О работе Государственной Думы

 

(весенняя сессия 2006 года, часть 4)

 

 

 

Лев Левинсон

 

Государственная защита прав и свобод человека

 

7 июня принят в первом чтении, 15 сентября во втором, 22 сентября в третьем чтениях Федеральный закон (проект N 271652-4) «О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»«, внесенный депутатами Владимиром Плигиным, Сергеем (Александровичем) Поповым (ЕР). Подписан Президентом РФ 16 октября 2006 года (N 4-ФКЗ).

Внесенные изменения, целью которых было чисто техническое приведение закона об Уполномоченном с Федеральным законом «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», можно считать ничтожными. Излагая прежнее содержание статьи 32 ФКЗ другими словами, новая редакция дополнена лишь правом Уполномоченного участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания «при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада» парламентской комиссии, если таковая создана по предложению Уполномоченного.

Поскольку по поводу закона была устроена пропагандистская акция с целью продемонстрировать, что в России принимаются законы не только упраздняющие права человека, но и – якобы – расширяющие гарантии их защиты, уместно сравнить тексты статьи 32 в прежней и измененной редакциях.

 

первоначальная редакция (от 26 февраля 1997 года)

новая редакция (от 16 октября 2006 года)

Статья 32

1. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых

слушаниях.

Статья 32

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых

парламентских слушаниях.

 

Хотя слов в статье стало почти в два раза больше, нового не прибавилось практически ничего. Изменения тем малозначительнее, что само парламентское расследование допускается соответствующим законом по весьма ограниченному кругу проблем и может состояться лишь при согласии с инициативой большинства обеих палат. Хотя Уполномоченный правомочен предложить Думе провести расследование, он даже не наделен правом выступить перед палатой с обоснованием своего предложения.

Вреда от закона, конечно, нет. Пользы тоже.

 

9 июня принят в первом чтении проект федерального закона N 271655-4 “О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона “О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации»«, внесенный депутатами Владимиром Плигиным, Сергеем (Александровичем) Поповым, Айратом Хайруллиным (ЕР).

Проект имеет юридико-техническое значение.

В законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополнительно указывается одна из форм деятельности депутата или члена верхней палаты – участие в работе парламентских комиссий и рабочих групп, создаваемых в порядке, установленном законом о парламентском расследовании.

Поправки, вносимые в самый закон о расследовании, направлены на уточнение понятийного аппарата.