01.10.2006
19 сентября 2006 года в Октябрьском РОВД г. Грозный прошло совещание под руководством бывшего начальника Сайпуди Лорсанова. От исполнения своих обязанностей он был отстранен в июне этого года специальной комиссией ЮФО, созданной после того, как один из его бывших подчиненных, старший эксперт-криминалист подполковник П.В. Прохоренко (врач по профессии), написал жалобу на имя министра внутренних дел РФ Нургалиева. В своей жалобе Прохоренко указал, что Лорсанов регулярно занимается вымогательством, издевается над подчиненными, дерется. Жалобу подполковник написал после того, как вернулся домой в Иркутскую область.
Когда члены комиссии стали проверять эти сведения, с заявлением в прокуратуру обратились еще несколько контрактников. Оказалось, что с каждой зарплаты у всех сотрудников удерживали по 1000 рублей. Кроме того, у них регулярно требовали деньги на дни рождения министра, его заместителей и других начальников, так, что ежемесячные сборы вырастали до 2000 тысяч. Но, кроме этого, нужно было сдавать деньги на канцелярские товары и на взятки с целью улучшения отчетности. Последнее, очевидно, получило распространение, не только в Октябрьском РОВД. На бумаге статистика раскрытых преступлений выросла, в то же время реальные дела не расследуются. Так в июле 2004 года в Октябрьском районе было совершено убийство. Брат убитого узнал среди убийц брата М. Эшиева, руководителя АТЦ Веденскго района. В розыск он был объявлен только в сентябре 2004 года, но, тем не менее, никто не сделал попытки его задержания, хотя, он жил в Ведено совершенно свободно и носил оружие. Только в марте 2006 года он был задержан в Гудермесе на построении своего подразделения.
В заявлении Прохоренко так же говориться о фактах произвола, издевательства над сотрудниками, избиения их, в том числе публичного. Стала обычной практика «проверок» на алкоголь. Происходило это таким образом: в 11-12 часов ночи, в общежитие, где жили иногородние сотрудники входил Лорсанов в сопровождении десяти охранников. В комнаты они врывались без стука, ломая запоры. Если кого-то заставали за распитием спиртных напитков или пьяным, били. Так был избит перед сотрудниками, которых специально для этого ночью вывели на построение Спиридонов.
Вообще немотивированные построения стали изощренным издевательством. Сотрудников поднимали по тревоге, строили, потом распускали. Через 20-30 минут снова поднимали. Так могло повторяться несколько раз.
Охранники Лорсанова считали себя фигурами гораздо более важными, чем любой начальник РОВД ниже Лорсанова. Так один из них запросто заявил начальнику участковых Рагимову, что снимет его с работы. Вскоре, действительно, Рагимова, понизили в должности до заместителя, причем внятных объяснений этого он так и не получил.
Если таким было отношение к подчиненным, каким же было отношение к тем, кто был задержан? Лучше всего говорит об этом то, что задержанных содержали в подвале бывшего интерната глухих детей на ул. Павла Мусорова. Кроме того, что помещения не соответствуют никаким санитарным нормам (отсутствие окон, во дворе нет места для прогулок), оно должно было стать предметом изучения экспертов, как место совершения многочисленных преступлений в 2000-2001 году. Однако, такие исследования не были проведены к 2003 году, когда вместо того, чтобы расследовать преступления, совершенные в подвалах интерната милиционерами из Ханты-Мансийского округа, чеченские милиционеры стали помещать туда тех, кого задерживали сами.
Почему такое стало возможным? Почему Управление собственной безопасности МВД ЧР не заинтересовалось тем, что происходит в Октябрьском РОВД? Возможно, потому, что начальник Управления, Шарпуди Лорсанов, отец Сайпуди Лорсанова.
Нарушая закон, Лорсанов не боялся того, что за это придется ответить. До сих пор никто не может заставить его вернуть паспорта женщинам из семьи Бекмурзаевых, которые он забрал в залог, требуя, что они привели сына, которого подозревают в убийстве сотрудника милиции.
Поборы не прекратились и после того, как Лорсанов был отстранен от исполнения своих обязанностей. 12 сентября он прибыл в РОВД, и каждому сотруднику пришлось раскошелиться на подарок ему ко дню рождения.
На совещании 19 сентября Лорсанов устроил разнос тем, кто посмел на него жаловаться, упрекнул их в том, что они не оценили его доброты, и пригрозил тяжкими последствиями такого поступка.