Ответ МИД РФ на Публичное заявление Комитета Совета Европы по предотвращению пыток (с комментарием ПЦ «Мемориал»)

24.03.2007

Мы публикуем письмо Министерства иностранных дел России, поводом для которого стало обнародование Комитетом Совета Европы по предотвращению пыток (ЕКПП) Публичного заявления, посвящённого положению в Чеченской Республике.
Департамент печати и информации МИД РФ высказывает "по меньшей мере глубокое недоумение" этим документом, указывает на его "избирательный и предвзятый характер", который "не соответствует уровню взаимопонимания, достигнутого за годы взаимодействия России с ЕКПП", настаивает, что высказанные в нём оценки "не могут быть признаны объективными и рассматриваются как политически мотивированные", и констатирует: "члены ЕКПП не желают замечать устойчивых позитивных изменений, происходящих в Чеченской Республике".
Похоже, что столь резкие для дипломатического языка формулировки связаны с тем, что в последнем Публичном заявлении Комитет "счел возможным подробно изложить" отдельные положения последних двух своих докладов, "несмотря на их конфиденциальный характер".
Между тем, Российская Федерация, - единственная из стран Совета Европы (!) - запрещает публикацию докладов ЕКПП. А для объективного анализа стоило бы, "подтверждая приверженность взятым на себя международно-правовым обязательствам", опубликовать эти доклады, чтобы заинтересованная общественность могла по достоинству оценить те "устойчивые позитивные изменения, происходящие в Чеченской Республике", которые "не желают замечать члены ЕКПП", и понять всю неправоту Комитета, решившегося на столь "неоправданный и пристрастный" демарш.


Приложение:
Письмо директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России О.С.Мальгинова Председателю Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания господину М.Палма

Уважаемый господин Председатель,
Российская Федерация никогда не ставила под сомнение выполнение своих обязательств по Европейской Конвенции против пыток. Тот факт, что Комитет счел возможным вновь прибегнуть к принятию публичного Заявления от 13 марта 2007 г. не может не вызывать по меньшей мере глубокого недоумения.
Полагаем, что такой шаг носит избирательный и предвзятый характер и не соответствует уровню взаимопонимания, достигнутого за годы взаимодействия России с ЕКПП. Это вызывает сожаление и потому, что установившийся диалог позволял не только обсуждать сложные вопросы, но и принимать практические меры по улучшению ситуации в сфере компетенции Комитета.
Содержащиеся в Заявлении обвинения в адрес Российской Федерации, в частности, в ее неспособности к сотрудничеству с Комитетом, не могут быть признаны объективными и рассматриваются нами как политически мотивированные.
Заявление, кроме того, свидетельствует о том, что члены ЕКПП не желают замечать устойчивых позитивных изменений, происходящих в Чеченской Республике.
Хотел бы со всей определенностью заявить, что российская сторона неизменно стремилась и стремится давать исчерпывающие ответы на все замечания Комитета, по возможности выполнять его рекомендации.
Не являются исключением и комментарии к докладам по итогам двух последних визитов ЕКПП на Северный Кавказ в 2006 году, отдельные положения которых Комитет, однако, по непонятным для нас причинам счел возможным подробно изложить в тексте Заявления, несмотря на их конфиденциальный характер.
В заключение, уважаемый господин Председатель, хотел бы сказать, что Российская Федерация как участница Европейской конвенции по предупреждению пыток подтверждает приверженность взятым на себя международно-правовым обязательствам. Вместе с тем вынужден констатировать, что неоправданный и пристрастный, на наш взгляд, демарш ЕКПП, безусловно, может сказаться на характере взаимодействия России с Комитетом, как, впрочем, и негативно отразиться на престиже в России Совета Европы в целом.
г.Москва, 20 марта 2007 г.


См. также: http://www.memo.ru/2007/03/19/1303071.html