Евгения Леонова. На международном фестивале документальных фильмов "Чечня" самым популярным жанром оказались детские интервью (Независимая газета)

07.10.2003

Евгения Леонова. На международном фестивале документальных фильмов "Чечня" самым популярным жанром оказались детские интервью (Независимая газета)

Из 18 фильмов, за исключением оригинальных авторских высказываний "Московских каникул" Евгения Григорьева и "Дезертира" Сергея Босенко, остальные сделаны как репортажные съемки, репортерские расследования, фильмы-портреты - публицистика, предназначенная для ТВ, где важна не картинка, а актуальность темы и политическая конъюнктура. Мероприятие имело мало общего с показом достижений киноискусства и не так уж нуждалось в площадке Киноцентра.

Ожидалось, что лент будет больше. Но от "Детей войны" Виталия Манского, Татьяны Фурман и Натальи Сергеевой пришлось отказаться. Их отсутствие объяснили тем, что при "более близком знакомстве" история оказалась не в тему - о вооруженном конфликте в Таджикистане. В аннотации указали, что героини - русская и чеченка: пересказ фабулы редко дает адекватное представление о фильме. Странно, что Киноцентр и устроители фестиваля, в оргкомитет которого вошло 12 известных правозащитных фондов и организаций, своевременно не ознакомились с визуальным содержанием выбранных картин. Так что причиной конфликта, по-видимому, следует считать неудовлетворительную организацию.

Какие фильмы сочли неприемлемыми, остается гадать. Как показал фестиваль, российское кино зачастую куда более оголтело, нежели западное. К тому же российские и зарубежные режиссеры часто используют одни и те же документальные кадры, сходные сюжеты и методы подачи информации. Самый популярный жанр - интервью чеченских детей ("Недетские истории", Россия; "Московские каникулы", Россия; "Танцуй, Грозный, танцуй", Нидерланды), рассказы беженцев, а также судьбы чеченских театров и народных ансамблей ("Непредвиденный антракт", Россия). Реакция на фильмы, авторы которых устраивают истерику, достигает противоположной цели. Если на протяжении часа в картине "Убийство с международного согласия" (Польша) по старой восточноевропейской привычке русские именуются "оккупантами", а чеченцы - "партизанами" и воинами-освободителями, у зрителя исчезает всякое желание вникать в проблему.

Скандальность авторского текста "Чеченской колыбельной" (Франция) нивелируют умные уравновешенные высказывания комментаторов событий - репортера Би-би-си Роберта Парсонса и чешской журналистки Петры Прохазковой, поселившейся в Грозном, купившей полуразвалившийся дом, чтобы как можно точнее описывать происходящее. Детально описывая и комментируя хронологию войн в Чечне, журналисты подчеркивают, что "трудно быть объективным", слишком много неизвестного, что "закулисная часть войны" - политика - сплошное белое пятно, и существуют вопросы, подразумевающие столь чудовищные ответы, что разум отказывается их осознавать.

Сокрушающее впечатление оставляют "Правдивые рассказы: война Бабицкого" (Великобритания) - смонтированные из эпизодов новостных телепередач и событий, синхронно совершающихся в это время в Чечне. Самая сильная зарубежная лента - "Террор в Москве" (Великобритания) Дэна Рида. Уникальные видеоматериалы, сделанные террористами в ДК на Дубровке, сопровождаются комментариями женщин-заложниц. Действие оказывает не столько хроника, сколько спокойный тон рассказа, а также неожиданный финал. После гибели сына в результате спасательной операции одна из женщина пыталась покончить с собой. Другая, потерявшая мужа и дочь, заявила, что если бы не сын, ради которого она сейчас живет, она бы тоже надела "пояс смертницы". Есть много способов прикончить кошку: необязательно бить, можно закормить ее маслом. В "Московских каникулах" школьники из Грозного, премированные поездкой в столицу, произносят странные фразы. "Спасибо вам, если бы не вы, нас бы не было", - вежливо говорят персонажи-подростки, пряча от камеры недобрые взгляды. Такие "мирные", обманчивые монологи производят более страшное впечатление, нежели обвинения, крики и проклятия в объектив.


Независимая газета