти
нарушения заключались в преследованиях граждан определенной этнической
принадлежности (выходцев из Кавказского региона, и прежде всего чеченцев),
в произвольных и незаконных отказах в регистрации по месту жительства и
месту пребывания, в массовых милицейских проверках регистрации, сопровождавшихся
произвольными задержаниями, избиением задержанных, проникновением в жилые
помещения, изъятием личных документов. Наиболее острая ситуация сложилась
в сентябре–октябре 1999 г. после организованных неизвестными террористами
взрывов жилых домов 9 и 13 сентября, затем в марте 2000 г., а также в августе–сентябре
2000 г. – после террористического акта на Пушкинской площади. Во всех этих
случаях московские власти, грубо нарушая действующее законодательство,
фактически вводили в городе элементы чрезвычайного положения. Особые меры
руководства Москвы совпадали с начатой МВД в масштабах страны операцией
«Вихрь-антитеррор», также предполагавшей ужесточение «паспортного режима».
Первый этап операции «Вихрь-антитеррор» официально проводился с 13 сентября
по 6 октября 1999 г., и к середине ноября элементы чрезвычайного положения
в Москве в основном были сведены на нет. Тем не менее массовые нарушения
прав граждан – задержания и аресты простых чеченцев и ингушей, незаконные
вторжения в их дома, обыски, погромы, оскорбления, избиения и фальсификация
уголовных дел – продолжались. В связи с войной в Чечне положение чеченцев
в Москве, как и в других регионах, заметно ухудшилось. Второй этап операции
«Вихрь-антитеррор» проходил в марте 2000 г., третий – с 8 августа по конец
сентября 2000 г. Оба они носили откровенно дискриминационный характер.
В 90-е годы Москва устойчиво сохраняет репутацию города с крайне неблагополучным
положением в области соблюдения прав человека. Наиболее острые проблемы
– ограничение права на свободу передвижения и выбор места жительства посредством
института регистрации, «паспортный режим» и милицейский контроль за его
соблюдением, произвол со стороны милиции – незаконные задержания, избиения,
угрозы выдворения из города, вымогательство денег, разные формы дискриминации
по этническому признаку, в первую очередь при регистрации и при проверках
личных документов, нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Подобные нарушения в Москве приобрели массовый и систематический характер,
их главным инициатором и виновником являются городские власти, открыто
пренебрегающие федеральным законодательством и международными обязательствами
страны. Власти Московской области проводят ту же политику, что и власти
Москвы.
События августа–декабря 1999 г. резко выделяются даже на подобном неблагоприятном
фоне. Во-первых, был использован такой способ преследования по этническому
признаку, как массовая фальсификация уголовных дел. Подобная практика встречалась
и раньше, но столь широкий размах она приняла впервые. Во-вторых, массовые
и грубые нарушения Конституции со стороны органов власти субъекта Федерации
приняли совершенно открытый и вызывающий характер. В-третьих, происшедшее
продемонстрировало не только беспомощность федеральных властей перед грубыми
нарушениями закона со стороны региональных властей, но и откровенное нежелание
противодействовать таким нарушениям, а в ряде случаев – прямую поддержку
со стороны федеральной власти, в частности, при нарушениях права на свободу
передвижения и систематической дискриминации по этническому признаку. В-четвертых,
события в Москве стали наиболее наглядной иллюстрацией общероссийской тенденции:
власти федерального и регионального уровней все чаще стараются действовать
вне каких-либо правовых рамок, по принципу «все, что прямо не запрещено
законом, – разрешено», и стремятся представить неправовые действия как
вполне приемлемый и даже совместимый с действующим законодательством подход.
Вошедшие в доклад сведения в основном были собраны путем опроса лиц, пострадавших
от произвола властей и обратившихся за помощью в благотворительную организацию
помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» и Правозащитный
центр «Мемориал», изучения нормативных актов органов государственной власти
Москвы, сообщений национально-культурных обществ и других организаций,
а также СМИ.