Лев Левинсон
7 июня принят
в первом чтении, 15 сентября во втором, 22 сентября в третьем чтениях Федеральный
закон (проект N 271652-4)
«О внесении изменения в статью 32
Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации»«, внесенный депутатами Владимиром Плигиным, Сергеем (Александровичем) Поповым (ЕР). Подписан Президентом РФ 16 октября 2006 года (N 4-ФКЗ).
Внесенные изменения, целью которых было чисто техническое приведение закона об Уполномоченном с Федеральным законом «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», можно считать ничтожными. Излагая прежнее содержание статьи 32 ФКЗ другими словами, новая редакция дополнена лишь правом Уполномоченного участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания «при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада» парламентской комиссии, если таковая создана по предложению Уполномоченного.
Поскольку по поводу закона была устроена пропагандистская акция с целью продемонстрировать, что в России принимаются законы не только упраздняющие права человека, но и – якобы – расширяющие гарантии их защиты, уместно сравнить тексты статьи 32 в прежней и измененной редакциях.
первоначальная редакция (от 26 февраля 1997 года) |
новая редакция (от 16 октября 2006 года) |
Статья 32 1. В случае грубого или массового нарушения
прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном
заседании Государственной Думы. 2.
Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о
создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и
свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно
либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и
проводимых слушаниях. |
Статья 32 1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе: 1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы; 2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии. 2. Уполномоченный вправе
обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских
слушаний по
фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через
своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях. |
Хотя слов в
статье стало почти в два раза больше, нового не прибавилось практически ничего.
Изменения тем малозначительнее, что само
парламентское расследование допускается соответствующим законом по весьма
ограниченному кругу проблем и может состояться лишь при согласии с инициативой
большинства обеих палат. Хотя Уполномоченный правомочен предложить Думе
провести расследование, он даже не наделен правом выступить
перед палатой с обоснованием своего предложения.
Вреда от
закона, конечно, нет. Пользы тоже.
9 июня принят в первом чтении проект федерального закона N 271655-4 “О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О статусе члена
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона “О парламентском
расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»«, внесенный
депутатами Владимиром Плигиным, Сергеем
(Александровичем) Поповым, Айратом Хайруллиным (ЕР).
Проект имеет юридико-техническое значение.
В законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополнительно указывается одна из форм деятельности депутата или члена верхней палаты – участие в работе парламентских комиссий и рабочих групп, создаваемых в порядке, установленном законом о парламентском расследовании.
Поправки, вносимые в самый закон о расследовании, направлены на уточнение понятийного аппарата.