28.07.2003
Читигов Хамзат. Хамид Иналов: Отбор в чеченскую милицию должен быть жестким (Кавказ.Страна.Ру)
Работу в органах милиции демобилизованному старшине второй статьи Хамиду Иналову предложил райком комсомола. Но он поначалу отказался: видел себя только в качестве мостостроителя. Собирался уже подавать документы в Саратовский политехнический. Но судьба распорядилась по-иному. Утром следующего после демобилизации дня он прибыл в министерство, к обеду был уже в форме. Два месяца крутил баранку милицейской машины, затем уехал поступать в Саратовскую специальную школу милиции.
Окончил ее в 1962 году, получив специальность работника уголовного розыска. Через год он стал старшим следователем по особо важным делам, затем заместителем начальника РОВД по оперативной работе. К 1989 году стал заместителем начальника Управления уголовного розыска МВД Калмыкии.
За годы работы в Калмыкии Хамид Иналов раскрыл сотни преступлений, среди которых 627 уголовных дел только по убийствам были доведены до конца. Портрет Иналова неизменно висел на Доске Почета в Управлении уголовного розыска.
"Калмыцкий" период биографии Иналова закончился в сентябре 1991 года: Иналов был откомандирован в Чечню. К тому времени в республике царил хаос, бурлили митинговые страсти. Уже были разграблены воинские части, и огромное количество оружия перекочевало в руки населения. В самом МВД республики было двоевластие, а если быть точнее, - безвластие. С одной стороны, Москвой был назначен Ваха Ибрагимов, с другой, Дудаевым, на пост министра определили Алу Алсултанова.
Работы новому начальнику уголовного розыска чеченского МВД оказалось "выше головы". Весь криминал выплеснулся на улицы. Грабежи, разбои, убийства, налеты на железнодорожные составы. Правда, похищение людей тогда еще не практиковалось. "В памяти - только нашумевшее похищение и убийство ректора Чечено-Ингушского государственного университета профессора В. Кан-Калика", - вспоминает генерал Иналов.
В тогдашнюю систему МВД проникло много случайных людей-карьеристов, мздоимцев, преследовавших свои корыстные цели. В сложных условиях приходилось выполнять свои обязанности честным, порядочным работникам. Одни пытались что-то делать, опираясь на опыт, знания, другие, не выдержав, уходили, третьих попросту убирали. Так случилось летом 1994 года с министром Магомедом Эльдиевым, которого убили, взорвав фугас на дороге, по которой он проезжал.
После его гибели главный милицейский пост предложили Иналову. Разговор с функционерами Дудаева получился жестким. Иналов поставил им ряд условий, среди которых было и увольнение из милиции некомпетентных людей. Власть предержащие не могли с этим согласиться, ибо "заслуги" тех лиц на митингах были еще свежи в памяти. "В таком случае мне с вами не по пути, иначе потом долго придется разгребать всю эту грязь", - сказал тогда людям Дудаева Иналов. На высокий пост он предложил кандидатуру Казбека Махашева, одного из положительных работников министерства.
Отойдя от дел, Хамид жил у себя дома, в Грозном. Однажды его предупредили, что за ним придут люди из Департамента государственной безопасности, чтобы арестовать. Ранним утром следующего же дня было решено бежать в Знаменское. Там в формировавшемся тогда Временном правительстве Чечни под руководством Саламбека Хаджиева его назначили первым заместителем министра внутренних дел ЧР. С началом войны, в феврале 1995 года, Временное правительство республики переместилось в Грозный, а уже в марте Иналов назначил первых начальников отделов внутренних дел трех горных районах - Веденского, Шатойского, Итум-Калинского.
Много значимых фактов и событий тех лет отложилось в памяти Хамида. " В особенности это касалось информации о готовящихся рейдах в Буденновск и Кизляр, - вспоминает генерал. - Что касается Басаева, тогда никто не верил, что может произойти то, что потом произошло. О радуевской же группе, ее составе, вооружении, маршруте и даже конкретном дне начала преступной акции было известно еще 25 декабря 1995 года. Положившись на "авось", мер так и не приняли. Печальный итог тех событий известен всем".
Другое запомнившееся воспоминание тех лет было связано с палаточным лагерем, в котором размещались жители сел республики, протестующие против военных действий. Свыше 8 тысяч людей дневали и ночевали тогда в Грозном.
10 февраля 1996 года официально назначенного министра внутренних дел Чечни тогда уже генерала Хамида Иналова неожиданно вызвали в Ханкалу и буквально подсунули ему заранее подготовленный приказ для подписи. Документ предполагал силовой разгон митингующих. Иналов отказался ставить свою подпись. Его поддержал начальник Главного управления оперативных штабов МВД России генерал Константин Петровский. Сообщив о ситуации министру внутренних дел России Анатолию Куликову и также получив от него приказ о запрете силового варианта, Иналов приехал на митингующую площадь. Поначалу было жутковато: раздавались неприкрытые угрозы "разорвать на месте". Когда страсти улеглись, вызвали организаторов митинга и доходчиво объяснили им, что если сегодня же люди не разойдутся, то завтра может пролиться много крови. К счастью, здравомыслие возобладало. К полуночи было мобилизовано 325 автобусов и 12 КамАЗов: предупредив все блокпосты, митингующих развезли по районам республики. Когда об исходе операции доложили Куликову, он выразил благодарность чеченской милиции.
Август 96-го все перевернул вверх тормашками. Когда в городе начались бои, и комплекс правительственных зданий оказался блокирован, прорвавшийся со стороны аэропорта отряд милиционеров вывел из опасной зоны работников правительства и вывез более десяти тысяч личных дел сотрудников МВД. Окажись эти документы в руках боевиков, последствия были бы трагическими для огромного количества людей.
После августовских событий Иналову пришлось жить в Ставропольском крае. В 1998 году генерал-майор милиции Хамид Иналов написал рапорт об отставке. Так получилось, что даже на похороны матери Хамид Иналов приехать не смог. А дом Иналовых по распоряжению Басаева был "экспроприирован" со всем имуществом: в него вселили людей, захвативших теплоход "Аврасия", которые жили в нем до ноября 1999 года. Надо сказать, когда эти жильцы бежали, один из них отдал ключи соседу с просьбой передать их настоящему хозяину.
С установлением федеральной власти в республике опыт и знания Иналова были вновь востребованы. Два года он работал начальником отдела по правоохранительным органам в Совете Безопасности Чечни. Последний год Хамид Иналов - заместитель начальника охотохозяйства республики.
Боевому милицейскому генералу есть чем поделится с нынешним племенем чеченских правоохранителей. Он не скрывает своего скептического мнения по ряду вопросов.
"Сегодня в МВД республики служит 12 тысяч человек, - говорит Хамид Иналов. - Но из этого количества трудно набрать костяк хотя бы в две тысячи профессионалов".
"От количества пора переходить к качеству, - считает генерал-майор. - Нужен жесткий отбор. Боеспособными, мобильными, готовыми в любой момент ответить огнем на огонь - такими должны быть настоящие стражи порядка. Только на таких можно положиться всецело".
"Или возьмите, к примеру, многочисленную армию телохранителей нынешних чеченских руководителей, - продолжает Иналов. - Со всей атрибутикой охраны - с "мигалками", спецсигналами. А ведь такое сопровождение могут иметь только первые лица республики. Все остальные сотрудники вневедомственной охраны должны выполнять непосредственные функциональные обязанности. Нет охраняемых государственных объектов - охраняй общественный порядок. Смотришь порой, как за кем-то шагает целый шлейф охраны, и становится противно."
"Такие работники не способны охранять общественный порядок, - констатирует бывший министр внутренних дел Чечни. - Я лично считаю, что нынешний министр Алу Алханов сидит на пороховой бочке. Ему прежде всего следует навести порядок в собственной епархии. Придется многое ломать. А вот дадут ли ему это сделать - уже другой вопрос. Не надо только ему мешать, не надо через его голову назначать начальников РОВД. Это его прерогатива. Решим эти и другие вопросы - и войска из Чечни можно смело выводить".
Хамид Иналов по собственному опыту знает, что порядок и благополучие не падают с неба. Работать придется много. "Только когда все мы, весь наш народ, - от руководителей республики до простых граждан - осознаем, что нам, и только нам восстанавливать республику для себя и своих детей, - вот тогда и придет мир на нашу землю", - уверен чеченский генерал Хамид Иналов.