Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 58
22 мая 2003 года

О работе Государственной Думы в апреле 2003 года

О статусе Федерального Собрания

10 апреля отклонен в первом чтении проект федерального закона "О статусе Федерального Собрания", внесенный депутатом Думы второго созыва Игорем Мальковым ("Яблоко").

Несмотря на именование, никакого отношения к статусу Парламента проект не имел. Понятие "статус" применительно к государственному органу включает в себя полномочия, порядок деятельности, особенности формирования и т.п. В данном же случае все сводилось лишь к обеспечению парламентской безопасности.

Проект содержал весьма странные положения: "никто не имеет права стрелять в направлении зданий Федерального Собрания, за исключением службы охраны Федерального Собрания", "не допускается препятствование проходу и проезду работников Федерального Собрания", "корреспондент средства массовой информации не может иметь аккредитацию в пресс-службах палат Федерального Собрания, если он опубликовал материал, в котором отзывался неуважительно о Федеральном Собрании". Наконец, "лицо, отдавшее приказ о нарушении неприкосновенности Федерального Собрания, незаконном проникновении в Федеральное Собрание, вооруженном захвате Федерального Собрания, подлежит немедленному уничтожению". Заметим, что к немедленному (по-видимому, внесудебному) уничтожению призывает "яблочник", пусть даже и бывший. Содержание проекта экстравагантно и юридически несостоятельно. Однако внутренняя мотивация автора понятна - это память о расстреле парламента 4 октября 1993 года. И сама идея - не о статусе, а о безопасности и гарантиях функционирования Парламента, должна обсуждаться - совсем в другой форме, конечно.

Действительно, сегодня работа Думы может быть прекращена десятью охранниками, подчиняющимися МВД, которые просто не позволят депутатам собраться в зале заседаний. Если предположить, что депутаты (не нынешней Думы, конечно) хотели бы обсуждать в этом зале вопрос об импичменте, к примеру, такую ситуацию вполне можно конструировать. Вряд ли нормально также, что парламент не имеет юридического лица, собственной системы связи, собственного автотранспорта, т.е. некоторого набора возможностей самозащиты в кризисной ситуации.

Дальше...
Оглавление выпуска