Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Чужим - ни равноправия, ни гражданства ПРЕДИСЛОВИЕ Валентин Гефтер Наступило ли время возвратного движения в ХХ век? К тому, что было нормой в советском, да и в других государствах. Туда, где гражданство - один из важнейших институтов, без которого, якобы, нет и самого государства… Сторонники такого возврата сознательно смешивают необходимость правового регулирования в сфере гражданства и миграции с сознательным же отказом замечать интеграционно-глобалистские тенденции современной цивилизации. Например, тот факт, что, по недавним опросам, на западе (от России) около половины молодых людей относят себя уже к европейцам, а не к гражданам национальных государств. Но мы, пережившие распад империи, даже двух - за 75 лет, снова возвращаемся в эпоху традиционного этатизма с приоритетами границ, паспортов, "прописок". И тогда конституционное право "своего" на российское гражданство противопоставляется "аттестату зрелости" или даже пропуску для "чужого" претендента на трехцветнокожую паспортину и на равные с "коренными" общечеловеческие права (отнюдь не привилегии!). Перечислим "ударные" аргументы сторонников и разработчиков новых законов:
Как хорошо звучит все это в теории, которая не видит в новых российских нормах ничего особенно страшного, исходя, якобы, из общепринятых даже в Европе правовых стандартов и обычаев. Но если применить их к той миграционной ситуации, которая сложилась десять лет назад и так и не была урегулирована Российской Федерацией? Положение тысяч людей, и без того нелегкое все эти годы, теперь резко ухудшается поворотом к диктатуре жесткого закона, точнее - двух принятых законов. Диктатуре, имеющей мало общего с верховенством права, но зато слишком много с многолетней практикой силовых ведомств, навязавших эти законы российскому парламенту. И защищают столь жесткий подход правоведы-чиновники, которые хорошо знают о множестве жалоб на действия паспортно-визовой службы МВД РФ, возвращавшей без рассмотрения заявления о приеме в гражданство лицам, не имеющим вида на жительство. Разве только за последние полгода такой "порядок" установился, а раньше тем, кто не мог получить прописки-регистрации по месту постоянного пребывания - легче было?… К тому же многие лица с паспортами СССР теперь сняты с пенсионного обеспечения и бесплатного медицинского обслуживания, а органы МВД требуют от них возвратиться в места "происхождения" их паспорта (т.е. в республики их советской прописки!) и решать там вопрос о получении российского гражданства. И вот, хорошо зная нашу правоприменительную практику в данном вопросе, исполнительные государственники в Думе и администрации Президента не захотели хоть как-то облегчить правовое и, следовательно, социальное положение этих категорий бывших советских граждан. Подумать надо было бы и об отдельных категориях лиц, отказ которым в безусловном праве на гражданство заведомо избыточен и даже "антигосударственен". К ним относится, в частности, предложение Уполномоченного по правам человека в РФ признать бывших граждан СССР, прошедших службу в Российской армии (когда брали в армию -гражданства не требовали!), гражданами России с момента их призыва. Частично, эта проблема начала решаться лишь после "свежего" декабрьского указания Президента своей Комиссии по гражданству (на одном только ее заседании 23.12.2002. было рассмотрено 1700 такого рода "армейских" ходатайств, из которых 72% были сразу же удовлетворены!). А вот за 10 лет при наличии более 100 тысяч ходатайств о предоставлении гражданства и забот о подготовке разнообразных нормативных актов, чиновникам решить этот вопрос было недосуг. Одновременно Дума принимает в первом чтении закон, по которому лица, отслужившие до получения ими гражданства РФ в армиях иностранных государств, должны быть призваны в российскую армию. Из этого видно, какова цена награды в виде российского гражданства - отработать ее нужно, поскольку право меркнет по сравнению с обязанностью перед государственной машиной, а еще лучше двумя. Итак, Россия провозглашает: "Дым отечества не должен быть сладок и приятен". Ниже читателям настоящего спецвыпуска предлагаются избранные заключения на два обсуждаемых закона образца 2002 года. Они сгруппированы в первом блоке под названием "Отзывы". Во второй вошли предложения депутатов и/или экспертов правозащитного сообщества, нацеленные не только на критику, но и на исправление сложившейся ситуации, по крайней мере, в части, относящейся к положению граждан бывшего СССР. Некоторые из них внесены в Государственную Думу, причем оба приводимых нами в разделе "Предложения" проекта с изменениями и дополнениями в Закон "О гражданстве в РФ" лежат без движения в Комитете по госстроительству, явно не заинтересованном в том, чтобы хотя бы частично поправить "президентский" подход. Другие (см. тот же раздел) предложены руководству заинтересованных ведомств и Администрации Президента РФ - в форме его указов - и обсуждались на посвященном этой проблеме заседании Комиссии по правам человека при Президенте РФ 6 декабря прошлого года. Наконец состоялся (в форме переговорной площадки с ответственными представителями исполнительной и законодательной власти) острый обмен мнениями по сути изложенных там экспертами гражданского общества предложений. Согласие получено лишь на обсуждение этих "переходных" (от т.н. либерального к жесткому регулированию) законоположений в рамках "узкой" рабочей группы, которая за месяц пока так ни разу не собиралась. Слово и, все еще надеемся, дело - за высшей властью. Как долго ждать результата?.. |