События в станице Бороздиновская. "Зачистка" или месть за убитого родственника?

19.06.2005

Станица Бороздиновская Шелковского района Чеченской Республики расположена в шести километрах от Республики Дагестан. В этом населенном пункте проживает примерно 1100 человек (90 \\\% - аварцы, 3 \\\% - русские, 7 \\\% - чеченцы). В 1944 году, когда чеченцы и ингуши были депортированы в Центральную Азию и Казахстан, в ряд населенных пунктов ЧИАР были переселены представители дагестанских этнических групп (лакцы, аварцы и др.). После того, как чеченцы и ингуши в 1957 году вернулись на родину, часть аварцев выехала из Шаройского района и поселилась в станице Бароздиновской Шелковского района.

До середины 2005 года ПЦ «Мемориал», ведущий мониторинг по соблюдению прав человека в Чеченской Республике, информации о каких-либо противоправных фактах в станице Бороздиноской не имел.
Согласно информации сетевых СМИ (см, например, РИА «Дагестан» от 6.06.2005), в течение мая 2005 года в станице и неподалеку от нее произошла серия убийств и вооруженных нападений:
«На дороге между станицами Гребенская и Воскресеновская обнаружены сожженная автомашина ВАЗ-2107, принадлежащая милиционеру Ханмухамаду Талханову, и труп милиционера с многочисленными следами огнестрельных ранений.
Предположительно та же группа /…/ проникла в дом жителя станицы Бороздиновская лесника Тагира Ахматова, сын которого служит в батальоне специального назначения «Восток», и расстреляла его.
Затем члены группы совершили вооруженное нападение на дом главы станичной администрации Султана Баширова, тяжело ранили охранника-милиционера Султана Хесимханова, завладели табельным оружием - автоматом Калашникова и служебным удостоверением и табельным оружием Баширова».

***
4 июня около 15.00 (1) в ст. Бороздиновской Шелковского района военнослужащие батальона специального назначения «Восток» (командир - С. Ямадаев) провели спецоперацию по задержанию «11 местных жителей, подозреваемых в пособничестве боевикам» (РИА «Новости», 6.06.2005).
В станицу въехали два БТРа, не менее десяти автомашин УАЗ-469 и несколько ВАЗ-2109 серого цвета и рассредоточились по всем улицам.
Вооруженные люди в серой милицейской и камуфляжной форме врывались в дома и заставляли всех мужчин садиться в машины. Их свозили к местной школе, приказывали лечь на землю лицом вниз, заворачивали на головы одежду. Всех, включая пожилых людей, подростков и инвалидов избивали ногами и прикладами автоматов. На земле людей держали почти до 22.00, несмотря на то, что в это время шел проливной дождь.
Из слов сотрудников силовых структур мужчины поняли, что их обвиняют в гибели лесника Тагира Ахматова и покушении на главу администрации станицы Султана Баширова, произошедшие за два дня до описываемых событий.
Одиннадцать человек вызвали по фамилиям и куда-то увели.
1. Абакар Абдурахманович Алиев, 1982 г. р., житель ст. Бороздиновская;
2. Магомед Тубалович Исаев, 1996 г. р., житель ст. Бороздиновская;
3. Ахмед Рамазанович Курбаналиев, 1978 г. р., житель с. Чатли Цунтинского района Республики Дагестан;
4. Магомед Рамазанович Курбаналиев, 1982 г. р., житель с. Чатли Цунтинского района Республики Дагестан;
5. Ахмед Пейзулаевич Магомедов, 1977 г. р., житель с. Малая Арешевка Кизлярского района Республики Дагестан;
6. Мартух Аслудинович Умаров, 1987 г. р., житель ст. Бороздиновская;
7. Эдуард Вячеславович Лачков, 1986 г. р., житель г. Кизляр Республики Дагестан;
8. Ахмед Абдурахманович Магомедов, 1979 г. р., житель ст. Бороздиновская;
9. Камиль Магомедов, 1955 г. р., житель ст. Бороздиновская;
10. Шахбан Назирбекович Магомедов, 1965 г. р., житель ст. Бороздиновская;
11. Саид Назирбекович Магомедов, 1960 г. р., житель ст. Бороздиновская, ул. Ленина.
С тех пор их никто из местных жителей не видел - после задержания они исчезли.
Около 22.00 всех остальных мужчин загнали в спортзал школы, там военнослужащие снова избили их дубинками, ходили по спинам. Потом велели оставаться на месте и уехали. Еще минут двадцать избитые просто не могли двинуться с места.
Когда они вышли из школы, то узнали, что происходило в станице, пока их держали на земле возле школы.
На ул. Ленина было сожжено два дома № 9 и № 11, принадлежащих Назирбеку Магомедову и его сыну Саиду. По словам жителей домов, почти всех их выгнали на противоположную сторону улицы, метров на пятьдесят. Женщины видели, как пошел сильный дым, из-за которого не было видно, что происходит в домах. Слышались выстрелы.
В доме осталась жена Саида и дети, которые испугались и стали прятаться в доме и сарае. Сначала военнослужащие не разрешали им выходить, потом грубо выгнали. После того, как они перебежали дорогу, дома вспыхнули. Женщины хотели потушить пожар, но военные не разрешали и открыли стрельбу под ноги и над головами мирных жителей. От дома Назирбека не осталось даже обломков стен.
Также сожгли дом Камиля и Зарахан Магомедовых.
В то же время, на ул. Набережная на другом конце села был окружен дом Магомазовых. В доме были Магомаз Магомазов, 77 лет, его жена и дочь. Ворвавшись в дом, военнослужащие выгнали жену и держали ее во дворе, не давая сдвинуться с места, стреляя ей под ноги, над головой и за спиной. Затем вытащили из дома упирающуюся дочь. Потом женщины услышали выстрелы (пистолетные или автоматные), а через некоторое время по дому выстрелили из гранатомета, и он вспыхнул. Тушить огонь военные не позволяли. После того как военнослужащие уехали и огонь потух, соседи нашли на куче сгоревшей шерсти обгоревшие человеческие кости. Они могли принадлежать только М. Магамазову.
После отъезда военных, оказалось, что исчезли не только люди, но несколько автомашин.
Никто из тех, кто проводил «спецоперацию» не представлялся, но жители узнали сотрудников подразделения некоего Хамзата по прозвищу «борода», который служит в батальоне «Восток». Кроме того, Хамзат, является лидером местного отделения партии «Единая Россия». Некоторые из военнослужащих были в масках.
Представителей местной администрации и сотрудников милиции никто из жителей не видел. Все пострадавшие являются аварцами, выходцами из Цунтинского района Дагестана (2).
Через день в ст. Бороздиновскую прибыли сотрудники военной прокуратуры. Многие из пострадавших написали заявления, их уверили, что будет проведено расследование. Однако, после их отъезда, пожилые жители станицы случайно обнаружили клочки своих заявлений. После этого несколько семей покинули станицу и уехали в соседний Дагестан.
Вечером 8 июня около 150 станицы жителей перекрыли федеральную трассу «Кавказ», требуя освободить похищенных жителей села. Для переговоров к ним приехали сотрудники Кизлярского РОВД, МВД Республики Дагестан.
По данным ИА «Кавказский узел» (10.06.2005) «в тот же день состоялась встреча представителей министерств по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана и Чечни. По словам чеченского министра Мовсура Ибрагимова, «власти Чечни не знают, где в данный момент находятся похищенные, но мероприятия по их поиску проводятся».
Как заявил 9 июня замминистра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Сулейман Хаппалаев, "я говорил сегодня с Мовсуром Ибрагимовым, но ему пока не удалось узнать ничего о судьбе похищенных людей. Он пытался связаться по этому вопросу с представителем объединенной группировки федеральных войск в Чечне Владимиром Власко, однако это ему не удалось".
14 июня в ст. Бороздиновской в пепле сожженного 4 июня дома Назирбека Магомедова (ул. Ленина, 11) местными жителями случайно были обнаружены обгоревшие человеческие кости. По словам жителей Бороздиновской, вызванные сотрудники милиции собрали фрагменты костей в четыре большие полиэтиленовые пакеты. Собравшиеся жители стали возмущаться. В ответ милиционеры избили двух мужчин и куда-то увезли их. Затем сотрудники милиции демонстративно проехали по улицам станицы, ведя беспорядочную стрельбу. Женщины и дети плакали от страха.
После этого большинство аварцев решили покинуть Бороздиновскую и перебраться в Дагестан. 16 июня несколько десятков семей аварцев погрузили на машины свои вещи: мебель, домашнюю утварь и отправились в Дагестан. Перегнали также и скот. Многие из них не нашли пристанища в Кизляре или ближайших селах и остановились прямо около границы, накрыв вещи тентами. Они заявили, что не вернуться на территорию Чечни, где живут в атмосфере постоянного страха.
Ни власти Чечни, ни власти Дагестана не проявили заботы о новых беженцах, только от МЧС поступило три палатки. Беженцы просят, чтоб руководство Дагестана выделило им земли для поселения. Всего выехало около 230 семей (3).
В своем заявлении, адресованном представителям власти и правозащитникам, выехавшие из Бороздиновской жители написали, что постоянно подвергаются произволу со стороны силовых структур ЧР. Так 30 апреля 2003 года неизвестные в масках забрали Аслудина Муртузовича Омарова, 1964 г.р. и до сих пор никаких сведений о нем нет. Похищали и других жителей, которых через некоторое время выкупали за крупные суммы. В 2004 году в знак протеста против беспредела, бороздиновцы перекрыли федеральную трассу «Кавказ».
Через десять дней после этого в станицу приехали сотрудники местной милиции. Они задержали и увезли пятерых жителей, которые вернулись домой через несколько дней избитыми. Спустя неделю увезли 25 человек, которые также вернулись жестко избитыми, у некоторых остались глубокие шрамы от наручников.
В ночь на 28 января 2005 года был похищен брат человека, которые бороздиновсике аварцы считают своим лидером, Г.С. Омаров, 29 лет. На восьмой день его труп с огнестрельными ранами был обнаружен в лесу неподалеку от станицы.
18 июня 2005 года в Грозном на заседании делегации из Дагестана с представителями министерств и силовых структур Чечни было принято решение создать совместную комиссию. С дагестанской стороны ее возгласит член Госсовета Дагестана Эльмади Жабраилов, а с чеченской стороны - министр по национальной политике и печати и информации Мовсур Ибрагимов. «Комиссия намерена разрешить кризис, найти 11 житей Борздиновской и вернуть вынужденных переселенцев в свои дома», - заявил журналистам после встречи Ахмеднаби Магдигаджиев, секретарь Совбеза Дагестана.



Абдуразак Исаевич Лабазанов:
«4 июня после обеда я был на сенокосе. Уставший, приехал домой и хотел спать, вдруг зашли ко мне трое милиционеров. Это было в 2-3 часа. Спросили паспорта. До этого они вежливо обращались. После того, как паспорта отдал, они нецензурными словами сразу: «Иди в машину!»
Привезли к школе. И там сразу, как с машины слезли, руки, говорят, за голову, и намотали свою же рубаху, и положили лицом на землю. Как раз погода была дождливая. Там много народу было. Над нами издевались. Кто чуть шевеления делает - ногой! Автоматом, прикладом! Я как раз сказал: «Зачем меня сюда взяли?». И сразу же стали бить. Лежали 7-8 чесов. Под дождем. Такое им развлечение было. Они смотрели, кто здоровый, того сильней избили.

Ребят, которых забрали, тех пофамильно вызвали и после этого мы их не видели. Военные сказали: «Когда нашего Тагира (лесника) убили, вы смеялись».
Сами чеченцы убили его. У них между собой вражда. У них это бывает: кровная месть, туда-сюда, у этих чеченцев. Они убили и после этого все на нас свалили. За что забрали? Мы даже не знаем.
Наших людей считают ваххабитами. Наоборот антиваххабистические у нас ребята. Если мы неправы, мы ничего не можем сказать. Потом, вконец, они взяли нас в школу, когда я шел вот так (согнувшись), я упал, у меня же была намотана одежда, я то на земле лежу, а другой приходит и прикладом!
Вот сейчас у меня на спине есть следы от дубинки.
Инвалид 1-й группы, Али Шайхиев, у него руки опухшие, посиневшие, он даже выпрямить тело не мог. Кричат ему: «Руки за голову, лежи!».
Он говорит: «Я инвалид 1-й группы, пожалейте меня. Хоть посмотрите на мои руки, на ноги. Я их согнуть не могу».
Перед моим домом два дома сожгли они. Женщины хотели потушить этот огонь, они не дали. Очередями автоматов пустили по ногам. Почему они сожгли эти дома, об этом я точно не знаю.
Это было 4-го. После этого опрашивали с военной прокуратуры, были из Шелковского района РОВД.
Из станицы люди начали выходить после 4-го.
Числа 5-6 приехали военные на машинах, на улицах стали стрелять. В ту же ночь забрали еще двоих. Позавчера, когда нашли останки, приехали из Шелковского РОВД. Простой чеченец, который там живет, стал возмущаться: «Почему вы издеваетесь над людьми?» Перед людьми ему прострелили ногу, начали избивать. И они забрали сразу троих местных чеченцев.
Заявления написали в прокуратуру, потом старики нашли их порванными».

Зайнди Шаруханов:
«Забрали нас, посадили на машины и отвезли в школу. Положили прямо на улице. Часов 7-8 держали под дождем, избивали. Потом завели в школу, там тоже били. Меня лично ни в чем не обвиняли, но избивали всех подряд.
Они не представились, а фактически мы знаем, что это военные из батальона «Восток» Ямадаева. Уже в газете написали об этом.
Со всех машин были сняты номера. Несколько человек в масках. Прежде, чем уходить, они, видать распределяли, кого забрать, а кого оставить. Они считают, что те 11, которых забрали, ваххабисты. А похищенные нормально жили, так же как мы.
13-ти летнего парня избили, Абакарова. Тот русский пацан, который в гости приехал, его тоже забрали.
Они не в первый раз врываются. Омарова забрали. Это тоже был «Восток», руководитель Хамзат. Вот с такими большими усами. Он лидер «Единой России» по Шелковскому району.
Эти люди отщепенцы, бывшие боевики. Этот Хамзат сам выступает посредником, сам получает деньги. Есть несколько примеров из Бороздиновки те же люди похищали наших людей, через месяц отпускали за выкуп. Деньги брал тот же самый Борода. Это всем в районе известно.
Это известно и руководству Дагестана, мы неоднократно заявляли. Это известно федеральному центру, не знаю, доходили до них наши заявления или нет, мы еще год или два назад писали по этому поводу, прокурору Шелковского района, когда убили моего брата, Умарова Рамазана Саидовича, 28 лет. Почему дело не сдвигается прокурор прямо сказал: по этим людям мы ничего не можем сделать. Нам это дело пришлось бросить.
Еще забрали Омарова Аслудина. До сих пор его местонахождения неизвестно.
На 1 мая забрали человек пять-шесть, избили до полусмерти в Грозном, потом обратно привезли. Они с мешками на голове были, сами не знали, где были. 10 или 11 мая их отпустили. Заявления, что толку писать, к ним же попадет.
Нашему земляку кизлярскому мы писали заявление, его вернули в Шелковской район, а руководство точно знало, что это моей рукой написано. Вызвали меня на совещание. Там сидело человек 15. Спрашивают: «Почему ты пишешь такие доносы?».
Все заявления, которые пошли в Грозный, обратно вернулись. Уже начали преследовать тех, кто заявления подал. Слухи пускают, что с ними расправятся. Люди Хамзата здесь могут совершить любое преступление.
Они любого могут забрать, полномочия у них есть. И прокуратура и ФСБ с ними не могут разобраться.
Того поста, который возле села стоит, в тот день не было. Я вечером домой возвращался, возле села стоял БТР, там было человек 4-5. Один подошел ко мне, проверил, сказал: «Езжай».
Хотим уезжать. Кстати, наши чеченцы тоже хотят с нами уйдти, над ними также издеваются».


Айшат Магомазова: 1959 г. р.:
«…Во дворе я лицо, руки мыла. Молиться хотела. Военные толкали, били отца. Я сказала: «Оставьте его, он старик, что вы мучаете его? Аллах вас накажет».
Потом я посмотрела, а отца не было, я не знаю, куда его кинули. Оба они мне: «Выходи», - говорят.
«Не выйду», - ответила я.
Старший стрелял по мне, потом я вышла. Я думала, что отца в машину посадили, а они в подвале убили и сожгли его».


Примечания:
1) По данным Агентства «Интерфакс» (11.06.2005), спецоперация проводилась 3 июня, ИА «Кавказский узел» (10.06.2005) - в ночь на 5 июня.
2) По данным РИА «Дагестан» (6.06.2005), пять человек - выходцы из Цунтинского, шесть - из Цумадинского районов Дагестана.
3) При этом представители официальной власти отрицают массовый исход аварцев из станицы. Так, глава администрации Шелковского района Хусейн Нутаев заявил: «случившееся пытаются использовать в своих политических целях «отдельные силы, находящиеся в соседнем с Чечней регионе».
Нутаев отметил, что накануне в Бороздиновской появилась съемочная группа одного из телеканалов. Через полчаса в станицу подъехали 10 «КамАЗов», в них погрузили вещи - все это снималось, и «КамАЗы» переехали на территорию Кизлярского района Дагестана и там остановились, рассказал глава райадминистрации. По его словам, жители, выгрузив вещи в Кизлярском районе, сами вернулись в станицу Бороздиновская.
Глава администрации Шелковского района считает, что «все эти действия происходили по кем-то составленному сценарию». «В станице исчезли люди, у их родственников действительно горе. Другие на этом пытаются нажить себе капитал», - подчеркнул Нутаев.
В настоящее время под видом переселения в Дагестан предпринимаются попытки получить там земли, статус беженцев, компенсации, а также разыграть «бороздиновскую карту» в политической борьбе в Дагестане, считает Нутаев» (Агентство «Интерфакс», Newsru.com, 17.06.2005).