Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ О работе Государственной Думы в апреле 2003 года О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации16 апреля принят в первом чтении проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", внесенный депутатами Екатериной Лаховой (ОВР), Вячеславом Володиным (ОВР), Олегом Морозовым ("Регионы России"), Геннадием Райковым ("Народный депутат"). Тема гендерного баланса считается деликатной, поэтому критиковать проект сложно. Тем более что проблема полового неравенства, конечно, существует. Вопрос в том, существует ли она в России и, если существует, есть ли необходимость в неком дополнительном правовом инструментарии? Ответы на эти вопросы не могут не учитывать множество аспектов. Во-первых, не всякое право может быть универсальным. Разрешение той же проблемы в странах, отношения в которых основываются на традиционном праве, весьма непросто. Сложность в том, что трактуемое с позиции европейского права прав человека как дискриминация воспринимается внутри традиционных сообществ как естественное право, на котором держится не государственное управление, не власть с ее насилием, а весь круг нормальной жизни, вряд ли такой закон нужен для Нанука с Севера и его жены. Россия - страна географически евразийская, и с этим надо считаться. Так, советское уголовное право признавало в союзных и автономных республиках обычные (основанные на обычае) примирительные процедуры. Во-вторых, проблема полового неравенства в России весьма причудлива. Казалось бы, женщины составляют меньшинство в высших эшелонах управления. Однако, если посмотреть на судейство - весьма элитную, высокооплачиваемую и привилегированную группу - большинство там составляют женщины. И женщины-судьи выработали дискриминационную по отношению к отцам практику разрешения семейных споров. Казалось бы, женская проституция (не как самостоятельный и корпоративно защищенный труд, а как торговля мужчинами женской сексуальностью) в России налицо. Но если молодые женщины вынуждены идти в рабство к сутенерам, то молодые мужчины обречены на еще худшее военное рабство. Если плоть одних эксплуатируется, то плоть других превращается в пушечное мясо. В заключении на законопроект Комитета по государственному строительству отмечается, что о половом неравенстве следует говорить и в связи с пенсионным возрастом, и в связи с возможностью применения смертной казни и пожизненного лишения свободы в отношении женщин и мужчин. Что касается пенсионного возраста, следует учитывать среднюю продолжительность жизни, которая у женщин значительно выше, чем у мужчин. Выступая с гендерными идеями, их апологеты (как правило, женщины), озабоченные, в основном, представительством женщин в органах власти, упускают из вида, что если равенство, так уж равенство во всем. Изложенные соображения свидетельствуют, как представляется, в пользу достаточности конституционных норм о половом равенстве (часть третья статьи 19 Конституции) и избыточности дополнительного регулирования в этой сфере. Похоже, мы имеем дело с законотворческим насилием над реальностью, а также эксплуатацией идеи в узко-политических интересах. Профессиональным политиком может быть и мужчина, и женщина (среди женщин это, например, Галина Старовойтова, Нина Андреева, Ирина Хакамада, Сажи Умалатова). Но встречаются женщины, специализирующиеся преимущественно на "женской политике". Даже критики проекта (например, Борис Надеждин) находят его безобидным по причине декларативности и отсутствия норм прямого действия. Дескать, пусть себе будет - ни вреда, ни пользы. Вряд ли это так. Правовое поле нельзя безнаказанно засорять. Декларативная норма всегда может ожить в руках правоприменителя. Тем более что в проекте масса весьма небезобидных положений. Так, декларируется государственная политика, направленная на "защиту общества от информации, … насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.". Что такое "и т.п.", не уточняется. Между тем, узаконенная "защита от информации" - вряд ли есть хорошо. И какая связь между законом о гендерном равенстве и алкоголизмом? Или, например, утверждается, что "избирательная система в Российской Федерации призвана обеспечивать" соблюдение гендерного равенства "при составлении списков кандидатов", "при выдвижении кандидатов от политических партий". Отсюда один шаг до внедрения этих опасных положений в избирательное законодательство. Опасность же их хотя бы в том, что они разбавляют выборы формальными дополнительными ограничениями. Если же посмотреть глубже, можно увидеть, что женщины, пришедшие в политику как политики, ведут себя не хуже и не лучше мужчин. Но женщины, попавшие в парламент как женщины, легко манипулируемы, покладисты и безответны. Норма же о половом балансе в трудовых отношениях, по которой предпочтение при замещении вакантных должностей должно отдаваться лицу того пола, который находится в соответствующем коллективе в меньшинстве, исходит из совершенно отвлеченных соображений о формальном равенстве. Между тем, это ничто иное, как искусственное воспрепятствование мужчине-кормильцу содержать семью. Нельзя же игнорировать то, что большинство женщин занимается - постоянно или временно - воспитанием детей и домашним хозяйством, в связи с чем рынок трудовых ресурсов в гендерном измерении не одномерен. |