Права национальных меньшинств

 

9 июня принят в первом, 28 июня во втором, 30 июня в третьем чтениях Федеральный конституционный закон (проект N 301548-4) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», внесенный Президентом РФ.

Закон подписан Президентом РФ 12 июля 2006 года (N 2-ФКЗ).

В соответствии с решениями, принятыми на референдумах 23 октября 2005 года в Камчатской области и Корякском автономном округе по вопросу их объединения, с 1 июля 2007 года считается образованным новый субъект Федерации – Камчатский край.

Как следует из статьи 1 закона, «образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития Камчатской области и Корякского автономного округа, а также повышение уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации». При этом умалчивается, какую цель имела Конституция, закрепившая в целом ряде статей существование в России территориальных образований – автономных округов именно как субъектов РФ.

Представляется, что такой целью было утверждение государственности коренных малочисленных народов как одной из гарантий их прав и их сохранения. Это следует из статей 69 и 71 (пункт «в») Конституции РФ.

Не соответствуют Конституции и прямые предписания закона о количественном составе, именовании законодательного (представительного) органа государственной власти создаваемого края и пропорциях избрания в него депутатов по пропорциональной и мажоритарной системам. Согласно части 1 статьи 77 Конституции, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Следовательно, все, что касается устройства, именования, состава органов госвласти новообразуемого субъекта РФ должно самостоятельно решаться двумя объединяющимися регионами на основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Установление системы госорганов Камчатского края федеральным конституционным законом противоречит Конституции.

Закон получил единогласную поддержку всех фракций и независимых депутатов. Ни в одном из чтений не было подано ни одного голоса «против».