Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Приложение 9. Четыре проблемы ЖКХ.Мы провели исследования в двух районах Мурманской области. Один район с самым высоким среднедушевым доходом граждан (6580 рублей), второй, депрессивный район с самым низким среднедушевым доходом (1921 рубль). На примере этих двух районов ярко проявились четыре социальные проблемы, которые заставили нас искать пути их решения. Во-первых, чем больше занимаемая семьей площадь, тем больше эта семья получает дотации от государства. А это, как правило, состоятельные люди. Кроме того, чем больше в городе или районе состоятельных семей, тем больше государство дотирует ЖКУ. Это подтверждает информация о фактических доходах граждан в двух исследуемых нами районах. Распределив семьи по уровням их доходов (малообеспеченные, обеспеченные и высокообеспеченные) относительно действующего в области минимального прожиточного уровня (МПУ), оказалось, что в районе с высоким среднедушевым доходом более 70 процентов дотаций получают высокообеспеченные семьи и даже в депрессивном районе - более 55 процентов. Вторая проблема. При повышении одинаково для всех квартиросъемщиков предельного уровня платежей остающаяся после оплаты ЖКУ доля доходов для проживания в семьях получается разной и, конечно же, не в пользу малоимущих семей. Если довести предельный уровень платежей до федерального стандарта, то малообеспеченная семья в депрессивном районе вынуждена отдавать 57 процентов своего дохода на оплату ЖКУ, в высокообеспеченном районе - 44 процента. Третья проблема, которую создает единый предельный уровень, - это неравные условия для проведения реформы ЖКХ в городах и районах области. Требовать от депрессивного Терского района, где среднедушевой доход 1921 рубль, выполнения федерального стандарта - нереально. В то же время в г. Полярные Зори имеется значительный резерв. И, наконец, четвертая проблема - проблема пенсионеров, проживающих в квартирах площадью больше социальной нормы. Согласно Концепции реформы ЖКХ, государство защищает семью только в пределах социальных норм, предполагая, что пенсионеры обменяют или продадут свою квартиру, поселившись в другую по социальной норме. К примеру, для Мурманска практически это осуществимо, но без учета психологического фактора. В то же время в нашей области достаточно населенных пунктов, где продать или обменять квартиру просто невозможно. Решая вышеобозначенные проблемы, мы руководствовались статьей 7 Конституции РФ, которой гарантируется государственная поддержка семьи, а также "Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы" от 26 июля 2000 года N 1072-Р. Раздел социальной политики вышеназванного "Плана" предусматривает "последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям...". Политика перехода к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения позволила нам разработать многоуровневую систему дотации ЖКУ в зависимости от доходов граждан. Основные принципы этой системы: 1. Распределение семей на три группы:
2. Дотацию в пределах федерального стандарта получают все три группы семей. 3. Дотацию из местного бюджета получают первые две группы семей в пределах, установленных органами местного самоуправления. 4. Величина дотации из местного бюджета зависит от стоимости ЖКУ в каждом районе (городе) и устанавливается так, чтобы семье осталось на проживание после оплаты ЖКУ не менее 83 процентов ее совокупного дохода. Таким путем возможно решить четыре вышеобозначенные проблемы. Дотации из местного бюджета стали получать малообеспеченные (свыше 90 процентов) и обеспеченные семьи (до 10 процентов). Решается проблема пенсионеров, живущих в квартирах площадью больше социальных норм, так как им сохраняется дотация из местного бюджета. Новая система экономически эффективнее. Так, при переходе на многоуровневую систему дотаций расходы из местного бюджета в г. Полярные Зори сокращаются на 24 процента, а в Терском районе - на 30 процентов за счет роста сбора платежей за ЖКУ с высокообеспеченных семей. Специалистами областного комитета по жилищно-коммунальному комплексу произведен прогнозный расчет перехода на единый предельный уровень по федеральному стандарту (80 процентов), экономический результат которого сравним с многоуровневой системой дотаций, но он не решает четырех социальных проблем. Специалистами предложен вариант их решения: выплату субсидии производить по фактически занимаемой площади, а социальные нормы потребления коммунальных услуг приравнять к действующим нормативам. Однако этот вариант решения проблем потребует дополнительных выплат из бюджета по сравнению с многоуровневой системой дотаций, где средний предельный уровень платежей за ЖКУ ниже федерального стандарта. Результаты апробации многоуровневой системы дотаций жилищно-коммунальных услуг в двух районах Мурманской области позволили правительству области рекомендо-вать ее к внедрению во всех городах и районах. Источник: журнал "Российская Федерация сегодня", N 3, 2003, редакционный материал. |