Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 53
28 марта 2003 года

Армия и права человека

Парламентские слушания по теме "На пути к реализации Федерального закона
"Об альтернативной гражданской службе" и федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации"

Юлия Горячева,
Союз Комитетов солдатских матерей России

Общее впечатление от услышанного 20 февраля 2003 года в Малом зале Государственной Думы – Правительство в растерянности: ему пока не удается реализовать положенные в основу Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" идеи генералов о выравнивании "по тяготам" условий прохождения гражданами России военной и альтернативной гражданской службы, поддержанные Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом.

Оказалось, что на пути к реализации ограничения конституционных прав граждан, заявивших о желании заменить военную службу альтернативной гражданской:

  • на проживание граждан по месту их постоянного жительства;
  • на свободу передвижения;
  • на свободу выбора рода деятельности и профессии, распоряжения своими способностями к труду и достойное вознаграждение за труд (в том числе и гражданам с высшим образованием);
  • на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности,

существуют реальные препятствия:

  • нет свободных мест в общежитиях (почти везде, кроме Татарстана, и нескольких мест в других субъектах РФ);
  • работодатели не могут оплатить проезд к месту службы граждан из других субъектов РФ, жилищно-коммунальные услуги, обучение, затраты на снаряжение и даже труд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;
  • вакантны рабочие места, в основном, для неквалифицированных граждан: подсобные рабочие, кухонные рабочие, кочегары котельных, дворники, сторожа и охранники, санитары в венерологических, психиатрических и даже в нескольких обычных клинических больницах, рабочие по обслуживанию зданий и сооружений, рабочие санитарно-очистных сооружений, машинисты водонапорной башни, уборщики территорий унитарных предприятий (в Чувашии им готовы даже предоставить 310 койко-мест в общежитиях) и больниц, сантехники, электрики, электромонтеры, дорожные рабочие, маляры, каменщики, промывщики уличных урн, вахтеры в спецшколах, рабочие по стирке спецодежды, почтальоны, сельскохозяйственные рабочие, мойщики посуды, подсобные рабочие на лесозаготовках, дробильщики щебня, асфальтировщики, бетонщики, сварщики, каменщики, разнорабочие;
  • оплата труда – от 450 до 1500 руб. (при прожиточном минимуме в IV квартале 2002 г. для трудоспособного населения России 2065 руб. – см. постановление Правительства N 62 от 6.02.2003 г.), кроме Московской области, которая готова установить среднюю зарплату для граждан, проходящих АГС, 4179 руб. (без общежития), и Самарской области, на предприятия которой готовы принять для прохождения АГС водителей с окладом до 2400 руб., а также прессовщиков изделий из пластмасс и электромонтеров с окладом до 3000 руб.

Это стало ясно из ответов на следующие вопросы, заданные Правительством и Комитетом Госдумы по обороне администрациям субъектов Российской Федерации (телеграммы с этими вопросами были разосланы в январе с.г.):

1) ваши прогнозы по процентному соотношению количества граждан, которые изъявят желание заменить военную службу альтернативной гражданской службой, из общего количества граждан, подлежащих призыву на военную службу;
2) в каких сферах деятельности, и на каких должностях планируется использование труда граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу;
3) какие, на ваш взгляд, отрицательные и положительные стороны имеют экстерриториальный и территориальный принцип направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
4) имеются ли, по вашему мнению, недостатки в федеральном законе "Об альтернативной гражданской службе" и что это за недостатки.

На первый вопрос администрации субъектов РФ ответили, что желающих заменить военную службу на АГС в субъектах РФ мало – от 0 (Смоленская обл.) до 6 % (Карачаево-Черкесия) от числа граждан призывного возраста (оценка – по количеству поданных заявлений в прошлые годы, т.е. без учета положений Закона об АГС, вводящих существенные ограничения прав граждан и приведенных выше данных о характере предстоящей службы, на которую будут посылать граждан без их согласия). Исключение – Пензенская обл. – от 35 до 76 % призывников (по данным Министерства образования Пензенской обл.).

На третий вопрос – об отрицательной стороне экстерриториального принципа АГС – ответили, что:

  • увеличится количество правонарушений и преступлений (Дагестан);
  • увеличится число уклоняющихся от военной службы и от АГС (Санкт-Петербург, Саратовская обл., Орловская обл.);
  • увеличится число граждан, самовольно оставляющих место прохождения АГС (Коми-Пермяцкий автономный округ и др.) – из-за существенных ограничений прав граждан;
  • нет общежитий (большинство ликвидировано), средств на оплату жилищно-коммунальных и транспортных услуг и спецодежды (Хакасия, Якутия, Бурятия, Санкт-Петербург, Московская обл., Смоленская обл., Новгородская обл., Ивановская обл., Пермская обл., Новосибирская обл., Астраханская обл., Вологодская обл., Читинская обл., Курская обл., Коми-Пермяцкий автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Корякский автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ), а также невозможно организовать питание граждан (Рязанская обл.);
  • возникнет "необходимость создания и укомплектования командных и начальствующих органов по управлению группами и формированиями, созданными из числа граждан, проходящих АГС" (Ставропольский край);
  • бюджетным организациям нужны квалифицированные кадры, хотя у них нет средств для "создания хороших материально-бытовых условий" (Оренбургская обл.);
  • оплата труда граждан, проходящих АГС, "существенно ниже прожиточного минимума, поэтому граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу по экстерриториальному принципу, не смогут себя обеспечить, и это отразится на материальном положении их семей" (Ивановская обл.).

Администрация Кемеровской области заявила, что "вакантных мест с предоставлением жилой площади на предприятиях, организациях и учреждениях Кемеровской области для прохождения альтернативной гражданской службы для граждан из других субъектов Российской федерации нет".

Администрация Красноярского края считает экстерриториальный принцип прохождения АГС положительным, т.к. только он "обеспечит плановое применение труда в приоритетных для государства отраслях". Такое же мнение у Правительства Кировской области, Удмуртии, администраций Сахалинской, Брянской, Ростовской, Волгоградской областей (в Волгоградской области предполагают использовать АГС для решения проблем при "строительстве дорог в труднодоступных местах и отдаленных районах", а также при уборке улиц и территорий)".

Тверская, Курганская и некоторые другие области считают, что говорить о преимуществах и недостатках экстерриториального принципа прохождения АГС рано, надо сначала посмотреть, как будет реализовываться закон об АГС.

Администрация Ленинградской области считает право на замену военной службы на АГС претензией граждан и полагает, что этих граждан надо лишить права "на обучение в образовательных учреждениях".

Владимирская и Архангельская области, кроме неквалифицированных рабочих, ждут педагогов, пожелавших заменить военную службу на АГС (во Владимирской обл. более 1000 вакансий).

Администрация Тверской области считает, что граждан для прохождения АГС надо направлять туда, "где их труд действительно необходим государству", в том числе в военно-строительные части.

Губернатор Курской области предложил учитывать срок АГС в часах, чтобы граждане скорее его отслужили, работая по 60 часов в неделю. Еще он считает, что прошедшие АГС граждане не могут иметь права поступления на государственную службу после окончания АГС. И это положение надо ввести в Федеральный закон "Об основах государственной службы в РФ". Вот какие у нас есть губернаторы!

Почти все субъекты РФ обеспокоены тем, что Закон об АГС не предусматривает службу в организациях, подведомственных органам местного самоуправления.

Организация АГС Федеральным законом фактически возложена на военкоматы. Это отмечено многими субъектами РФ, в том числе администрациями Брянской, Смоленской областей. Военком Смоленской области считает, что на военкомов возложены дополнительные не вполне ясные и противоречащие действующему законодательству обязанности без дополнительного финансирования.

Министерство обороны еще не определило свои потребности в гражданах, проходящих АГС.

Другие федеральные силовые ведомства, в том числе Министерство внутренних дел (МВД РФ), Федеральная пограничная служба (ФПС РФ), Служба внешней разведки (СВР РФ), Федеральное агентство правительственной связи при Президенте РФ (ФАПСИ), Федеральная служба охраны (ФСО РФ), Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), Государственная фельдъегерская служба (ГФС РФ) отказались принимать граждан для прохождения АГС в их службах.

Территориальные органы Уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства юстиции РФ готовы принимать ежегодно для прохождения АГС 1300 человек по специальностям: агроном, бухгалтер, библиотекарь, водитель автомобиля, ветеринарный врач, делопроизводитель, кладовщик, машинист котельной, кухонный рабочий, лаборант, повар, слесарь-сантехник, радиотелефонист.

Несиловые ведомства: Министерство имущественных отношений, Министерство по антимонопольной политике, Министерство экономического развития и торговли, Министерство по связи и информатизации, Министерство промышленности, науки и технологий, Министерство транспорта, Министерство энергетики, Государственный комитет по статистике, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентным и товарным знакам, Российское агентство по государственным резервам, Федеральный горный и промышленный надзор России, Министерство по налогам и сборам (условно несиловое) тоже отказались принимать к себе граждан для прохождения АГС.

Территориальные управления Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) готовы принять 439 граждан для прохождения альтернативной гражданской службы на труднодоступных и полярных станциях, где будут производиться метеорологические и гидрологические наблюдения, эксплуатация и ремонт радиоаппаратуры, передача и прием на слух телеграмм, передача информации по рации.

Министерство образования считает сложившуюся в настоящее время ситуацию с сельскими школами (закрыто более 4000 сельских школ и не ходит в школы около 70 000 детей школьного возраста) критической и просит направлять для прохождения АГС в сельских школах 600-700 педагогов в год.

Министерство сельского хозяйства нуждается в механизаторах и просит направлять для участия в сельхозработах до 40 000 граждан в год.

Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" должен вступить в силу скоро – 1 января 2004 года.

Президент и Правительство РФ не готовы к его реализации. Уже нарушены установленные распоряжениями Правительства 2002 года сроки издания регламентированных этим Законом подзаконных актов:

  • указа Президента Российской Федерации "О специально уполномоченных федеральных органах исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы" (срок представления в Правительство Российской Федерации (далее – срок) – декабрь.2002 года);
  • постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 года N 480 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (срок – декабрь 2002 года);
  • указа Президента Российской Федерации "Об участии федеральных органов исполнительной власти в организации альтернативной гражданской службы" (срок – январь 2003 года);
  • постановления Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения перечней видов работ, профессий" должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы" (срок – февраль 2003 года).

До сих пор не разработаны:

  • постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы" (срок – май 2003 года);
  • постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы" (срок – март 2003 года);
  • постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка компенсации за счет средств работодателя расходов, с участием Минобороны России в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно" (срок – март 2003 г.).

Москву, Новгородскую обл., Ставропольский край, Ростовскую обл., др. субъекты РФ и, особенно, Военный университет Министерства обороны, курсанты которого в большом количестве были приглашены на парламентские слушания 20.02.2003 г., беспокоит недостаточность предусмотренных ст. 328 УК РФ наказаний за уклонение от прохождения АГС.

Комитет Госдумы по обороне уже предложил новую статью в Уголовный кодекс РФ, предусматривающую:

  • за неявку на АГС, невозвращение из отпуска или лечебного учреждения, прогул, членовредительство или отказ от исполнения обязанностей АГС в течение более 15 суток наказывать граждан штрафом в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда (с 1 октября 2003 года, когда МРОТ станет равной 600 руб., это составит 200 х 600 = 120 000 руб.!) или в размере зарплаты за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок от 1 до 2 лет;
  • за те же деяния продолжительностью более 2х месяцев – штрафом в размере до 500 МРОТ или в размере зарплаты за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными работами до 240 часов, либо арестом от 3 до 6 месяцев (он будет введен в России не ранее 2006 года), либо лишением свободы на срок до 2 лет;
  • за неисполнение обязанностей АГС с целью полностью уклониться от их исполнения – лишение свободы на срок до 3 лет.

СПРАВКА. Согласно статье 49 УК РФ "Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.", а согласно статье 50 УК РФ "Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов".

Замечательно, особенно при зарплате 500 рублей в месяц!

Притом все власти России, хотя и назвали АГС службой (из чего следует, что она предназначена для служения обществу и государству и обязательна, т.к. заменяет обязательную военную), не считают эту службу обязательным трудом и отказываются применять в отношении АГС международную Конвенцию N 29 относительно принудительного или обязательного труда, ратифицированную Президиумом Верховного Совета СССР 4 июля 1956 года и установившую, что "максимальный период, в течение которого какое-либо лицо может быть привлечено к принудительному или обязательному труду различных форм, не должен превышать шестидесяти дней в году, причем время, необходимое на проезд к месту работы и обратно, должно быть включено в эти шестьдесят дней" (статья 12).

Значит, можно даже не спрашивая согласия гражданина:

  • засылать его на 3,5 года за полярный круг и в другие глухие уголки России;
  • направлять на неквалифицированную плохо оплачиваемую работу, в том числе на вредные и опасные производства, вроде химического разоружения, на подземные работы и в шахты (что не запрещено законом об АГС, хотя и запрещено статьей 21 Конвенции N 29 относительно принудительного или обязательного труда);
  • запрещать "покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя" (статья 21 Закона об АГС).

Но! если граждане оставят место службы, то их ждет суровое наказание.

Все это очень напоминает ГУЛАГ! Правда, расстрела пока нет, но, наверное, по ходу дела введут.

Комитет по обороне продолжает настаивать на замене гражданам отсрочек от призыва на военную службу, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" направлением их на АГС с минимальной оплатой труда, запретом жить дома, заниматься другой оплачиваемой работой, занимать руководящие должности, покидать населенный пункт, в котором они проходят службу и прочими ограничениями.

Настаивает этот Комитет и на том, чтобы требования к здоровью граждан, направляемых на АГС, были существенно снижены.

Между тем, недавно принятым Федеральным законом N 8-ФЗ от 10 января 2003 г. изменения в ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" к числу занятых граждан России отнесены граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу (статья 3).

Этим Законом установлено, что:

  • работа, "связанная с переменой места жительства без согласия гражданина", а также работа, на которой "предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке", не может считаться подходящей для гражданина (статья 4);
  • "государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость" (статья 5), "государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
    - развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
    - обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
    - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
    - поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду";
  • "граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения" (статья 8);
  • "граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения" (статья 9);
  • "государство гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда" (статья 12).

О том, что эти требования Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" будут выполняться в отношении граждан России, проходящих АГС, на парламентских слушаниях 20 февраля не было сказано. О занятости граждан, направляемых на АГС, обязана беспокоиться (по закону об АГС) призывная комиссия, а направлять на АГС – военный комиссар района, в котором они живут. Соблюдать закон "О занятости населения в Российской Федерации" ни призывную комиссию, ни военного комиссара никто не обязывает.

Итак, похоже, что представительная и исполнительная власти России хотят использовать все возможности, чтобы сделать Закон об АГС неприемлемым для граждан России и принудить всех граждан мужского пола до 27 лет к военной службе.

Не пора ли и за женщин взяться?


P.S. Для сведения.

В прошлом, 2002 году, депутатами Государственной Думы А. Исаевым, В. Володиным, Н. Азаровой, Н. Булаевым, Ф. Гайнуллиной, В. Рязанским, К. Косачевым, А. Селивановым, А. Баранниковым, Е. Лаховой, В. Опекуновым был внесен, но еще не рассматривался законопроект "О минимальной почасовой заработной плате" – об основах правового регулирования отношений между работниками и работодателями в определении условий установления и размера минимальной почасовой заработной платы. Авторы полагают, что установленное статьей 37 Конституции РФ право граждан России на справедливое вознаграждение за труд ("Каждый имеет право на труд ..., на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда ...") легче реализовать, если минимальный размер оплаты труда установить не за месяц, а за час работы.

Минимальный размер почасовой оплаты труда они предлагают установить для оплаты в основном за неквалифицированный труд, тогда и квалифицированный труд будет оплачиваться лучше.

По их мнению, это поможет скорее решить проблемы, связанные с недопустимо низким в России вознаграждением за труд, и повысит жизненный уровень трудящихся. Они предложили установить в 2003 году минимальную почасовую заработную плату в Российской Федерации в размере 10 рублей в час (соответственно при 8-часовом рабочем дне 80 руб. в день, 400 руб. в неделю, и ~ 1680 руб. в месяц), определять этот размер ежегодно, устанавливать федеральным законом вместе с федеральным законом о федеральном бюджете на следующий финансовый год и индексировать в соответствии с изменением потребительских цен на товары и услуги и величины прожиточного минимума для трудоспособного человека не реже, чем один раз в год с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правда, в отношении оплаты труда граждан, проходящих военную и альтернативную гражданскую службу, авторы-депутаты в этом законопроекте ничего не говорят. Да и законопроект Госдума не торопится рассматривать – в план весенней сессии 2003 года он не внесен.

Дальше...
Оглавление выпуска