Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ О работе Государственной Думы в феврале 2003 года О регулировании Интернета12 февраля отклонен в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (в архиве Zip, 5 Кб) , внесенный депутатом Сергеем Глазьевым (КПРФ). Комментарий Сергея Смирнова ("Правозащитная сеть")
Проектом предлагалось ограничить регулирование деятельности физических и юридических лиц в Интернете международными соглашениями, федеральными законами и ничем больше. "Главный смысл этого законопроекта – исключить возможность необдуманного бюрократического вмешательства в российский сегмент Интернета, придать публичность процессу принятия решений в этой сфере", – говорит о поправке ее автор (1). Казалось бы, светлая мысль: поставить барьер на пути недобросовестных чиновников из всяких министерств, самочинно устанавливающих "рогатки" для соотечественников, которым посчастливилось иметь доступ к всемирной сети. Однако депутаты проект не поддержали. Александр Шубин (СПС) от Комитета по информационной политике выступил перед Думой с обращением, из которого следовало, что идея Глазьева понятна, проблема "достойна внимания", но законопроект необходимо привести в соответствие с реальностью, то есть, с уже действующим законодательством и практикой (2). А в реальности взаимоотношения в Интернете регулируются не только федеральными законами, но и, например, гражданско-правовыми договорами. Кроме того, Комитет полагает, что не следует ограничивать компетенцию Президента и Правительства в вопросах обеспечения информационной безопасности, лицензирования и использования сети Интернет в интересах органов государственной власти. Покритиковав таким образом проект Глазьева, Шубин изложил коллегам, как должен выглядеть "правильный" подход к Интернету. "Государственная политика… должна строиться не на принципах всевозможного регулирования, а на принципах партнерства… в интересах экономического и научно-технического развития России, а также использование сети Интернет в качестве средства информационного обмена", – заявил он. Были сказаны хорошие слова о недопустимости монополизации, о необходимости обеспечить доступ к сети научным и образовательным учреждениям и учреждениям культуры, об участии операторов связи и пользователей сети в принятии решений, касающихся российского сегмента Интернета. Правительство направило на проект отрицательный отзыв. Андрей Логинов, представляющий Правительство в Госдуме, поддержал Шубина: "Нельзя вычеркивать нормативные акты другого уровня, нельзя ограничивать это только федеральными законами" (3). Из всех этих слов можно сделать вывод: проект не понравился критикам, потому что не содержит конкретных нововведений, но вместо этого вводит ограничения, обоснованные аргументом автора о некомпетентности органов исполнительной власти. "Каким образом вот эта строчка или полторы строчки решат проблему?" – спрашивают Глазьева. "Данный законопроект… не решает никаких проблем, кроме того, что позволяет избежать глупостей", – отвечает Глазьев. А главные "глупцы", объяснил коммунист, сидят в недостаточно компетентном правительстве. Было бы странно, если бы при таком отношении к себе правительство дало бы на проект какой-нибудь иной отзыв, кроме отрицательного. "За" предложение Глазьева проголосовал 181 депутат – большинство коммунистов, аграриев, депутатов от СПС и "Яблока", значительная часть "Регионов России" и 10 человек из группы "Народный депутат". Проправительственные фракции почти полностью не голосовали. Даже наиболее радикальные сторонники "первобытной свободы" в Интернете вынуждены признать: полностью избежать государственного регулирования во всемирной сети не удастся. Интернет уже нельзя рассматривать лишь как площадку для общения, или, по моде конца 90-х, как средство связи (вроде телефона), или, наконец, как средство массовой информации. Сегодня сеть используется для решения самых разнообразных задач. С каждым годом их число растет. Пример – заключение онлайновых сделок. Чтобы этот механизм исправно действовал, необходимо, в частности, выработать четкие, устойчивые, хорошо продуманные правила в отношении цифровых подписей. Это можно сделать соответствующим федеральным законом (в России такой закон есть с 2001 года). Законом могут быть введены не только ограничения, но и гарантии защиты прав пользователей Интернета (4). Как показывает мировая практика, пользователь часто оказывается в невыгодном положении перед компанией, которая требует от провайдера раскрыть информацию о своих онлайновых критиках, а также в делах о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности (5). Соответствующие законы существуют в неадаптированном к Интернету виде, а компании более подготовлены к борьбе за свои интересы в финансовом плане (что уж говорить о государстве). Или, например, защита персональных данных – следует ли законодательно регулировать использование таких специфически интернетовских технологий, как cookies? Или вот еще – проблема спама (6), нужно ли (и можно ли) пробовать решить ее с помощью закона? В европейских странах законодательство о защите данных существует с 70-х годов прошлого века. В России закона о персональных данных нет (7). Неясно даже, какая информация относится к персональным данным. Отсутствие должного законодательного регулирования позволяет правоохранительным органам разводить руками при виде того, как данные о гражданах "утекают" из государственных структур и коммерческих организаций на черные рынки и распространяются за деньги, в частности, и через Интернет. Наконец, надо признать, что Интернет является одним из средств ведения противоправной деятельности – распространения детской порнографии, расистских и ксенофобских материалов, призывов "к топору" и так далее. Пользуясь преимуществами Интернета, в частности его трансграничностью, преступники могут действовать быстро и эффективно. Для столь же эффективной борьбы с ними правоохранительные органы должны работать, опираясь не на интуицию и привычки, а на международные соглашения и национальное законодательство. К сожалению, процессы принятия законов в области Интернета часто проходят без серьезной экспертизы, а иногда вообще без обсуждения в обществе. Ярким примером служит проект закона о противодействии экстремистской деятельности, предложенный Президентом весной 2002 года и стремительно прошедший через Думу (8). Первый вариант этого закона, помимо прочих сомнительных в демократическом обществе ограничений, содержал совершенно безграмотную статью об Интернете. Неизвестный автор законопроекта без всякого смущения оперировал нигде не определенными понятиями вроде "модератор", а сама статья фактически обязывала провайдеров заниматься цензурой. Критика, которой подвергли проект эксперты, правозащитники и средства массовой информации, подействовала: статья была полностью переписана ко второму чтению и превратилась в ни к чему не обязывающую декларацию. До этого закона были и другие инициативы. Например, в начале апреля 2000 года Комитет Госдумы по информационной политике предложил законопроект "О регулировании российского сегмента сети Интернет", который вызвал массу негативных откликов, и был отвергнут, так и не попав на рассмотрение парламента. Памятна также попытка Владимира Жириновского узаконить термин "Интерсеть" (вместо "Интернет"). Предыдущие идеи такого рода провалились, надо думать, не в силу технической неподготовленности спецслужб для контроля над Интернетом, как полагают некоторые наблюдатели, а из-за того, что в них предлагались слабо связанные с реальностью, ненужные, а подчас и нелепые по своей сути правила регулирования. Попытки (и ошибки) российских законодателей в отношении регулирования Интернета схожи с действиями их коллег за рубежом. Американские и европейские законодатели выступают в качестве "первопроходцев". У Государственной Думы есть возможность оценить плюсы и минусы законодательных инициатив в отношении Интернета, помня о принципе "не навреди" (9). Процесс законотворчества идет очень болезненно. Каждая новая инициатива по регулированию Интернета затрагивает, а порой и ограничивает права человека: приватность (право на неприкосновенность частной жизни), свободу слова, свободу доступа к информации. Нередко эти ограничения вводятся законодателями без достаточных оснований. С учетом сказанного непонятно, почему (как полагает Глазьев) федеральные законы, которые Дума, может быть, примет в области регулирования Интернета, априори лучше "непродуманных, необоснованных и вредных решений" Правительства. Заботу о развитии российского Интернета законодателям следовало бы проявлять на деле, например, в разработке законодательной защиты персональных данных. Пока этого не происходит, растет число скептиков. Как сказал один эксперт: "В нынешнем российском политическом состоянии не приходится рассчитывать на правовое решение проблемы. Получить можно только намордник. Так уж лучше бегать без поводка!" (1) Интервью Сергея Глазьева газете "Время новостей", 14 февраля 2003 года (вернуться...) (2) Комитет по информационной политике принял рекомендацию отклонить проект Глазьева после серьезной дискуссии и с перевесом всего в 1 голос. Александр Шубин, представлявший это решение Комитета в Госдуме, по собственному признанию, выступал в поддержку законопроекта (вернуться...) (3) См. стенограмму вечернего заседания Госдумы 12 февраля 2003 года (вернуться...) (4) О законотворчестве и ограничениях прав человека много интересной и полезной информации можно прочесть в брошюре Сергея Смирнова "Прив@тность" и в обзоре Межрегиональной группы "Правозащитная сеть" под названием "Приватность в российском Интернете" (вернуться...) (5) См. например историю о финском законе, который расширяет ответственность за интернетовские публикации, или материал об иске Ассоциации видео/звукозаписывающих Америки против провайдера Verizon (вернуться...) (6) Спам, спэм (англ. spam) – невостребованная получателем, "мусорная" рассылка по электронной почте (обычно коммерческая реклама). По мнению ряда экспертов и правозащитников, спам является одной из форм вторжения в частную жизнь. Подробнее см. Виктор Наумов, "Спам: юридический анализ явления" (вернуться...) (7) Первый вариант этого закона был предложен в 1998 году, второй вариант – в 2000 году, однако Государственная Дума не рассматривала ни один из этих вариантов (вернуться...) (8) Подробнее см. 41-й выпуск обзора (вернуться...) (9) В этой области много примеров, скажем, печально известный закон США 1996 года "О пристойности в коммуникациях" (Communication Decency Act), призванный оградить американских детей и подростков от "нехороших" материалов в Интернете. Закон был отменен Верховным Судом США в следующем, 1997 году (вернуться...) Дальше... |