8. Общественное мнение

К сожалению, за последние два года общественное мнение в России при активной поддержке властей подверглось самому сильному за прошедший век влиянию расистских и националистических идей. Сегодня мы вынуждены констатировать, что ситуация в этой области крайне неблагополучная. Лишь некоторые ориентированные на интеллигенцию либеральные московские СМИ продолжают соблюдать политическую корректность в отношении чеченцев и других кавказцев. Остальные же, ориентированные на обывателя и гораздо более популярные СМИ (например, газеты «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты», государственные телеканалы ОРТ, РТР и ТВ 6), давно отказались от этого принципа. Журналисты поддерживают обывательскую точку зрения, согласно которой все кавказцы (а чеченцы в особенности) – это неблагонадежные, криминальные люди. Общее отношение к воюющим в Чечне партизанам как к «бандитам» и «варварам» очень часто автоматически распространяется на всех чеченцев, в том числе женщин и детей. Известно множество случаев, когда журналисты, со слов милиции, называли «бандитами» и «террористами» совершенно невинных чеченцев, хотя разобраться в их деле не составляло труда. Иначе говоря, в общественном мнении сегодня действует презумпция виновности кавказцев, согласно которой от каждого из них ждут преступления и в каждом совершенном преступлении подозреваются прежде всего они.  
В такой атмосфере милиция, грубо нарушающая права национальных меньшинств, чувствует себя совершенно безнаказанной. Более того, многие милиционеры убеждены, что, подбрасывая чеченцу наркотики или гранату, они действуют в интересах своей страны. Естественно, сами кавказцы постоянно чувствуют на себе этот расистский прессинг. Чеченцу (и вообще кавказцу) невероятно трудно снять в Москве квартиру – половина объявлений о сдаче кончается фразой «кавказцам не беспокоиться». Столь же сложное для чеченца дело – устройство на работу.  

9. Реакция федеральных органов государственной власти

Федеральные органы государственной власти, а также Президент РФ – гарант Конституции – практически не отреагировали на происходящее в Москве. Исполнявший обязанности Генерального прокурора РФ Владимир Устинов заявил, что необходимо «проявить понимание действий московских властей».  
Депутаты Государственной Думы Сергей Юшенков, Сергей Ковалев, Эдуард Воробьев, Виктор Похмелкин и другие разработали проект постановления Госдумы «О необходимости обеспечения строгого соблюдения Конституции РФ и законодательства РФ при осуществлении антитеррористической деятельности», содержащий рекомендации Правительству Москвы привести свои нормативные акты, направленные на предотвращение террористической деятельности, в строгое соответствие с Конституцией и законами РФ. Постановление было провалено Государственной Думой (за документ проголосовали 62 депутата, против – 136).  
Однако иногда обращения в федеральные органы власти были небесполезными.  
20 сентября 1999 г. на брифинге в МВД заместитель ПВУ МВД В.Я.Кривцов назвал не только практику перерегистрации, но и само Распоряжение №1007-РМ (см. Приложение 3) противоречащим Закону РФ «О праве граждан на свободу передвижения». Пострадавшим он советовал подавать в суд. Ни о каких мерах руководства МВД по отношению к подчиненному ему ГУВД Москвы, нарушающему закон, не было сказано ни слова.  
6 октября 1999 г. на встрече с редакторами ведущих газет Уполномоченный по правам человека Олег Миронов заявил, что правила регистрации в Москве незаконны и подлежат отмене.  
3 декабря на обращение от 19 июля 1999 г. сопредседателей «Гражданского содействия» депутата Государственной Думы Вячеслава Игрунова и Светланы Ганнушкиной из Генеральной прокуратуры был получен ответ, датированный 19 ноября, в котором было сказано о том, что «в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства Правила регистрации по месту пребывания и жительства в Москве и Московской области, утвержденные совместным Правительств Москвы и области Постановлением №241-28 от 30.03.99, опротестованы Генеральной прокуратурой». Этому решению предшествовало направление обращения в прокуратуру г.Москвы и прокуратуру Московской области, из которых первая не нашла нарушений в указанном документе (см. Приложение 4), а вторая обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой о принесении протеста.  
2 марта 2000 г. старший помощник Генерального прокурора РФ Т.Л.Пархоменко прислал ответ на обращение депутата Государственной Думы В.В.Борщева. В нем сообщалось, что отдельные пункты Постановления Правительства Москвы №875 (см. Приложение 3) и Распоряжения Мэра №1007-РМ ввиду их несоответствия федеральному законодательству опротестованы заместителем Генерального прокурора В.И.Давыдовым. Также говорилось, что в связи с отклонением протестов рассматривается вопрос подготовки обращения на имя и.о. Президента РФ В.В.Путина о приостановлении действия незаконных правовых актов.  
Сообщалось также, что Мэру Москвы по поводу Распоряжения №1057 (см. Приложение 3) внесено представление в целях устранения противоречий федеральному законодательству. Кроме того, прокуратуре г.Москвы поручено принять меры реагирования относительно приказа Комитета образования Москвы №567 «Об усилении безопасности в образовательных учреждениях» (см. Приложение 3). Сообщалось и об отмене приказа №15/4-3612 (см. Приложение 3), запрещающего выдавать чеченцам загранпаспорта.  
Однако к 2000 г. позиция Генеральной прокуратуры резко изменилась. Она забрала из суда свое заявление по поводу Распоряжения №1007-РМ и Постановления №875 и отказалась поддержать «Гражданское содействие» в суде по делу о Правилах регистрации. На вопросы журналистов о причинах этого отказа представитель Генеральной прокуратуры ответил, что, хотя прокуратура не считает Правила регистрации соответствующими закону, но опротестовывать их полагает несвоевременным. Таким образом, по мнению Генеральной прокуратуры, еще не наступило время, когда власти Москвы должны руководствоваться Конституцией и законом.  
18 декабря Министерство юстиции дало ответ по поводу Приказа №15/4-3612 от 21 сентября 1999 г. УВИР ГУВД о приостановлении выдачи и оформления паспортов. Минюст признал приказ противозаконным и сообщил, что в МВД направлено предложение о его отмене.  
Состоялись два заседания Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (см. Приложение 4).  
Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации согласилась с оценками и выводами Палаты о неконституционности ряда нормативных актов Правительства Москвы.